Наталья МЕЛЬНИКОВА, доцент ОмГТУ: «Для омичей часто все, что находится за Чернолучьем, — это уже неизведанная область»

Дата публикации: 09 августа 2018

В мае в опорном университете Омской области подвели итоги III регионального конкурса на создание студенческих конструкторских бюро (СКБ) и студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ).  

Одним из победителей стал СНИЛ «Пикник-тур» с проектом «Разработка карты «Пикник-Тур» для отдыха выходного дня». Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с руководителем лаборатории, кандидатом филологических наук Натальей МЕЛЬНИКОВОЙ и узнала, над чем работают студенты.

— Наталья Александровна, как вы занялись проектом «Пикник-тур»?

— Последние 12 лет я преподаю дисциплины по связям с общественностью. Сейчас работаю доцентом на кафедре туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса ОмГТУ, веду два курса – «Связи с общественностью в сфере туризма и гостеприимства» и «Формирование имиджа туристско-рекреационных территорий». Наш проект тесно связан с пиаром, с продвижением территорий.

— Расскажите об идее.

— Она — в создании маршрутов выходного дня на территории региона. В Омске уже делают попытки организовать «неорганизованных туристов», например, Дмитрий БУЦИК предлагает экстрим-маршруты. Но есть и иные туристы, которым нужно дать возможность найти свой «туристический продукт» — это автомобилисты, желающие и имеющие возможность выезжать на природу семьей и с друзьями. Каким образом им искать места отдыха? Чаще всего они ориентируются на гугл-карты. Но если там можно найти наезженные маршруты типа Окунево, то с маршрутами выходного дня в пределах 60 — 70 км сложнее. Где можно остановиться, где есть песчаный берег у Иртыша?

Методом коротких фокус-групп среди своих друзей и знакомых студенты выявили, какую информацию необходимо иметь людям. Во-первых, карту, во-вторых, знать, что они встретят по дороге: магазины, заправочные станции, точки технической помощи, в-третьих, сведения о состоянии дороги, о водоемах, которые встречаются по пути, о том, где можно спуститься к реке, есть ли там место для палатки. Как выяснилось, подобных описаний местности нет. Они были в советское время, когда сфера туристических услуг работала эффективно. Мы решили сделать карту нескольких маршрутов и выложить ее в Интернет, снабдить фотографиями мест, в том числе панорамами с квадрокоптера.

Для людей, отправляющихся за город, важно понимать, например, где можно взять трактор, если автомобиль застрянет, где получить медицинскую помощь, к кому можно попроситься на ночлег. Не менее часто людей интересует информация, где купить качественную продукцию сельского хозяйства. Это дает повод относить сферу туризма не только к плоскости культуры, но и к экономике.

— Это маршрут выходного дня, т.е. вы охватываете не всю область, а только близлежащие к областному центру районы?

— Всю область охватить тяжело, у нас жесткие сроки. К концу года мы должны предъявить результаты реализации проекта. Запланировали создание шести маршрутов. Уже обратились к главам районов и недавно получили первый ответ. На связь вышел руководитель Тюкалинского района. Он не только готов нам помочь в сборе необходимой информации, но согласен оборудовать такую площадку и организовать там вывоз мусора.

— Какие еще маршруты будут реализованы?

— Шесть маршрутов в пяти районах региона. В Саргатском наметили две точки – Увальную Битию и Урусово, где находится массив озер. Две точки взяли в дальних районах. Это могут быть маршруты не одного дня. Первая — в селе Екатерининском Тарского района, где находится Екатерининский бор и, говорят, сумасшедшей красоты берег. Вторая — Муромцево, но не Окунево. Мы рассчитываем, что с выбором места нам помогут муниципалитеты. Одно дело — наши личные предпочтения, а другое – взгляд изнутри. И два района вблизи города — Омский (тоже не определено пока место, будем рассматривать варианты кроме Красноярско — Чернолученской зоны) и Азовский (ждем предложений от администрации района). Нам хотелось, чтобы в этот процесс были вовлечены муниципалитеты. На мой взгляд, продвижение туристических маршрутов влияет на развитие районов — создает необходимость развития сферы услуг, а ведь это одна из самых развивающихся отраслей. Нет ничего эффективнее, чем сарафанное радио, люди рассказывают друг другу, как отдохнули, и формируется туристический поток. Есть здесь и другая сторона. Для омичей часто все, что находится за Чернолучьем, — это уже неизведанная область.

— Расскажите о вашей команде, кто вошел в состав студенческой научной лаборатории?

