Валентина ВОДОЛАГА: «Мне пришла мысль создать лекарственную форму, которая бы поедалась животными с удовольствием»

Дата публикации: 17 мая 2017

В марте 2017 года огласили итоги конкурса «У.М.Н.И.К. 2016» (участник молодежного научно-инновационного конкурса)

Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Эксперты отметили 12 проектов молодых омских ученых, которые получат финансирование в размере 500 тысяч рублей. «Коммерческие вести» продолжают знакомить читателей с авторами наиболее интересных идей.

Прежде чем изобрести велосипед, человечеству пришлось придумать колесо. Так и студентка 5 курса Омского ГАУ Валентина ВОДОЛАГА начала с разработки специальной капсулы для ветеринарных препаратов. О том, что она собой представляет и для каких целей может использоваться, корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у автора идеи.

– Валентина, расскажите о проекте, с которым вы победили на конкурсе «УМНИК».

– Тема, которую я представляла, называется «Разработка капсул на основе спирулины для животных». Сразу хочу уточнить, что речь идет не о лекарственном препарате, а только об оболочке для него. Это будет мягкая желатиновая капсула с добавлением спирулины, она используется для привлечения внимания животных. Внутри капсулы мы сможем поместить все что угодно. Есть у нас идеи на этот счет, но пока озвучивать их не буду.

– Что вас натолкнуло на идею создания капсул?

– Я подрабатываю в ветеринарной клинике и часто сталкиваюсь с тем, что владельцы животных испытывают трудности с дачей лекарств питомцам, например, антигельминтов. Мы, конечно, предоставляем такую услугу, но иногда препарат требуется принимать несколько раз в день. И мне пришла мысль создать лекарственную форму, которая бы поедалась животными с удовольствием. К спирулине, которая отлично подошла для этой цели, мы пришли случайно. Привезли домой с озера Соленое, которое находится в Ленинском округе нашего города, биомассу спирулины для исследования и обнаружили, что домашние животные проявляют к ней повышенный интерес. У меня дома кошка, она даже пыталась есть ее.

– А что такое спирулина?

– Это цианобактерия, которая известна своими уникальными свойствами. Она обитает и в солоноватых, и в пресных, и в термальных водах. Ее используют как основу для создания биодобавок. Для этого даже специально выращивают. Спирулину называют «зеленым золотом» из-за того, что в ней содержится до 50 процентов легкоусвояемого белка, микро-, макроэлементы, витамины и др. Она благотворно влияет на иммунную систему организма. Правда, запах у этой микроводоросли не очень приятный, но, видимо, именно это и привлекает животных.

– Давно вы занимаетесь этими исследованиями?

– В течение года. За это время мы успели сделать оценку общетоксического действия спирулины на лабораторных крысах. Им давали не капсулы, а саму спирулину. В итоге сейчас уже можно сказать, что она безопасна, к тому же дает прирост массы особей. Это само по себе очень интересно, требует дальнейшего изучения, поскольку речь может идти об использовании в продуктивном животноводстве.

Затем мы сделали желатиновую массу, в которую добавили спирулину. Капсулы из нее раздали моим одногруппникам, чтобы они давали их своим домашним животным. Все прошло удачно, наши предположения, что животным нравится спирулина, подтвердились.

– А что было внутри этих капсул? Плацебо?

– Нет, там было вазелиновое масло, которое не усваивается организмом и выходит в неизменном виде. Пока это было не апробирование, а просто житейский опыт. Глубокое исследование мы планируем сделать позже, когда у нас будет готов опытный образец. Он появится в следующем году.

– В чем будет заключаться эксперимент?

– Он будет проводиться на домашних животных, возможно, в рамках нашей ветклиники. Владельцам кошек и собак будет предложено давать питомцам капсулы, а затем методом анкетирования или опроса мы соберем сведения и выясним их влияние на животных.

Хорошо, что нам удалось выиграть конкурс, это позволит получить финансирование и продолжить исследования. Мы уже связались с несколькими фармацевтическими компаниями, занимающимися изготовлением капсул, выяснили, что они готовы с нами сотрудничать. Но заказ опытных образцов будет стоить недешево, на это будет потрачена часть финансирования. Кроме того, нужны дополнительные исследования: при проверке биомассы, из которой будем делать капсулы, на лабораторных животных требуется контроль за их состоянием. Для этого мы будем брать на анализы у них кровь, а ведь даже обычный общий анализ крови одной крысы обходится недешево. Из таких «мелочей» складываются довольно внушительные суммы, и стоимость исследований получается немаленькой.

