БIZнес с IZЮМинкой

Дата публикации: 26 апреля 2018

19 апреля в Омске состоялось шестое мероприятие проекта BigBusiness, организованного на базе факультета международного бизнеса ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Алексей ПЛАТОНОВ, владелец ООО «Изюм», автор книги «Прозрей» поделился со студентами своими озарениями и философскими наработками.

До «прозрения»

Когда я учился в институте, моими главными наставниками были родители. Они определили мою судьбу: я поступил в политех в 1990 году, потому что и мама, и папа были инженерами. Конечно, на мне не могли не сказаться происходящие в то время события. Родители приняли решение уйти с завода и заняться собственным делом. Следом втянулся и я. Сначала это были киоски на вокзале, затем промтовары, чуть позже — оптовая торговля. 

В 1998 году сфера интересов сфокусировалась на растущем рынке связи. Я решил, что помимо этого смогу открыть пейджинговую компанию. Затем плавно переместились вслед за спросом на рынок мобильных телефонов.

В 2015 году,  Tele 2 готовилась к выходу на московский рынок, нас пригласили в числе 12 лучших партнеров России. Мы приняли приглашение, поскольку это было интересно, это новый вызов, новый масштаб и новые возможности. Сегодня в Московском регионе у нас 30 салонов, а всего в сети — более 130.

Про команду

За прошедшие 25 лет в предпринимательстве, я строил свои команды таким образом, чтобы не участвовать в процессе управления. Дважды это приводило к банкротству… Так, запуск пейджинговой компании был назначен на конец августа 1998 года. Именно в тот момент и грянул кризис. Пока я занимался запуском нового направления, рухнул первый бизнес, оставив  после  себя валютные долги… 1,5 млн $ пришлось отдавать в течение четырех лет. Меня это, впрочем, не остановило, и в 2002 году мы стали пейджинговой компанией № 1. Просто потому, что остались единственными...

В 2014 году эксперимент по организации автономной команды все-таки удался. Я снова задумался над тем, для чего все-таки пытаюсь освободиться. Вывод был обескураживающий: никакой я не предприниматель, просто так сложились обстоятельства.

Не Джобс

Продолжительные поиски глубинных интересов и потребностей закончились тем, что возникла устойчивая потребность реализовать себя в литературном творчестве. На протяжении всей жизни внутренний писатель постоянно давал о себе знать — то я регулярно создавал какие-то документы, прописывал стратегии, то придумывал эпатажные увесистые воззвания и неординарные маркетинговые активности. Компания благодаря этому считалась и считается одной из самых креативных на мобильном рынке. Часто коллеги просили письменно изложить историю предприятия и фишки, которые помогли достичь успеха. Однако до поры эти идеи не резонировали с жизненными приоритетами. Но все меняется...

Меня с детства беспокоил вопрос, зачем я живу. Ведь смысл жизни очевидно не в том, чтобы заработать больше денег. Когда Стив Джобс понял, что скоро умрет (основатель корпорации Apple скончался от рака поджелудочной железы. – Прим. авт.), то заявил, что не желает быть самым богатым человеком на кладбище и будь его воля, он жил бы иначе. Это не удивительно, потому как мы все пребываем в заблуждениях относительно главного в жизни.

Далай-Ламе XIV принадлежит высказывание, в полной мере отражающее жизнь среднестатистического человека в нашем мире суеты: «Вначале человек жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая, сожалеет о том, что не жил». 

Солидарность с крупными историческими личностями, новым кругом единомышленников и авторами книг, прочитанных за последние пару лет, утвердили в необходимости найти смысл жизни — ответить на вопрос, зачем я живу, занимаюсь предпринимательством, пишу книги.

Искусственный интеллект и человек

При выборе жизненной стези в современных условиях необходимо опираться на различия между человеком и машиной. Если исходить из того, что предназначение человека – таскать грузы и зарабатывать деньги, вычислять и обрабатывать информацию, то да, откинув все иллюзии, стоит признать, что машины вытеснят человека из этих сфер. Они понятны, подвергаются алгоритмизации, а значит рано или поздно будут автоматизированы.

