Фермер ЩЕРБАК победил омское минэкономики

Дата публикации: 12 апреля 2018

КФХ «Горячий ключ» борется за земли бывшего Камышловского учхоза

4 апреля в Арбитражном суде Омской области завершился процесс, в котором КФХ «Горячий ключ» просило отменить распоряжение министерства экономики Омской области.

Спор

КФХ «Горячий ключ» оспаривало ненормативный акт министерства экономики Омской области, а именно распоряжение об отмене решения о соответствии инвестиционного проекта «Расширение животноводческого комплекса молочного направления «КФХ «Горячий ключ» критерию, установленному областным законом.

 КФХ обратилось в минэкономики с заявлением о реализации масштабного инвестпроекта на земельном участке с кадастровым номером 55:00:000000:141. 6 декабря 2017 года инвестпроект КФХ был включен в соответствующий реестр. 10 января 2018 года распоряжением минэкономики проект признан соответствующим критерию, установленному п. 1 ст. 4 Закона Омской области «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов». Но 21 февраля минэкономики принимает распорядительный акт, отменяющий решения о соответствии инвестпроекта критерию. В качестве причин указаны отказы согласовать проект минимущества и администрации Камышловского сельского поселения Любинского района, которое является собственником участка.

«Так как министерством экономики получено отрицательное заключение от уполномоченных органов, то согласно установленной процедуре решение о соответствии критерию было отменено, разработка проекта распоряжения прекращена», — так прокомментировали ситуацию в министерстве экономики.

Войдя в данный реестр, глава КФХ «Горячий ключ» Юрий ЩЕРБАК намеревался без торгов получить часть земель бывшего Камышловского учхоза, которые он обрабатывает с 2005 года. Однако, как выяснилось в арбитражном суде, существуют препятствия: превышение предельно допустимого размера земли, наличие других заинтересованных в данных землях предпринимателей, соседство с Омск-Федоровкой.

В деле активную роль занимали третьи лица, не заявляющие своих требований, – министерство имущественных отношений и администрация Камышловского сельского поселения Любинского района. Оба ведомства также выступали против удовлетворения требований КФХ. В частности, представитель министерства имущественных отношений привела в качестве аргумента довод, что на данном земельном участке планируется размещение аэропорта Омск-Федоровка. На заключительное заседание она принесла письмо министерства строительства региона, где говорится, что участок, на который заявлялось КФХ «Горячий ключ», «необходим для ведения деятельности приаэродромной территории аэропорта Омск-Федоровка».

Омск-Федоровка

Представители КФХ «Горячий ключ» отметили, что в данном письме есть ссылка на схему территориального планирования, последние изменения в которую вносились 28 июня 2017 года: «В соответствии со схемой территориального планирования участок 141 (последние цифры кадастрового номера) действительно предполагался для обслуживания аэропорта Омск-Федоровка. Но в январе 2018 года были внесены изменения – участок был разделен. Естественно, в схему территориального планирования изменения еще внесены не были, и министерство строительства именно участок 141 (а не 148, как существует сейчас) и указало как необходимый для обслуживания аэропорта Омск-Федоровка. И в этом же письме указывается, что схема территориального планирования Омского района только в процессе разработки, соответственно, говорить о том, что есть какие-то нарушения, не представляется возможным. Поскольку ее нет».

В качестве наглядного материала представитель минимущества даже предоставила суду распечатку кадастровой карты данного района, на которой, по ее словам, видно, что спорная земля находится непосредственно рядом с аэропортом Омск-Федоровка: «Это действительно очень близко, участок реально необходим. Даже для взлетной полосы!». «Из чего это следует?» – удивились истцы. «Из схемы территориального планирования», – был ответ. «А где она?», «Она имеет четкие границы?» – засыпали заявители вопросами представителя третьего лица.

Другая процедура

Представитель КФХ «Горячий ключ» Андрей ЖУРАВЛЕВ предоставил суду дополнительные доводы в пользу своего доверителя, в частности, заметил: «Статья 39.16 Земельного кодекса (от ред.: Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов) не предусматривает основания к отказу КФХ в связи с тем, что нарушены нормы предоставления. Кроме того, мы обращаем внимание суда, что у нас другая процедура. Отказ по данному основанию возможен при обращении КФХ «Горячий ключ» в администрацию поселения за предоставлением по статьям 39.14, 39.15, 19.18, т.е. когда орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании. Мы обращались не в администрацию по данной процедуре, а в правительство».

И затем юрист заявителя резюмировал: «Мы обратились не для деятельности КФХ, а именно для реализации масштабного инвестиционного проекта. Это другая процедура, другое основание, другое целевое назначение предоставления земельного участка. Поэтому в этой части областной закон, который предусматривает нормы предоставления, не действует».

