Автовладельцы отказываются от полисов ОСАГО или заменяют их фальшивками

Дата публикации: 24 мая 2018

Ожидаемый рост тарифов по автогражданке поможет усугубить ситуацию. 

Карина РЕГЕР

В России резко увеличилось количество автомобилистов, которые не покупают полисы ОСАГО. Согласно данным, предоставленным «Известиям» в МВД, в 2017 году количество штрафов за езду без полиса автогражданки увеличилось на 40%, до 2,8 млн. штук. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили, что примерно 3 млн. автомобилистов ездят по дорогам без ОСАГО либо с фальшивыми полисами. Эксперты считают, что отказников куда больше, а их мотивация обусловлена растущей стоимостью обязательной страховки.

Ситуация с массовыми отказами автомобилистов от покупки обязательного полиса страхования гражданской ответственности усугубляется третий год подряд. Впервые за всю историю ОСАГО резкий спад заключения договоров был зафиксирован в 2015 году. Тогда, по данным ГИБДД, было выписано около 189 тыс. штрафов за это нарушение, в 2016 году этот показатель скакнул до 1,9 млн. штрафов. По итогу прошлого года было уже выписано до 2,8 млн. протоколов (+40%) – приводят данные «Известия».

Начиная с 2015 года объем заключенных договоров по ОСАГО снижается, при этом автомобильный парк растет. С 44,6 млн автомобилей в 2014 году до 50 млн. в 2017.  По данным РСА, не менее 3 млн. автовладельцев эксплуатировали машины без автогражданки или по поддельным документам.

Отсутствие полиса ОСАГО у водителя — виновника аварии приводит к проблемам у невиновного участника  ДТП, так как процедура взыскания будет происходить только через суд. В настоящий момент доверие к полисам ОСАГО падает, а при росте числа фальшивых полисов и вовсе сойдет на нет. Способствует утрате доверия к этому механизму и натуральное возмещение ремонтыми работами в непонятных гаражах, и, главное, постоянный рост цен на полисы. Но в этом плане возможны и хорошие новости.

Центробанк решил расширить тарифный коридор для ОСАГО на 20% в обе стороны. Нынешняя базовая ставка, от которой с помощью коэффициентов рассчитывается конечная стоимость полиса, будет установлена в пределах 2746–4942 рублей, тогда как сегодня она составляет 3432–4118 рублей. Автостраховщики почувствуют себя свободнее, для проблемных и начинающих водителей стоимость полиса скорее всего чувствительно возрастет, но, по идее, должна уменьшиться для безаварийных водителей. Эксперты оценивают вероятное удешевление как 5 – 20%, а удорожание – 20 – 40%. Но, возможно, для среднестатистического водителя летом вновь произойдет удорожание полиса, вопрос – на сколько.

Скорее всего у молодых и не слишком добросовестных водителей есть большое искушение проигнорировать ОСАГО вообще, тем более что штраф за его отсутствие составляет 800 рублей, а средняя стоимость автогражданки – 5 700 – 5 800 рублей, а будет около 7 000 рублей за год. Так что просто напрашивается пересмотр размеров штрафа за езду без полиса ОСАГО.

Комментирует Алексей АЛГАЗИН, руководитель правового холдинга «Закон», эксперт по страховому праву и, в частности, по автострахованию:

– Изменения в правилах ОСАГО безусловно вызовут реакцию автовладельцев. Удорожание полиса, на мой взгляд, вызовет отказ многих автовладельцев от оформления полиса — штрафы ГИБДД за езду без полиса значительно ниже его цены. Плюс рынок подделок полисов бумажных ОСАГО, которые сейчас качественно печатаются в Китае, будет востребован, ведь цена фальшивки в разы меньше оригинала. Коэффициент бонус-малус за безаварийную езду не всегда работает, особенно при переходе автовладельца из одной страховой в другую. Увеличение суммы страховой выплаты по Европротоколу, без вызова ГИБДД, с одной стороны, разгрузит дороги, с другой – может способствовать всплеску страхового мошенничества – подаче ложных заявлений о ДТП в страховые и исков в суды. Омск все это уже ощущает на себе.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/may/-18/avtovladeltsy-otkazyvayutsya-ot-polisov-osago-ili-zamenyayut-ih-falshivkami