Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Вадим ЧЕЧЕНКО: «Эффективность бюджетных расходов сегодня – это в том числе предоставление налоговых льгот только в обмен на конкретный результат»

21 сентября 2017 10:16
0
2231

Глава регионального минфина Вадим ЧЕЧЕНКО 8 сентября принял участие во втором Московском финансовом форуме.

Он стал участником сессий по ключевым для регионов темам – межбюджетным отношениям и налоговой политике. Обозреватель «КВ» Ольга УМОВА расспросила Вадима Александровича о том, какие вопросы ставили регионы и какие выходы предлагали федеральные чиновники, а также разузнала, как министр видит межбюджетные отношения между регионом и муниципалитетами и почему он не любит рисковать.

– Вадим Александрович, в теме межбюджетных отношений что прежде всего сегодня беспокоит представителей регионов?

– На форуме активно обсуждалась проблема роста госдолга субъектов. Рост госдолга стал следствием воздействия на регионы двух тенденций: с одной стороны, в стране идет сужение бюджетного пирога, с другой стороны, растет зарегулированность расходов.  Эти тенденции входят в противоречие друг с другом.  И между ними, как между жерновами, сейчас зажаты все субъекты Федерации.

Коллеги привели цифры: 96% расходов российских регионов предписаны так или иначе федеральным законодательством. В первую очередь, различными нормативно-правовыми актами отраслевых министерств и ведомств. Часто Федерация передает регионам полномочия и не обеспечивает их в полном объеме источниками финансирования. Регионам приходится самим изыскивать средства, а в условиях нехватки доходов прибегать к привлечению коммерческих заимствований.

– Например, регионам не хватает средств на исполнение майских указов?

– Зарегулированность региональных расходов началась еще до майских указов, в 2010-2011 годах. Один из первых примеров – когда медицинские учреждения передали с муниципального уровня на региональный. Доходы тогда тоже перераспределили в пользу субъектов, но федералы обсчитывали исполнение полномочий с точки зрения фактических затрат на момент передачи. Но как только медицина перешла на региональный уровень, на бюджет легла плата на неработающее население. И тут же расходы на медицину выросли в два с лишним раза, а доходы под это никто не дал. И регионам пришлось изыскивать средства.

Введение федерального регулирования почти для всех расходных полномочий привело к тому, что на региональные бюджеты в 2010-2012 годах легла двойная нагрузка. До введения жесткого регулирования каждый регион брал на себя расходные обязательства исходя из собственных приоритетов. Когда Федерация начала нормировать полномочия, тем самым увеличивая расходы регионов, они не могли отказаться от уже запущенных собственных проектов. Любое расходное обязательство нельзя прекратить в один момент: мы не можем бросить начатые стройки, не можем отменять льготы, которые ввели в прошлом году, люди нас не поймут. А в 2014-2015 году возникла другая проблема: просели доходы. И хотя собственные расходы регионы к тому времени сократили, но с учетом исполнения майских указов ситуация не выровнялась. Если посмотреть на графики, то рост госдолга регионов как раз совпадает со временем усиления федеральной зарегулированности расходов.

– По закону решение о передаче полномочий с одного уровня бюджета на другой фиксируется нормативно-правовыми актами. А на деле?

– А на деле есть еще, скажем так, скрытая передача полномочий. В нормативно-правовых актах, регулирующих эти вопросы, где-нибудь да вписана фраза «предмет совместного ведения». Федерация, оптимизируя свои расходы, финансирование на конкретное направление сокращает, а потом регионам говорит: вот знаете, есть проблема такая, это же предмет совместного ведения, давайте решайте. А жителю на самом деле все равно, кто за это будет платить. Хороший пример на форуме привел ТОЛОКОНСКИЙ: тушить лесные пожары – это федеральные полномочия, но средства Москва сократила, а проблема на территориях регионов осталась, и губернаторы, отвечающие перед гражданами за то, что происходит на территории, вынуждены на решение этой проблемы искать резервы.

Регионы тоже могут и должны заниматься повышением эффективности бюджетных расходов. Но региональные власти не могут заниматься сокращением расходов в ущерб населению. Помимо этого, нужно понимать, что даже в режиме максимальной экономии мы не все расходные статьи можем сократить. Более того, многие расходы, в первую очередь социалку, мы должны каждый год наращивать, как минимум, на уровень роста тарифов.

– Федерация понимает, что это ненормальное положение вещей? Планируют ли федеральные власти как-то исправлять ситуацию?

– Да, такое понимание есть. Регионы говорят: если вы не можете дать нам денег, так дайте больше свободы, чтобы мы хоть как-то могли выкручиваться. Среди конкретики прозвучало три предложения. Заместитель министра финансов России Леонид ГОРНИН говорил о введении принципа «двух ключей» для нормативно-правовых актов. Если какое-то федеральное министерство хочет принять новый нормативно-правовой акт, который предполагает финансирование из регионального бюджета, то эта инициатива должна, во-первых, проходить общественную экспертизу и экспертизу регионов, во-вторых, в обязательном порядке подкрепляться федеральными трансфертами. Помимо этого, Минфин собирается увеличить долю нецелевой бюджетной помощи в общем объеме трансфертов. Такая мера позволит увеличить объем средств, которыми регионы могут распоряжаться по собст...

Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.