Книжный клуб

Дата публикации: 24 мая 2017

Януш Леон ВИШНЕВСКИЙ, Малгожата ДОМАГАЛИК

Между строк

Пер. с пол.

СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013 год. – 288 стр.

Тираж 3 000 экз.

 

«На западной стороне площади»

Малгожата пишет Яношу

«Париж, воскресенье, вечер. Януш, я в Париже, остановилась в легендарном отеле «Costes», заполненном fashion victims, рядом с площадью Вандом, и, лежа на неприлично широкой кровати, улыбаюсь своим мыслям. Вот я и дожила до того момента, когда без профессиональных комплексов и дырки в кармане могу приехать в Париж на встречу с Паоло Коэльо. Журналистка встречается с писателем. Я уже поужинала и просматриваю свои записи, готовясь к завтрашней беседе с ним. С моим «Мастером» я познакомилась семь лет назад в Польше, когда он еще не был у нас таким гуру мудро прожитой жизни, каким, без сомнения, является сейчас. Я отнюдь не имею в виду наших критиков, которые считают его ловким графоманом». Это пишет Малгожата – польская журналистка и телеведущая, главный редактор журнала «Pani», феминистка. «Мадам М., улыбающаяся своим мыслям женщина, возлежащая вечерами на просторном ложе где-то в Париже. Необычная картинка для каждого мужчины, не лишенного воображения. Как мотив некоторых полотен Эжена Делакруа… Что я такое пишу?! Вовсе не «где-то в Париже», а буквально в паре шагов от Вандомской площади! Или вблизи от этой площади, или прямо на ней произошла (и наверняка постоянно происходит) масса исторически значимых событий». А это отвечает Малгожате ее давний собеседник Януш – популярный в России польский писатель, автор «Одиночества в сети» и прочих бестселлеров, женолюб. Так вот они и переписываются по электронной почте, рассуждая и о книгах, городах и людях. «Между строк» продолжает переписку, опубликованную в книге «188 дней и ночей». «Между строк» можно читать с любого места, лишь бы настроение было соответствующее: раздумчивое. «Дрезден, отель Хилтон, суббота, вечер. Малгося, из окна гостиничного номера видна толпа на площади перед церковью Фрауэнкирхе в Дрездене. Сижу в кресле у окна во всю стену. С бокалом немецкого рислинга. Слушаю Шумана. Смотрю на величественное здание этой церкви. Фрауэнкирхе, центр Дрездена, Германия…»

Е.К.

 

Максим КАНТОР

Азарт

М.: Издательство Mainstream, 2017 год. – 320 стр.

Тираж 4 000 экз.

 

«Богачи звали в свободный мир»

Кантор написал автобиографический роман-притчу

«Когда я получил приглашение на яхту Августа, то не удивился. В тот год было много экстравагантных приглашений. Таланты, что чувствовали себя невостребованными советской властью, стали получать приглашения с Запада, мол, именно вы нам и нужны, – богачи звали в свободный мир на выставки, во дворцы и на яхты. Я был молод, мира за пределами Московской кольцевой дороги не знал, но мои картины стали выставлять в Европе. Приглашения посыпались внезапно: вот позвали на выставку в Гамбург, вот парижская графиня мечтает познакомиться; вот Венецианская биеннале приглашает. В общем ряду приглашение на яхту в Амстердамском порту не выглядело странным. Условия тоже не напугали. Владелец корабля предлагал следующее: я живу в предоставленной мне каюте в течение шести недель, пишу картины на свое усмотрение, три картины оставляю голландцу в качестве платы за гостеприимство. Все, что нарисую сверх того, является моей собственностью – могу посылать в музеи или продавать на рынке». Хорошая завязка – в таком случае всегда чудится некая загадка, которая с тем или иным успехом будет решена страниц этак через двести-триста к обоюдному удовольствию и писателя, и читателя. В каких водах будет находиться судно, сказано не было, но адресат, зная из журнальных публикаций о причудах богачей, вообразил себе южные моря. Плавание должно было быть рассчитано на шесть недель, в буржуазный круиз художник отправился с женой и семилетним сыном. Однако счастливчика ожидал сюрприз. Прибыв в Амстердам, художник обнаруживает, что яхта – это ржавая посудина. Денег на ее починку ни у кого нет, а творческая коммуна – это оксфордский историк, левая активистка, лысый актер с Таганки, сербский поэт с мировым именем, аргентинский торговец комбайнами, музыкант, играющий на жестяных банках и еще с полдюжины самых странных персонажей. В общем, ковчег.