Но как быть с чувством прекрасного? С дизайном? С поэзией, кино, другими видами искусств?  Словом, всем тем, что принято относить к гуманитарным наукам. Все, что требует понимания глубокого смысла и связано с душевными переживаниями, эмоциями, как раз наоборот, будет набирать популярность. Люди, высвобождаемые  от алгоритмизированной рутины, будут переориентироваться на сферы, недоступные для роботов.

В вопросе войны искусственного интеллекта и человечества нужно понимать, кто такой человек и чем он отличается от машин. У роботов нет смысла иного, кроме того, что вложил их создатель — человек. Неминуемо насущным для человечества встал вопрос, а какой же смысл в НАС вложил НАШ создатель?

От «я» к миру

Исследуя этот вопрос, опираясь на ряд уже существующих концепций, я выработал 8-ступенчатую лестницу внутренних мотивов или смыслов, управляющих людьми. По ней можно с легкостью определить актуальную цель для  каждого. Однако этот мотив эволюционирует вместе с развитием человека, постепенно шагающего по этим ступенькам вверх, а иногда и вниз. 

Для кого-то смысл жизни лежит в выживании, стабильности, постоянном достатке. Тех, кого больше эта идея не будоражит, «цепляет» следующая ступень – потребность в управлении своей жизнью, а именно свобода принятия решений, власть. Вдоволь насладившись созданием системы, позволяющей получать и сберегать стабильный результат, появляется желание пустить ресурсы на обретение счастье. Однако после обретения счастья, возникает новая идея — хочется не просто быть счастливым, но сделать так, чтобы все об этом знали, получить общественное признание. 

Впоследствии тех, кто не остановился в состоянии «я великий, могучий, счастливый и успешный», ждет затаившаяся на следующей ступени метаморфоза, постепенно стирающая бесконечное «я, я, я», и у личности появляется потребность исполнить свой долг перед близкими, коллегами, друзьями. Чуть позднее посещает идея об изменении мира к лучшему, глобальной жизненной миссии, которая трансформируется в главный, вселенский смысл — уравняться качествами с Творцом и воссоединиться с ним.   

Кто нам ставит цели?

25 лет я прожил с навязанной идеей, что я предприниматель, который должен зарабатывать деньги. Однако, откуда она взялась? 

Мы живем в мире иллюзий и подмен. Система, жаждущая обрести полноту власти, создает игры, в которые мы играем. Но истинная природа человека сильно отличается от общепринятой. Попробую это доказать. Испокон веков человеку было свойственно работать, чтобы прокормить себя. Однако, в какой-то момент истории мерой работы стали деньги, которые разделили мир на тех, кто работает за деньги и тех, кто умеет заставлять деньги работать. Например, инвестировать их или держать в банке под проценты. Дальше больше, природные способности к восстановлению здоровья подменили костылем в виде медицины. Если раньше человек искал способы восстановить свое здоровье, то сейчас он покупает в аптеке лекарства, потому что так проще. Наглядный пример — очки. Есть множество методик профилактики и восстановления нормального зрения, однако появление очков усугубило проблему, на которой кто-то зарабатывает деньги... 

Естественная потребность в защите привела к формированию рынка оружия. Необходимость управления в интересах общества превратилась во властные институты, а доверие заменили судом. Потребность в развитии заменили образованием. Познании – наукой. Мечту заменили обладанием и теперь считается нормой мечтать о новой машине или брендированной статусной безделушке. Любовь трансформировалась в институт брака. Веру подменили религией и т.д. Сложно представить себе обрученных дельфинов, но они могут любить друг друга всю жизнь. Муравьи не обмениваются деньгами, а у змей нет иерархии.

Надо понимать, что все эти институты — искусственные субстанции, не свойственные человеческой природе, а придуманы другими людьми и вопреки принятому мнению, не являются нашей жизненной потребностью. Зато замечательно справляются с целями, заложенными их создателями. Они формируют установки, правила, нормы, рамки для тех, кто пользуется их «услугами». Мы живем в мире кому-то выгодных игр и нацелены на невыгодное перераспределение наших физических, умственных и духовных устремлений.

