Кино для мобильников, половой вопрос, память и памятники

Дата публикации: 03 мая 2017

Чем удивил, порадовал и огорчил кинофестиваль "Движение"

Национальному фестивалю кинодебютов "Движение" в этом году исполнилось пять лет. Традиционно он прошел в последнюю неделю апреля.

Словно тоже уже соблюдая некую традицию, программный директор фестиваля Стас ТЫРКИН говорил, что было очень много заявок, но в конкурсную программу вошло только самое лучшее. "Бутиковым" по объему назвала фестиваль его генеральный продюсер Полина ЗУЕВА, ведь в конкурсе — всего 26 фильмов. Впрочем это на четыре больше, чем в прошлом году. Президент фестиваля Артем МИХАЛКОВ заверил, что интерес к фестивалю растет, как и его значение –  участники не остаются незамеченными, некоторых из них уже пригласили на престижные международные кинофорумы. Правда, несмотря на заявление о возросшем интересе, на красной дорожке перед театром драмы оказалось не так уж много звезд. Зато молодые участники фестиваля были куда более активными. Режиссер Юлия ЗИНОВЬЕВА (ее фильм «Наказание» вошел в программу неигрового кино «Движение. Жизнь») рискнула приехать с грудным ребенком.

Искусство эпохи гаджетов

Различные «диковинки» больше содержались во внеконкурсных программах. Так, актер МХТ Анатолий БЕЛЫЙ представил свой оригинальный проект Вечер кинопоэзии «Связь времен». Вместе с коллегами Агнией КУЗНЕЦОВОЙ и Артемом БЫСТРОВЫМ он читал стихи Пушкина, Пастернака, Есенина, Ахматовой. Параллельно с эти шло киноповествование – стихи проживалась в современных интерьерах, в пространстве мегаполиса, создавая причудливые метафоры, соединяя прошлое и настоящее. Целью вечера было показать именно киноновеллы, снятые по мотивам известной лирики. «Это новое явление в киноискусстве, оно позволяет не только услышать, но и увидеть стихи», — считает Анатолий БЕЛЫЙ, стремящийся закрепить кинопоэзию как новый жанр.

Относительно молодое явление в кинематографе и веб-сериалы. Они снимаются для трансляции через Интернет, причем снимаются как любителями, так уже и профессионалами. Обычно веб-сериалы малобюджетны, их распространение также не требует особых затрат. Кино для мобильных телефонов и прочих гаджетов пока малоисследованно, по крайней мере, оно не присутствует ни на одном кинофестивале. «Движение» решило первым восполнить  этот пробел, подтверждая статус фестиваля дебютов. Сегодня веб-сериалы прошли в его рамках стадию первичной презентации, но не исключено, что уже в следующий раз для них будет создана новая конкурсная программа.

Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин

Темой круглого стола нынешнего фестиваля   стало так называемое женское кино и даже уже его пугающий «бум». Тема, надо сказать, абсолютно притянутая за уши. Да, фестивальная программа по количеству авторов-женщин и авторов-мужчин тоже разделилась почти пополам. Но это не повод для гендерного шовинизма, который сквозил в изначальном посыле дискуссии. Она, надо заметить, увяла на корню. Что такое «женское кино», участники круглого стола так и не смогли сформулировать. Поскольку, как справедливо отмечали многие из них, качественное кино не делится на мужское и женское. Некачественное, хочется добавить, — тоже. Не в этом надо искать причину неудач. Кстати, для чистоты эксперимента стоило бы показать несколько фильмов, не называя авторов, и предложить угадать, какие из них сняты женщинами, а какие мужчинами. Готова поспорить, с этим были бы проблемы.

Новички и дебютанты со стажем

Довольно неровно (не хочется говорить: нечестно) была составлена главная конкурсная программа «Движение. Вперед» (конкурс полного метра). Рядом с абсолютными новичками, снявшими свое первое искреннее, трепетное и в чем-то исповедальное кино, в ней присутствовали фильмы режиссеров, создавших уже не одну картину, знающих все рычаги управления зрительскими эмоциями. Например, фильм «Гупешка» известного кино- и театрального режиссера Влада ФУРМАНА или «Три дня до весны» Александра КАСАТКИНА. За плечами ФУРМАНА уже и культовый сериал «Бандитский Петербург», и «Таинственная страсть», и «Наркомовский обоз», и фильм большого экрана «На крыльях». Александр КАСАТКИН снял фильмы «Бариста», «Дочь», «Слушая тишину», собрал награды многих кинофестивалей. Но, как пояснил Стас ТЫРКИН, режиссер, снявший три фильма, — это еще вполне себе дебютант. Тем более, если форматы разные.

Так или иначе все получили свое. Супруга Влада ФУРМАНА актриса Нелли ПОПОВА – приз «За лучшую женскую роль». Александр КАСАТКИН – признание зрителей (Приз зрительских симпатий), которым банальное «кино и немцы» часто милее непонятных экспериментов. Самобытный автор из Якутии Дмитрий ДАВЫДОВ, учитель по образованию, снявший свой по-настоящему дебютный фильм «Костер на ветру», — приз «За лучшую режиссерскую работу». Непрофессиональный актер Алексей УСТИНОВ, сыгравший в его фильме, удостоен приза «За лучшую мужскую роль», а сам фильм получил Приз губернатора Омской области. За Дмитрия и его творческую команду откровенно радостно.

Лучшим фильмом короткого метра в этом году назван лирический кинорассказ о прощании с юностью «Ёф» (режиссер Николай СИДОРОВ-ФРАНЦУЗОВ), а лучшим документальным фильмом – фильм Евгения ГРИГОРЬЕВА «Про рок». Режиссер, мечтавший стать рок-звездой, попытался создать портрет нового поколения рок-музыкантов на фоне быстро меняющейся жизни, и, разумеется, сделал это очень неравнодушно.

Второй год подряд жюри основного конкурса прельщает откровенная жесть. В прошлом году Гран-при был присужден «кровавому» фильму Александра ВАРТАНОВА «Дачники», а в этом – картине Ани КРАЙС «Нашла коса на камень», где и убийство, и насилие, и полный бытовой беспросвет. Однако членов жюри фильм «удивил, испугал, очаровал, обжег и вдохновил», как пояснил председатель жюри Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ.

Время разбрасывать камни?

В завершающий день работы фестиваля произошло событие, инициатором которого выступило региональное отделение Российского военно-исторического общества. Рядом с Дворцом детского и юношеского творчества был торжественно открыт первый в России бюст поэта, автора многих детских стихов Сергея МИХАЛКОВА. Дворцу со временем тоже решено присвоить его имя. По такому случаю к уже находившимся в Омске Артему и Анне МИХАЛКОВЫМ (Анна была членом жюри) добавилась и звездная чета – Никита МИХАЛКОВ с супругой, а также их внуки. Вечером все вышли на красную дорожку, и фестиваль стал окончательно напоминать семейное мероприятие. С самого начала казалось, что фестиваль «Движение» для Артема МИХАЛКОВА – это маленькая модель папиного Московского международного кинофестиваля, так сказать, детская игрушка. Теперь эта мысль появилась снова. Кстати, Сергея МИХАЛКОВА, чей бюст установили в Омске, ничего не связывало с этим городом, а вот для нашего земляка народного артиста Михаила УЛЬЯНОВА он был практически родным. Но вместо памятника, который закладывали год назад и обещали возвести к открытию нынешнего «Движения», так и стоит пустой камень…



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/may/17/kino-dlya-mobilnikov-polovoy-vopros-pamyat-i-pamyatniki