Е.К.

 

 

Дин МАККАНЕЛЛ

Турист. Новая теория праздного класса

Пер. с англ.

М.: Издательство Ад Маргинем, 2016 год. – 280 стр.

 

«Понять современность»

О том, что вы делаете, когда смотрите на Эйфелеву башню

«Современность преодолевает старые общественные границы: сперва она появилась в городских промышленных центрах, затем быстро распространилась на менее развитые территории. Туризм и осмотр достопримечательностей следуют за этим развитием быстрее, чем любые другие сложные и рефлексивные поступки или идеи. За исключением разве что экзистенциализма и научной фантастики ни одно другое движение не считается во всем мире современным по своей сути. Многие студенты пытались понять современность, анализируя продвинутые технологии, которые пронизывают современное общество. Однако технологическая структура не выражает дух современности, чего можно было бы ожидать от современной религии, существуй таковая. На этом уровне лишь система достопримечательностей, включающая в себя природные, культурные и технологические объекты, отражает дифференциации современного общества и сознания», утверждает в своей работе Дин МАККАНЕЛЛ (р. 1940). Профессор ландшафтной архитектуры Калифорнийского университета в Дейвисе исследует понятия аутентичности, элитарной и популярной культуры, связанные с построением социальной реальности вокруг феномена туризма, захватившего западный мир во второй половине XX века. Некоторые россияне, за четверть века обрыскавшие практически все достопримечательности закрытого от них ранее мира, наверняка, как и упомянутые выше студенты, пытаются понять, что же это с ними было и насколько это  инкорпорирует их в современное общество.

Идея «Туриста» зародилась и развивалась в рамках социологии. Впервые книга была опубликована в 1976 году и вместе со cборником эссе «Empty Meeting Grounds: The Tourist Papers» (1992), закрепившим за МАККАНЕЛОМ репутацию выдающегося исследователя туризма, остается неоценимой как для ученых, так и для заинтересованных наблюдателей.

Е.К.

Ким Стэнли РОБИНСОН

Голубой Марс

М.: Издательство «Э», 2017 год. – 752 стр.

Тираж 5000 экз.

 

Ареофания

Ровным строем вдоль каналов линий встали марсианские леса

«Голубой Марс» идет вслед за Марсом «Зеленым» и «Красным». Знаменитая трилогия РОБИНСОНА наконец-то издана целиком на русском. Спустя 20 лет после написания. Вряд ли она завоюет массового читателя: здесь мало приключений, но очень много описаний преображающейся Красной планеты. Автор как экскурсовод проводит читателя по множеству уголков Марса: Земля Темпе, Лабиринт Ночи, Фарсида, горы Олимп и Павлин: «На юге находилась борозда Нилокерас, служившая краем комплекса каньонов, начинавшегося далеко на юге, в огромной впадине каньона Гебы. Этот каньон был со всех сторон закрыт, но его проседание, как теперь считалось, случилось из-за прорыва водоносного слоя чуть западнее, в верхней части каньона Эхо. Тогда по Эхо хлынуло неимоверное количество воды, прямо к западному краю плато Луна, в результате чего образовался высокий крутой утес Эхо-Оверлука». Для пущей наглядности приведены карты всех этих уголков. Основные герои – практически те же, что и в первой книге. Им почти по 200 лет – результат использования медицинской процедуры омоложения. И им, наконец, удалась вторая марсианская революция. Марс стряхнул с себя власть транснациональных компаний и стал свободным. И тут же на свет появились политика, правительство и суды. И новая экономика, основанная на принципе испанских кооперативов Мондрагона. Робинсон явно пишет утопию, прообразом которой стали отцы-пилигримы и начало американского государства. Понятно, что новую демократию сразу же пробуют на прочность. Тем более что рядом переполненная планета Земля с 18 млрд населения, тогда как на Марсе людей в тысячу раз меньше. В результате ареоформирования в низинах уже можно дышать без маски, а единственный Великий Северный океан планеты занял около 20% поверхности, образовав тысячекилометровую изломанную береговую линию с множеством мест для портов и поселений. Кроме растений есть уже рыба, птицы и наземные животные – вплоть до медведей. Что же касается людей, то появляется уже четвертое поколение родившихся на Марсе и иной родины не знающих.

mif1959



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/may/19/knizhnyy-klub