Подобно фабрике, которая создает широкий ассортимент конфет, чтобы заполнить как можно больше полок магазина, создатели игр борются за долю нашего внимания, придумывая все новые и новые «штучки». Это, в свою очередь, влечет инфляцию. Сейчас она заметна во всех сферах — в мировых финансах, в растущем числе разводов и однополых браков, в регулярных «тупиках» науки, в обесценивании дипломов. При приеме на работу, как в нашей компании, так и повсеместно диплом не является показателем профпригодности кандидата, на него вообще не смотрят. Ныне корочек выпущено в избытке, но за ними, как правило, ничего не стоит.

Создатели правил, всегда выигрывают, потому что защищают свои интересы, а не интересы игроков. Где вы видели обанкротившееся казино?! Прискорбно, но российские власти до сих пор этого не понимают: формат обмена деньгами придумали не они. Вступая в глобальный мир, они приняли правила игры. Те, кто контролирует выпуск глобальных денег (из которых в основном состоят и резервы РФ), производят в единицу времени гораздо больше денег, чем есть в наличии продукта. Деньги делаются из воздуха. В результате этой манипуляции в глобализованном мире они так или иначе управляют любым государством. Попытка не согласиться с принятыми правилами, приводит ровно к тому, что мы сейчас имеем в экономике и не только в ней… Так неужели все так безнадежно?! Отнюдь...

Нарушая правила

Мир дуален. Есть хищники и жертвы. Хищники не плохи и не хороши, они просто хотят есть. Жертвы отличаются от них тем, что не желают знать о правилах, установленных хищниками. Они не задумываются об этом и оказываются съеденными.

Миром правят первобытные инстинкты: кто голоден, тот и прав. Есть глобальные правила игры, которым нельзя противостоять. Понимание и соблюдение этих правил позволяет сэкономить наши главные жизненные ресурсы — время и энергию для реализации своего внутреннего потенциала.

Огромное количество людей вокруг меня вовлечены в игру «зарабатывать, чтобы тратить». И лишаются самого ценного — времени. Другие пытаются противостоять системе -  изменить власть, научить ее жить по своим правилам, но тратят второй бесценный по значимости ресурс – энергию. Как правило, впустую...

Приоритетная задача человека – выйти за пределы игр в деньги, во власть, в статусы, потребление, религию и так далее. Только так можно выбраться из замкнутого круга «заработай денег, потрать заработанное», «поругайся с властью, чтобы что-то получить», «мечтай, чтобы что-то приобрести», «познакомься с кем-то, чтобы быть известным» и так далее. Культ потребления заставляет машину инфляции крутиться. 

Однако, отбросив эти путы, в высвобожденном пространстве можно начать создавать себя как духовную сущность. Отсекая нижнюю (эгоистическую) часть пирамиды, мы наконец-то перейдем к ступеньке под названием «интуиция» или «визионерство», а затем и ступеньку «духовность».

Поскольку мы продолжаем жить в материальном мире, то важно помнить, что нельзя выйти за пределы игр, не начав играть по правилам хищников – заставить деньги работать на себя, сформировав систему, управление которой требует минимум времени, познав, что такое личное счастье, научившись довольствоваться необходимым и достаточным. Выход за пределы игр – это восхождение на пьедестал, сформированный на основе знания и эффективного применения их правил... 

Корпоративная библия

В книге «Прозрей» я подробно описываю свой опыт и совершенные ошибки на пути поиска. Этот трехтомник является нашей корпоративной библией. Поскольку компания является продолжением личности лидера, считаю важным помочь каждому сотруднику понять смыслы, заложенные в ней, чтобы он мог лучше понимать, кем является его руководитель, а значит и организация в самой глубине. Это книга о корпоративных ценностях и методах взаимоотношений, позволяющим развивать компанию за счет развития потенциала сотрудников.