Размер имеет значение?

В ходе заседания представители заявителя в очередной раз акцентировали внимание, что Юрий ЩЕРБАК не настаивает на том размере участка, какой был изначально заявлен: «Еще 5 января, до момента, когда министерство экономики приняло свое распоряжение о соответствии нашего проекта критериям, Камышловская администрация приняла решение о разделе участка и выделении 2 тысяч гектаров для реализации проекта Омск-Федоровка. Камышловская администрация все-таки в юридическом смысле грамотные люди, они не стали бы выставлять на торги земельный участок, если бы знали, что он противоречит схеме территориального планирования. Если министерство имущественных отношений утверждает, что на оставшийся участок 6,7 тысячи гектаров, который, как мы считаем, должен быть предоставлен нам в рамках масштабного инвестиционного проекта, попадает схема, пусть предоставит доказательства. Но это будет значить, что торги, которые назначила администрация Камышловского поселения, незаконные, поскольку выставлен земельный участок, подпадающий под схему территориального планирования, и часть его предназначена для размещения Омск-Федоровки».

В ответ на эти доводы юрист минэкономики заметила, что процедура носит заявительный характер: «В заявлении, которое истец подал в министерство экономики, указан конкретный земельный участок – конкретной площади и с конкретным номером. Выйти за рамки заявления государственный орган не может, т.е. какой земельный участок там указан, тот мы и рассматриваем. В настоящий момент подано второе заявление, уже с другими параметрами, на тот же земельный участок. Это совсем другое заявление и другая процедура».

Данный спор между сторонами продолжается не первое заседание, поэтому судья Сергей ЯРКОВОЙ был вынужден остановить его и напомнить сторонам о сути поставленного перед судом вопроса: «Заявитель поставил под сомнение формальные основания принятого распоряжения, заинтересованное лицо и третьи лица, которые разделяют его позицию, должны обосновать это распоряжение. Эмоциональная риторика к этому спору ничего не добавляет. Я не буду оценивать законность второй заявки, даже если она и подана».

«Над кем смеетесь?!»

Эмоционально был встречен стороной истца довольно невинный вопрос юриста минэкономики: какую деятельность в рамках масштабного инвестиционного проекта собирается вести Юрий ЩЕРБАК. «Зачем вы нам задаете этот вопрос, если у вас есть инвестиционный паспорт!? Какой в паспорте указан, тот и будет осуществлять! Мы другого и не можем, мы получаем землю под конкретный вид деятельности! Вы тестируете нас? — воскликнул представитель КФХ «Горячий ключ» и добавил: — Наверное, наш инвестиционный проект кажется вам смешным, но смею напомнить, что это единственный инвестиционный проект, который прошел так далеко, почти до распоряжения. Мне кажется, министерство экономики должно не веселиться, а плакать, поскольку на территории Омской области не реализована ни одна процедура, потому что нет как таковой заинтересованности у органов государственной власти в реализации масштабных проектов, во вложении денег, в создании рабочих мест и т.д.».

Заложники

«Мы стали заложниками ситуации: как собственник не имеем голоса вообще. Как на стадии рассмотрения инвестиционного проекта, так и в судебном заседании к нам прислушиваться никто не хочет. Инвестиционным проектом никак не предусмотрено развитие сельского поселения, не затрагиваются интересы населения», – грустно заметила юрист администрации Любинского района Любовь ЧЕБАКОВА. Ее речь вызвала вопросы у представителей КФХ «Горячий ключ».

Андрей ЖУРАВЛЕВ. Скажите, пожалуйста, а предоставление на аукционе участка каким образом интересы населения учитывает? Вы просто больше денег получите? Или вы в условиях аукциона заложили необходимость построить что-то на земельном участке, или тот, кто на аукционе приобретет землю, может хоть что там сделать?

Любовь ЧЕБАКОВА. Я и говорю, что мы являемся заложниками ситуации. И вы, как представитель ЩЕРБАКА, который долгое время использовал данный участок вообще незаконно…

Андрей ЖУРАВЛЕВ. ЩЕРБАК говорит: «Давайте, узаконим», а вы: «Нет, мы на аукционе дороже продадим». Вот ваши интересы: «Мы заработаем не три миллиона, а десять»!

Споры продолжались около часа. В итоге после короткого перерыва судья Сергей ЯРКОВОЙ вынес решение: удовлетворить требования истца – КФХ «Горячий ключ» – в полном объеме. Данный процесс завершился, однако вопрос, кому же и на каких условиях достанется взлетная полоса Омск-Федоровки, остается открытым.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/aprel/13/fermer-shcherbak-pobedil-omskoe-minekonomiki