— Особенностью конкурса является обязательное участие студентов других вузов. Здесь моя профессиональная деятельность помогла: я преподаю в магистратуре ОмГУ, а в рамках некоторых проектов общалась со студентами ОмГУПС. В итоге в нашей группе оказалось два студента из ОмГУПС – Наталья ШЕНГАЛЬЦ и Любовь КОСТЮЧЕНКО, уже проявившие себя как опытные PR-специалисты (сопровождали одну из сессий Омской Арт-резиденции), три — из ОмГУ – это магистранты направления «Реклама и связи с общественностью», и пять — из ОмГТУ, кафедра туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса – Артур АРТЕМЕНКО, Анастасия ЩЕРЕДИНА, Кристина ТРАШКОВА, Ксения КЛИМАНОВА, Софья ПЕТРЕНКО. Наши ребята занимаются развитием отрасли туризма, а привлеченные – пиаром. Сложилась группа, где интегрированы разные направления.

— Долго группа работала над проектом?

— У нас состоялось 2-3 встречи, когда мы обсудили суть, распределили обязанности, обосновали необходимость приобретения оборудования для выполнения задач. По условиям конкурса финансируется именно закупка оборудования под проведение того или иного вида работ.

— О каком оборудовании идет речь?

— Квадрокоптер, панорамные камеры, ноутбуки, чтобы монтировать фильмы, панорамы, хостинг. Мы получили грант в размере 480 тысяч рублей. Будем проводить закупки. Это тоже опыт для ребят. Сделаем шесть маршрутов, а потом, возможно, какой-то район захочет, чтобы и для него разработали, тогда возникнет вопрос договорных отношений. Проекты должны коммерциализироваться – это еще одно из условий конкурса.

— На данном этапе монетизация идеи еще не началась?

— Нет. Эти шесть маршрутов – прототип, который мы должны сначала изготовить. А потом сможем коммерциализировать идею. И не обязательно в Омской области, на основе отработанной технологии можно сформировать коммерческое предложение для других регионов.

В августе мы должны совершить пилотные проезды, в ходе которых встретимся с главами, засечем время дороги, сформируем техническую карту, отработаем технологию, откуда будем брать информацию – сами собирать или есть специальные службы, а возможно, она уже существует в открытом доступе. И пока теплое время, той техникой, которая есть на кафедре, нужно будет кое-что отснять, чтобы можно было начать формировать карту. То есть активная работа начнется в сентябре-октябре. Потом у нас будут повторные поездки и съемка новым оборудованием.

— Все проекты предусматривают только летний отдых?

— Да, в основном летний. Этот вопрос задают многие. Когда разговаривала с главой Тюкалинского района, спросила, есть ли у них желающие принимать гостей, создать так называемые гостевые дома, когда туристы могут провести выходные в деревне, попариться в бане. Пока зимний вариант маршрутов мы не прорабатывали, но как идея он существует.

— Какие вопросы задавало жюри конкурса?

— Конечно, нас спрашивали, кому это нужно. Но удалось убедить членов комиссии, что это социальная задача, а поскольку мы опорный университет, то должны заботиться о развитии территорий в регионе в целом. Кроме того, этот проект можно коммерциализировать, вплоть до того, что некоторые задачи решать на спонсорские средства.

Надо сказать, что руководство Омского политеха огромное внимание уделяет развитию студенческих инноваций, их поддержке. Ребята при подготовке проекта консультировались в отделе организации научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых – получили максимальную информацию о структурировании и презентации своих материалов.

— Наталья Александровна, какие у вас есть увлечения, кроме рыбалки?

— Я пиарщик, у меня много проектов, которые были реализованы в разных сферах, и отдыхать приходится мало. Я очень люблю путешествовать, и не только на машине, но и на самолете. Люблю наблюдать за людьми, читать. Открыла недавно для себя Евгения ВОДОЛАЗКИНА. Начала с «Авиатора», потом прочитала «Лавр». Порадовалась, что есть еще писатели, читая которых наслаждаешься стилем и метафоричностью языка.

Биография

Наталья МЕЛЬНИКОВА родилась 3 апреля 1970 года в Омске. Окончила среднюю школу № 20 (сегодня 149-й лицей) в 1987 году и поступила на филологический факультет ОмГУ. Окончила вуз в 1992 году. С 1992 по 2003 год работала в педагогическом колледже № 4. В 2003-2005 годах была советником министра образования Омской области. В 2005-2006 — в ОмГТУ на кафедре философии и социальных коммуникаций. С 2007 по 2016 год — в ОмГПУ завкафедрой массовой информации и коммуникаций. С 2016 года — в ОГИС (в 2017 году вошел в состав ОмГТУ) начальником отдела информационной политики. С 2017 года — доцент кафедры туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса. Член Российской ассоциации по связям с общественностью. Дипломант Национальной премии в области общественных связей «Серебряный лучник» (2008, 2010 гг.).

Замужем. Воспитывает двоих детей.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/avgust/29/101438