Все рубрики
В Омске среда, 24 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,2918    € 99,5609

Рустам ТАНКАЕВ: «Если мы хотим понизить в России цены на бензин, нужно снизить налоги»

6 декабря 2018 09:48
0
1452

Свои прогнозы относительно будущего российской валюты, а также конъюнктуры топливного рынка дали московские эксперты. 

27 ноября ИА «Национальная служба новостей» организовало пресс-конференцию «Шторм на нефтяном рынке: что будет с рублем и бензином в 2019 году?».

Сланцевая нефть – пузырь, который вот-вот должен лопнуть

С октября идет стремительное падение цен на нефть марки Brent, они упали с 85 до 59 долларов за баррель. Только за последнюю декаду ноября стоимость барреля потеряла 11 процентов. При этом курс рубля значительных изменений не претерпел. Свои взгляды на вопросы ценообразования, фондового рынка и российской экономики высказали три известных спикера: экономист, биржевой эксперт, член экспертного совета «Деловой России» Владислав ЖУКОВСКИЙ, руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий КОЛТАШОВ и член комитета по энергетической стратегии Торгово-промышленной палаты России, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам ТАНКАЕВ. Приводим наиболее интересные высказывания.

Началось обсуждение темы с Рустама ТАНКАЕВА, который объяснил нынешнее стремительное падение цен на нефть отложенным действием квоты, которую в мае ввели страны «ОПЕК плюс»: «Это квота на дополнительную добычу 1 млн. баррелей в сутки, т.е. 50 млн. тонн нефти в год. Чтобы увеличить добычу и полностью выбрать эту квоту, нужно было полгода. На 200 тысяч баррелей (вся квота России) увеличила добычу компания «Роснефть», но в то же время добыча упала сразу у нескольких крупных российских компаний, в первую очередь на «Славнефти», «Лукойле». В этой ситуации наша квота у «ОПЕК плюс» освоена на 150 тыс. баррелей в сутки. Влиять на рынок ситуация начинает только сейчас, когда все выбрали квоту и устойчивый поток нефти на мировой рынок сформировался. При этом дополнительное предложение совпало с годовым минимумом потребления нефти. Два процесса наложились, и мы получили падение цен. Квота уже выбрана, дальше падение нефти не будет продолжаться. В декабре страны «ОПЕК плюс» могут опять снизить квоту на 1 млн. баррелей в сутки. Если падение не остановится, скорее всего, они уберут квоту, тогда мы увидим резкий скачок цен».

По мнению Рустама ТАНКАЕВА, на стоимость нефти влияют еще два фактора: сланцевая нефть в США и цена за золото в долларах. «Добыча сланцевой нефти в США держится на высоком уровне, несмотря на то, что половина ее добывается в убыток. Почему добыча продолжается? Сланцевые компании набрали много кредитов, чтобы со всеми расплатиться, им нужно добыть всю сланцевую нефть, которая есть в Соединенных Штатах, и всю мгновенно продать. Понятно, что это невозможно. Фактически они банкроты, но чтобы обслуживать кредиты, продолжают свою деятельность. Это пузырь, который должен лопнуть в ближайшие месяцы, – заметил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников. – Если он лопнет, то, конечно, предложение нефти на мировом рынке резко упадет, и цены подскочат».

Что же касается второго фактора, то Рустам ТАНКАЕВ пояснил: сейчас наблюдается рост цен на золото, т.е. идет инфляция доллара по отношению к этому драгметаллу, а такой процесс обычно сопровождается ростом цен на нефть.

В России цена бензина не связана со стоимостью нефти

Соглашение по стабилизации цен на топливном рынке, которое правительство РФ заключило с нефтяными компаниями 31 октября 2018 года, в последнее время часто критикуют. Рустам ТАНКАЕВ уверен, что сегодня оно не действует: «Чтобы работало, нужно поменять модель экономики, из рыночной перейти в распределительную, социалистическую. Сейчас крупные компании-производители бензина вынуждены работать себе в убыток. Они компенсируют убытки на бензиновом рынке за счет других секторов своей экономики. Конечно, это долго продолжаться не может. Такие потери чувствительны не только для компаний, но и для бюджета».