Когда я поручил службе персонала внедрить обсуждение этой книги в обучение сотрудников, мне напомнили, что очень сложно управлять людьми, которые понимают истинные цели, задачи и задают много грамотных вопросов. Это верно с одной лишь оговоркой – если руководитель сам не хочет развиваться, но в таком случае он сам не разделяет одну из фундаментальных ценностей компании!

Социальное предпринимательство

У меня были попытки заняться некоммерческими проектами для того, чтобы сделать что-то значимое для мира и реализоваться как личность. Каждый раз я спотыкался об обозначенные мной ступеньки – либо не хватало денег, либо мешала власть, либо социум не принимал мою идею… Нельзя реализовывать свои смыслы, пока не построен фундамент.

Что это были за проекты? Мы, например, запускали систему трекинга для детей: разработали устройство, программное обеспечение, онлайн-платформу. Тогда на рынке только появились приборы для автомобильного трекинга и пользовались сумасшедшим спросом. Мы с волонтерами из транспортного института пытались поднять и популяризировать тему контроля за времяпровождением детей. Мы занимались этим бесплатно в ожидании, что однажды это разовьется в полноценный рынок с благородной миссией. С сожалением мы выяснили, что своими машинами люди дорожат намного больше, чем детьми… Хотя на родительских собраниях мы освещали все преимущества возможности оперативно установить местонахождение ребенка, проект оказался неудачным.

Прогноз

Через 20 лет в России основным бизнесом будет примитивное сельское хозяйство. Такой фундамент сейчас заложен. Россия движется к полной изоляции, отсутствию дополнительных ресурсов и возможностей, доступа к новым технологиям. Взять тот же Телеграм (имеется в виду блокировка Роскомнадзором популярного мессенджера – Прим.авт.). Все подобные решения принимаются далеко не молодыми людьми из расчета «скорейшее сегодня» – это заметно по отношению к природным ресурсам. Мы говорим о демократии, на самом деле скатившись к олигархии. Цель немногочисленной группы, захватившей власть — набить карман и сохранить власть как можно дольше. К сожалению, ни про какие интересы граждан речи не идет и в ближайшие годы ничего не поменяется.

Я не вижу, чтобы закладывались семена, способные дать молодому поколению новые возможности. А остальные государства-то продолжают развиваться! С нулевых годов изменилось только то, что мы проиграли еще и космос. Мы продолжим проигрывать. Однако, есть мы не перестанем, поэтому сельское хозяйство останется. Пессимистичный прогноз, наверно, но лучше понять свое место и попробовать реализовать себя в таких условиях.

О патриотизме

В 2014 году у меня был позыв уехать из России. Мы не угорели на кризисе, наоборот, опыт и подготовка позволили заработать и расшириться. Но дело не в этом. Обнищание пенсионеров, воровство будущего у молодежи... Я был разочарован и переживал за своих детей.

В этом году моя дочь, кстати, поступила в МГУ. Она так и не сумела определиться со специализацией, и я посоветовал ей идти на международный менеджмент – универсальная область, которая учит управлять своей жизнью, систематизировать свой опыт. На всякий случай – на английском языке.

А в стране хочется хотя бы стабильности и это при том, что стабильность – лишь самая нижняя ступенька лестницы к выходу за пределы игр. Наша страна на дне и барахтается, в попытках набивающих карманы олигархов возвести устойчивую экономическую платформу. Почему-то безуспешно... На зыбкой почве все рано или поздно рухнет. 

К сожалению, «наверху» нет понимания, что старшее поколение не приняло страну у родителей, а взяло в долг у своих детей. Мы на уровне страны обязаны оставить детям больше, чем досталось нам. Хотелось бы жить в стране, где это понимают.

Не уехал в итоге потому, что жалко потраченные годы. Конечно, нас нигде не ждут. Переехать в другую страну – значит опять положить несколько лет на то, чтобы соорудить фундамент, овладеть языком, обрасти связями и так далее.

