Половина аграриев северных районов не платит налог

Дата публикации: 08 ноября 2018

Минсельхоз предлагает им выйти из тени и получить до 70 процентов возмещения средств на реконструкцию осушительных систем. 

23 октября региональное министерство сельского хозяйства собрало глав, руководителей сельхозуправлений северных районов Омской области для обсуждения темы осушения земель.

Осушительные системы

Если юг региона страдает от недостатка влаги, то север – от ее избытка. Глава Колосовского района Сергей ЧУБАРОВ рассказал, что некоторые поселения постоянно затапливает вода, подмывает дороги, заболачиваются пашни. Север региона исконно специализируется на животноводстве, земли в основном используют для выращивания кормов. В 60-70 годы там активно строились осушительные системы, которые позволили на заболоченных участках производить посевы. Сегодня сохранилась 81 осушительная система на территории девяти районов. Однако многие каналы для отвода воды в последние десятилетия, когда на их реконструкцию не выделялись средства, заросли и не работают.

Что даст осушение?

Глава Омскмелиоводхоза Владимир МУНИ отметил, что сегодня в северных районах наблюдается невостребованность осушенных площадей. В этом году из 46,2 тыс. га осушенных участков использовались только 24,2 тыс. га. В частности, в Большеуковском районе из 7,4 тыс. га обрабатывали лишь 1,4 тыс.

– Чтобы сказать, что мы будем заниматься осушением, нужно увидеть конечный результат. А он связан с развитием у нас животноводства, – уверен глава Большеуковского района Сергей КАЗНАЧЕЕВ. – История осушения болот в районе началась в 50-60-е годы и активно продолжалась до 2000-х. Болота осушались в том числе для заготовки кормов и поставки в другие районы. В конце 60-х была определена специализация района – выращивание и откорм телят. Их завозили весной из Омского района, откармливали летом и осенью сдавали. Поголовье скота на территории района составляло 24 тыс. голов. Сеяли около 24 тыс. га (учитывая осушенные болота)». Сегодня поголовье КРС в районе уменьшилось до 1,5 тыс. голов (планируется увеличение до двух тысяч), и еще 1,5 – в ЛПХ. В частном секторе, как и везде, идет снижение численности стада.

Однако не только развитие животноводства является мотивирующим фактором для осушения на севере региона. Большую беду несет подтопление деревень, дорог к ним. Глава Большеуковского района рассказал, что с 2014 года их трижды подтапливало. По мнению Сергея КАЗНАЧЕЕВА, раньше такие ситуации были редки, поскольку в Иртышском пароходстве имелся ледокол, который накануне ледостава срывал лед, и вода из местных речек – Оши, Тевриза, Ишима – уходила. Сегодня ледокола нет, и вода не уходит.

Земля в собственность

Минсельхоз предложил районным администрациям провести работу с аграриями. Дело в том, что в северных районах большая часть используемых в сельском хозяйстве земель не оформлена в собственность, а значит, ее владельцы не могут претендовать на субсидии в отношении реконструкции осушительных систем.

– Оформление земель в собственность нужно сельским поселениям, районам, потому что это налогооблагаемая база. Если мы говорим о 24 тыс. га, которые используются на осушении, то более чем в 50 процентах случаев прав собственности на эти земли нет. Люди занимаются сельским хозяйством – животноводством, косят сено, но налог в сельское поселение не идет, – пояснил замминистра сельского хозяйства Николай ДРОФА.

Чтобы участвовать в федеральной программе мелиорации и получить субсидию (до 70 процентов вложенных средств), нужно быть собственником или арендатором осушительной системы. Оформить свои права – на землю, на осушительные системы – аграриям нужно до июня 2019 года, только тогда у них появится возможность попасть в программу реконструкции осушительных систем на 2020 год. Многим придется делать это через суд.

Торф для Саудовской Аравии

В совещании приняли участие сразу два региональных министра – Максим ЧЕКУСОВ (минсельхоз) и Илья ЛОБОВ (минприроды). Последний выступил с кратким спичем. Оба покинули мероприятие в середине, а между тем одна из историй, рассказанных на совещании, должна была заинтересовать руководителя министерства природных ресурсов.

Сергей КАЗНАЧЕЕВ в ходе своего выступления сделал своеобразное лирическое отступление: «У нас есть участки торфоразработок. Этот вопрос надо проработать с министерством природных ресурсов. Поясню почему. Лет 15 назад к нам приезжал представитель Саудовской Аравии. С никелированной лопатой, мешками. Привезли его на болото, сняли дерн, он спрашивает, какая глубина залегания торфа. Когда услышал, что 2-3 метра, взял его в руку, а тот не распался, так у него аж глаза загорелись. Они заготавливают его в Беларуси и на Украине. Спрашиваю, как вы представляете вывоз от нас? А у них, оказывается, все отработано: построят узкоколейку до Тары, оттуда баржами на большую воду в Обскую губу, а там северным путем. Поинтересовался, для чего им торф нужен. Нам, говорит, в Саудовской Аравии сады нужны. Вот так, а мы этим продуктом не дорожим, не используем».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/noyabr/42/polovina-agrariev-severnyh-rayonov-ne-platit-nalog