За 10 лет количество лесников сократилось в 50 раз

Дата публикации: 02 ноября 2017

Как Татьяна ВИЖЕВИТОВА намерена наладить работу омского леспрома

26 октября зампредседателя регионального правительства Татьяна ВИЖЕВИТОВА собрала круглый стол по вопросам организации и ведения лесохозяйственной деятельности на территории Омской области. Детально ознакомившись с печальными итогами практики лесопользования в регионе за последние 10 – 15 лет, ВИЖЕВИТОВОЙ предстоит улучшить экологические и хозяйственные показатели, а также создать межведомственный совет оперативного реагирования по лесохозяйственной деятельности.

Первым о практике лесопользования поведал начальник отдела использования лесов и государственного лесного реестра Главного управления лесного хозяйства Омской области Евгений СТАРОКОЖЕВ. Он отметил, что лесосека в регионе используется в среднем на 13%. При этом в 2013-м объем лесозаготовок составил 2 млн куб. м, в 2016-м – уже 1, 6 млн куб. м.

– За последние 20 лет размер лесозаготовок по сосне сократился вдвое, по березе – в пять раз, по осине – в семь, – прокомментировал чиновник. – Омская область является дотационной по пиломатериалам, древесина завозится из соседних регионов.

Основные причины губительного состояния омского леса кроются в тотальном недофинансировании и отсутствии достаточного количества кадров.

– Если раньше в нашем районе числилось 330 человек – это лесники, лесная охрана, сотрудники лесхоза, то сегодня всего 47 человек, – пожаловалась член совета ветеранов лесного хозяйства, бывший руководитель Муромцевского лесхоза Наталья ШАПОВАЛОВА. – Раньше была лесная держава, а теперь те единицы, которые работают в лесничестве,  еле-еле успевают выписывать договоры и отпускать лес.

Из-за  сокращения  штата лесников в 50 раз (средний показатель по России) неподконтрольные участки леса, по словам экспертов круглого стола, подвержены заболачиванию, обрастанию сухостоем и, соответственно, пожарам, а также нападению вредителей. Лес становится непригодным к использованию. Пригодный с тем же успехом вырубают даже, казалось бы, добросовестные арендаторы. С лесопользователями в 2017-м заключено 77 договоров на предоставление в аренду лесных участков. Всего в регионе действует 248 договоров аренды по всем видам использования зеленых зон общей площадью 311 га – это один из самых низких показателей в Сибирском федеральном округе по площади, переданной в аренду. При этом на арендаторов возлагаются обязанности по выполнению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке.

– Когда был создан Лесной кодекс, мы считали арендатора честным. Но, как показала практика, у арендатора почти нет квалифицированных специалистов, они лес вырубят, а там хоть трын-трава. Раньше заставляли их исправлять ситуацию, а теперь и это не делается, – продолжила г-жа ШАПОВАЛОВА.

Кроме того, было отмечено, что лес, вырубаемый для гражданских нужд, а именно 30 куб. м на дрова и 175 куб. м на постройку дома, как правило, не используется жителями села, а перепродается в третьи руки. Значит, объемы бесплатно выдаваемых дров и досок стоит сократить, как минимум, втрое.

– Отвод для собственных нужд граждан выпал, никто ничего уже давно не оплачивает, никаких дотаций… Да и делянку гражданам никто не предоставляет, все вырубается как попало, – отметил член совета ветеранов лесного хозяйства Николай ГРИБЕННИКОВ.

– Нужен денежный фонд на оперативную борьбу с вредителями. А то мы пока деньги заказываем, они приходят только на следующий год, а чтобы локализовать очаг, есть всего один месяц. Многие регионы эти средства берут из резервного фонда. Вот Томск в этом году на борьбу с вредителями заложил вообще 700 млн рублей, – прокомментировал одну из проблем замначальника отдела защиты леса и государственного лесопатологического мониторинга филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» Евгений БЕЛОУСОВ.

Что касается незаконных рубок, то, по данным омского леспрома, наиболее подвержен вырубке хвойный лес в Тарском районе. Общая статистика гласит лишь об 1% доли незаконно вырубленной древесины (360 фактов незаконной рубки с ущербом в 13 тыс. куб. м) от законного заготовленного объема (1, 5 млн куб. м).

137 инспекторов не успевают прочесывать ежегодно 6 млн га леса. В 2006 году их было 1 500 человек. Кроме того, износ профессиональной техники составляет 80%. К вопросу отсутствия оперативной реакции на незаконную вырубку омского леса подключилась и сама Татьяна Анатольевна.

– А почему данные по космическому мониторингу того же леса мы получаем только полгода спустя? А у нас сроки возбуждения уголовного дела, например, – высказалась г-жа ВИЖЕВИТОВА. – Сергей Викторович (прим. ред. – речь о МАКСИМОВЕ, начальнике Главного управления лесного хозяйства Омской области), давайте разберемся и узнаем!

Пессимистический диалог о лесохойственной деятельности подытожил г-н  ГРИБЕННИКОВ:

– Вы знаете, что в Саргатке вырубается 300 га леса, а высаживается только 60 га? У нас менталитет такой – так и будут рубить…  Сейчас еще спалили много леса. Потому что денег нет, людей нет, сохранять никак. Хотя наши лесхозы пережили даже разруху 90-х, а почему? Потому что нам не мешали. А потом, в 2000-е, лесничества и лесхозы разделили, а этого никак нельзя делать.

На вопрос ВИЖЕВИТОВОЙ о том, можно ли обратно присоединить лесничества к лесхозам, ответил МАКСИМОВ.

– Этот вопрос никогда не решится для одного региона, нужно, чтобы все делали запросы. Как на федеральном уровне провести этот вопрос? Может, вы нам поможете?

Татьяна Анатольевна помочь обещала наверняка.

– Сначала мы создадим регламент, которым будем регулировать действия всех контролирующих органов, а после – межведомственный совет и готовить предложения на Федерацию, – прокомментировала ВИЖЕВИТОВА. – Нужно сделать все возможное, чтобы совместными усилиями сохранить и эффективно использовать наши зеленые богатства.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/noyabr/42/za-10-let-kolichestvo-lesnikov-sokratilos-v-50-raz