Он пояснил, что бензин и дизель, которые сегодня продаются через биржу, попадают сначала к перекупщикам и доходят до АЗС уже с высокой ценой. «В результате часть АЗС закрылась, другая находится на грани. Вообще говоря, они остаются на плаву по двум причинам. Первая – перепродавцы бензина – это владельцы АЗС, т.е. они получают свою прибыль на шаг или два раньше, чем продукт доходит до розницы. И вторая – в стране резко упало качество бензина. Даже в Москве сейчас найти заправочную станцию с бензином заводского качества практически невозможно. Я уж не говорю о провинции, – заметил Рустам ТАНКАЕВ. – Дошло до того, что владельцы независимых АЗС ставят вопрос, чтобы компании-производители увеличили количество бензина АИ-80, который является одним из важных компонентов бодяжного бензина. Причем у владельцев независимых АЗС достаточно мощные лоббистские возможности, поскольку ими являются, с одной стороны, криминальные авторитеты, а с другой – среднее звено региональных властей, т.е. чиновники. Собравшись вместе, они очень сильно могут повлиять на ситуацию, что и пытаются сделать».

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников уверен: «В России цена бензина не связана с сырой нефтью. Вот в США между ними, действительно, есть связь, но там доля налогов в розничной стоимости бензина маленькая. В России налоги – и прямые, и косвенные – в розничной цене бензина составляют 71 процент, а нефть – 20 процентов. Кстати говоря, прибыли нефтяников, к которым постоянно апеллирует руководство страны, чтобы перевести стрелки с правительства, которое на самом деле является основным потребителем бензиновых денег, составляют два процента. Они вообще не влияют на стоимость. Если мы хотим понизить в России цены на бензин, нужно снизить налоги. И правительство, когда весной этого года дело дошло до крайней точки, так и сделало – понизило акциз на 3 тыс. рублей за тонну бензина. В результате минимум шесть месяцев у нас были стабильные цены».

Сбережения россиян упали до 15-летнего минимума

Нефть и дальше будет дешеветь и может опуститься ниже 55 – 60 долларов за баррель, так считает экономист, член экспертного совета «Деловой России» Владислав ЖУКОВСКИЙ. Он пояснил, что ситуацию с падением цен можно было предвидеть, одним из признаков являлась рекордная стоимость нефти, которая в начале октября дошла до четырехлетнего максимума.

Не важно, сколько будет стоить нефть, российской экономики это не касается, – объяснил экономист. – Согласно бюджетному правилу все нефтегазовые доходы российского бюджета от нефти дороже 40 долларов с небольшим изымаются в резерв и направляются на покупку национальной валюты в фонд национального благосостояния. – Спикер привел данные Минфина и Центробанка: за первые 10 месяцев текущего года на покупку валюты было потрачено больше 35,5 млрд. долларов. Это почти 2 триллиона 200 млрд. рублей. Еще порядка 42 млрд. долларов – это вывод капитала частным бизнесом, особенно олигархами, и покупка валюты.

В подтверждение отсутствия связи между стоимостью нефти и состоянием экономики в России Владислав ЖУКОВСКИЙ привел ряд доводов. В прошлом году, когда нефть была дешевле сегодняшней на 25 долларов, экономический рост страны составлял 2,2 процента. Когда в этом году нефть поднялась до 70 – 80 долларов за баррель, темпы экономического роста упали до 1,3 процента. «Понятно, что частично это связано с повышением налогов, акцизов, цен на бензин и, безусловно, говорит о том, что нефтегазовые ресурсы, которые получает страна, идут мимо нас. Несмотря на профицит бюджета в 3 триллиона рублей нам по-прежнему говорят, что денег нет,  надо держаться, говорят, что необходимо заморозить пенсионные накопления – их снова конфисковали до 2021 года, поднять пенсионный возраст, повысить НДС и далее по списку», – эмоционально высказался экономист.

Он уверен, что рубль будет дешеветь и дальше, и нефть, какой бы стоимости она ни достигла, на него не повлияет: «Заметьте: и в апреле, и в мае, и в сентябре рубль падал исключительно при дорожающей нефти». По мнению Владислава ЖУКОВСКОГО, потенциал падения отечественной валюты ничем не ограничен: «Чего ради у экономики, которая не растет, стагнирует, будет крепкий курс национальной валюты?!».

За 10 лет мы видим результат: та же цена нефти Brent, при этом курс в 2,5 раза ниже, рубль слабее и цены на бензин в два раза выше. Как только происходит шоковая девальвация, становится выгодно вывозить нефть и нефтепродукты за рубеж, и государство подтягивается с поднятием акцизов, и сырьевой бизнес понимает: зачем продавать в России по рублю, если можно за 1,5-2 на экспорт, – заметил член экспертного совета «Деловой России» и сделал прогноз: – Думаю, впереди нас ждет удорожание бензина, как минимум, в конце этого – начале следующего года.