– Как вы собираетесь коммерциализировать идею?

– Будем оформлять индивидуальную собственность, т.е. патент. Надеюсь, что какая-нибудь фармацевтическая компания заинтересуется и купит его у нас.

– Существуют ли аналоги вашей разработки?

– Прямых нет. Есть препараты для животных, сделанные из спирулины, обычно они создаются в виде порошка или таблеток. Но проблема в том, что порошок просто нереально задать животному, это даже опытный врач не всегда может сделать.

– Вы собираетесь реализовывать пустые капсулы, чтобы в них помещали нужные препараты, или уже наполненные лекарствами?

– Вообще в мягкую желатиновую капсулу не все можно положить даже на производстве. По технологии она может включать пастообразные и масляные вещества. В домашних условиях, самостоятельно в нее поместить ничего не получится, она идет уже запаянная. Внешне капсула выглядит как у витамина аевит.

– Какие препараты вы бы в первую очередь рекомендовали для помещения в капсулы?

– Пожалуй, антигельминтные. Их нужно давать животным каждые четыре месяца всю жизнь, поэтому на них будет спрос. Плюс ко всему – они горькие, именно в этом проблема. Можно использовать капсулы и для витаминов. Вообще ограничений по использованию капсул практически нет. Технология их изготовления подразумевает, что спирулина в ней находится живая. Оболочка греется всего до 40 градусов и не убивает спирулину. Это значительно усиливает эффект препаратов, в частности, повышает иммунитет.

– Может случиться, что, раздавив однажды в пасти капсулу с горьким лекарством, животное ее запомнит и откажется принимать?

– Конечно, все может быть. Но вообще животные не жуют корм, они его сразу глотают, на это мы и рассчитываем.

– Почему вы стали учиться на ветеринара? Мечтали с детства?

– Совсем нет. Я не видела себя ветеринарным врачом, не училась в биологических классах. Окончила 30-ю среднюю школу и очень благодарна учителям за то, что дали мне знания, которые позволили поступить в университет. Когда пришло время выбирать профессию, для меня не последним аргументом было наличие в вузе бюджетных мест. Пришла в Омский ГАУ. Сначала хотела просто окончить университет и пойти работать по специальности, но на третьем курсе встретила Татьяну Владимировну, и мои планы изменились. Доктор ветеринарных наук, доцент кафедры диагностики, внутренних незаразных болезней, фармакологии, хирургии и акушерства, Татьяна Владимировна БОЙКО – мой научный руководитель. Она занимается фармакологией и токсикологией. Когда мы начали вместе работать, она мне показала, что такое настоящие эксперименты, что значит лаборатория. Мне понравилось, я втянулась в эту деятельность, и теперь планы в корне изменились. Конечно, сначала нужно защитить диплом, но потом я собираюсь поступать в аспирантуру. Буду и дальше заниматься спирулиной.

– Вы не так давно вернулись с конкурса в Новосибирске, какой приз удалось завоевать там?

– К сожалению, никакой (смеется). Я действительно ездила в Новосибирск на Всероссийский конкурс научных работ среди молодых ученых, аспирантов, студентов. Это был уже второй этап, но дальше я не прошла. Увы. Но ничего страшного, зато получила хороший опыт. Тем, похожих на мою, там не было, студенты представляли в основном исследования препаратов, различных животных, например, таких, как нерпа.

– Как вы относитесь к молодым специалистам, которые уезжают из Омска, собираетесь ли сами покинуть родной город?

– Вопрос сложный. У меня были такие мысли. Но уезжать – это слишком кардинально. Для этого нужно, чтобы здесь были какие-то проблемы, имелся серьезный стресс-фактор. Я, скорее всего, не решусь и даже не буду думать на эту тему. Мне кажется, что наш город именно поэтому такой, какой есть, что все уезжают. Если бы оставались, то, возможно, он был бы лучше. Нужно искать перспективы, позитив во всем, что ты делаешь.

– Валентина, а чем занимаетесь в свободное время?

– А у меня его сейчас нет (смеется). Я ушла в науку, и все, на остальное времени не остается. В детстве, конечно, как все, ходила в кружки, увлекалась вокалом. Я считаю, что если ты занимаешься всем, значит, серьезно не занимаешься ничем.

 

Биография

Валентина ВОДОЛАГА родилась 24 января 1994 года в городе Омске. Окончила среднюю школу № 30 в 2012 году. Тогда же поступила на факультет ветеринарной медицины Омского ГАУ. В 2017 году оканчивает вуз.

Не замужем.

 

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/may/18/91526