О богатстве

Если человек зарабатывает 150 тысяч долларов в месяц, а тратит 200 тысяч долларов, можем ли мы назвать его богатым? Если ваши потребности выше ваших доходов, то вы нищий. Если наоборот – то богатый. Чтобы разбогатеть, нужно работать и над доходной, и над расходной частью. Без разумной достаточности в расходах зарабатывать даже много денег бесполезно. Как уменьшить расходы? Перестать играть в потребление. Как минимум, выключить телевизор и не обращать внимание на глянец и рекламу. При этом 10% от всех доходов надо обязательно пускать в работу – инвестировать, вкладывать. По правилам хищников деньги должны работать на человека, а не человек за деньги. Кто нам мешает подстроиться под чужие правила и при этом реализовываться в своих играх?!

Главный страх

Уже упоминал, что мне пришлось отдавать валютный долг в полтора миллиона долларов. Наблюдать в такой ситуации за ростом курса – ощущения специфические, прямо скажем. Никому такого не пожелаю... Я предпочитаю не залазить в кредиты, ибо обременение долгом сразу опускает на самую нижнюю ступень смыслов. До окончания этого рабства приходится думать не о высоком, а о самой бесполезной вещи на свете – деньгах. 

В России нужно быть осторожным. Каждые четыре-шесть лет у нас происходит кризис, все время царит неопределенность, поэтому рисковать и брать кредиты не стоит. Лучше иметь дело меньших масштабов, чем замахиваться на большее из заемных средств.

Цитаты «на посошок»

Я всегда был в бизнесе один, чтобы избегать ссор, ругани и лишних поводов для кризиса в компании. Если изначально не прописывать все условия, конфликты между соучредителями неизбежны.

***

Для успешного стартапа нужны идеолог, бухгалтер и маркетолог. Эти три человека должны быть в первоначальной команде обязательно.

***

Занимаясь своим делом, вы неизбежно получаете удовольствие и не устаете. Если не получаете удовольствие – значит, дело не ваше. Мои идеи мне никто сверху не навязывал, и я занимался их внедрением увлеченно. Даже когда было тяжело, все равно было интересно.

***

Хороший руководитель должен нанимать людей умнее себя и не мешать им работать.

Блиц-опрос

– Любимая книга?

– Та, с которой я начал осознанное управление компанией и корректировку ее курса, – «Восьмой навык» Стивена Кови.

– Марка вашего первого мобильного телефона?

– Какая-то Nokia. Типа 3310. Неоригинальная!

– Европа или Азия?

– Азия

– Сотовый оператор, которым вы пользуетесь?

– МТС

– Кем мечтали стать в детстве?

– Генералом КГБ, к своему стыду.

– Сколько сотрудников работает в вашей компании на данный момент?

– Около 500.

– Samsung или iPhone?

– Samsung.

История компании

1998 год – Рождение компании. Интерантенна начала свою историю как пятый омский пейджинг-оператор.

2002 год – Интерантенна стала лидером на рынке пейджинг-операторов.

2003 год – Открытие подразделения по обслуживанию кассовых машин, работающего и по сей день.

2004 год – Открытие туристического агентства «Интерантенна-Тур». Запуск первых в России мобильных салонов связи на базе автобусов.

2005 год – Интерантенна вошла в тройку прямых партнеров компании Samsung по совместным маркетинговым мероприятиям.

2006 год – Партнерство с компанией Qiwi – крупнейшим оператором приема платежей. Открытие монобрендов Билайн.

2007 год – Открытие монобрендов Теле2, МТС, Мегафон.

2008 год – Открытие оптового отдела. Развитие подразделения мобильных стоек, ставшего крупнейшим каналом альтернативных продаж в регионе.

2009 год – Покупка сети «Цифроград» с представленностью по всей области.

2011 год – Открытие проекта InnaVatson, разрабатывающего и производящего оригинальные решения М2М.

2013 год – Открытие первого салона iZюм, масштабный ребрендинг всей сети.

2014 год – Запуск проектов AnyDaySkin, izCover.

2015 год – Открытие салонов в Москве.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/aprel/15/biznes-s-izyuminkoy