Спикер привел данные Росстата, согласно которым с начала года прибыль в экономике в России выросла практически на 33 процента. «За январь-сентябрь корпоративная прибыль составила больше 8,5 триллиона рублей, а в нефтегазовом секторе рост более чем в 2,1 раза, то же самое в металлургии, нефтехимии, у производителей удобрений. То есть у нас существуют секторы, которые распухают от экспортных доходов, особенно при дешевеющем рубле, а вся остальная страна живет в ситуации, когда реальные располагаемые доходы населения в августе и сентябре возобновили падение на 1,5 процента», – рассказал Владислав ЖУКОВСКИЙ и пояснил, что сегодня реальные доходы россиян по сравнению с 2014 годом опустились на 11 процентов.

Росстат отчитался, что норма сбережений россиян упала до 15-летнего минимума. То есть, с одной стороны, идет покупка валюты, а с другой – россияне проедают свои сбережения, потому что банально уже не могут держаться в соответствии с призывами премьер-министра, – считает биржевой эксперт.

Все ждут обвала

В центре внимания Василия КОЛТАШОВА был фондовый рынок. В частности, он отметил, что, пока дорожала нефть, обнаружились проблемы в некоторых «периферийных экономиках глобального капитализма», а точнее, там случилось падение курса национальных валют. В качестве примера он привел Турцию, где лира за текущий год обвалилась более чем на 40 процентов. «Это следствие удорожания нефти. В результате эффективность этих экономик понизилась, внутренний спрос ужался, и возникла угроза схлопывания спроса мировой экономики. Поскольку этот процесс при дальнейшем повышении цен на нефть мог просто выйти из-под контроля, то рынок развернулся и пошел вниз», – пояснил руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества.

Он поделился интересными наблюдениями по поводу протекания мирового кризиса: «Если в 2008-2009 годах упали все, даже в Китае непродолжительное время была рецессия, то в 2014-2016 годах стало интересней. Мы падали, все россияне это помнят. И до сих пор не выбрались ни по каким показателям на точку 2013 года. Но США не падали! Фондовый рынок Соединенных Штатов, Британии, Европейского союза рос. Произошел разрыв в событиях (очень важный в понимании текущего момента) – провалились страны БРИКС – Бразилия, Южная Африка, даже в Китае в 2015 году был крах фондового рынка. И в этот момент произошло рассогласование: нефть упала, а фондовый рынок продолжал движение вверх. Сейчас могут соединиться две тенденции – падение цен на нефть и падение фондового рынка, – момент очень опасный. Регуляторы предельно сосредоточены и ожидают определенного негативного развития событий. Все ждут обвала. Может быть, 30 долларов за баррель, может быть, крах американского фондового рынка с падением индексов ниже уровня 2007 года, а сейчас они примерно в 1,6 раз выше. И там есть куда падать. Поэтому этот логичный ход событий будет, скорее всего, сейчас предотвращен. По крайней мере, на это будут брошены все силы. Потому что соединение падения цен на нефть и падения американского фондового рынка – это третья волна кризиса, которая нанесет сокрушительный удар по многим экономикам и прежде всего не пострадавшим от второй волны кризиса – это европейская экономика, американская. Нас это тоже коснется. Но мы свою долю перца уже съели в 2014-2016 году. Так плохо, как тогда, нам, мне кажется, не будет, даже если цены на нефть упадут до какого-то очень низкого уровня. Хотя они, скорее всего, не уйдут ниже 50 долларов за баррель. Что означает попытка остановить падение? С одной стороны, это поддержка фондового рынка США, с другой – сокращение добычи. В этой ситуации мы, вероятно, увидим стабилизацию, но это не будет означать, что угроза ликвидирована. Если мы сейчас избежим обвала, то он просто перенесется на какое-то время».

Некоторые сравнения США и России у эксперта выглядят как грустная похвала. Например, он заметил: «Мы в большей мере, чем США, преодолели эпоху кризиса, правда, это не значит, что у нас будет расти уровень жизни в ближайшее время. Если цена на нефть упадет или останется на прежнем уровне, это для нас означает усиление тенденций, которые сейчас вырисовываются. Они будут, кстати, означать ужесточение санкций, потому что если вы наращиваете экспансию, мясо птицы не ввозите, а вывозите, то вас начинают люто ненавидеть, и этому всегда находятся идеологические объяснения. Начинается новая эпоха, и она будет связана с конфликтами, с тем, что глобализация кончилась, началась очень острая борьба старых и новых центров капитализма. При этом российская сторона не заинтересована в обвале американского рынка, потому что это может привести к негативным последствиям с точки зрения сбыта как такового. И в этом главная угроза».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий
Еще по теме


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.