Дмитрий ШИШКИН: «Ведущие мировые концерны были в недоумении: китайцы продавали свою продукцию, не пытаясь купить ничего взамен, и диктовали свои условия»

Дата публикации: 29 ноября 2018

Генеральный директор АО «Высокие Технологии» о развитии Китая и влиянии на нас этих процессов. 

C 6 по 11 ноября в Китае прошел 12-й Международный аэрокосмический салон AirShow China 2018. Это единственная международная авиационно-космическая выставка, одобренная и активно поддерживаемая правительством Китая. AIRSHOW CHINA проводится с 1996 года по четным годам в китайском Чжухае. Ведущие российские предприятия авиакосмической отрасли внимательно следят за происходящим на этой масштабной выставке. Дмитрий ШИШКИН, Генеральный директор АО «Высокие Технологии», ранее известного как Омский агрегатный завод, побывал на китайском авиакосмическом салоне и поделился с Кариной РЕГЕР своими впечатлениями от поездки.

– Дмитрий Сергеевич, вы на этой выставке не первый раз?

– Авиасалон в Чжухае – знаковое событие не только для китайского авиапрома, но и для всей мировой авиации. Проводится раз в два года, я его дискретно посещаю, мой предыдущий визит на него был четыре года назад. По объему он близок к формату МАКСа, может,чуть меньше по площади экспозиции, но это серьезный индикатив развития промышленного потенциала Китая.

– У «Высоких Технологий» давние контакты с Китаем?

– С Китаем мы сотрудничаем с 1998 года, с момента подписания соглашения по лицензионному производству самолета СУ-27. Там пять наших агрегатов по лицензионному производству. Мы поставляли готовые агрегаты к самолету, а также осуществляли фазовые поставки в виде крупноузловой сборки, деталей россыпью и материалов для производства. Что-то сродни конструктору «Сделай сам» – расточи, собери. К этому, понятно, прилагается поставка технологий, испытательного оборудования, шеф-монтажи, обучение и т. д. То есть мы прошли с ними совместно 20-летний временной отрезок.

– Что представлял из себя китайский авиапром двадцать лет назад?

– Это был вакуум. Без идеи, без технологий, без навыков, они внимали всему с открытым ртом. Делали страшные технические ошибки, иногда несовместимые со здравым смыслом и даже жизнью. Что тогда китайцам удавалось, так это смешить российских специалистов, которые были искренне убеждены, что чудакам из Поднебесной никогда не совладать с тем, за что они пытаются браться. Но китайцы молодцы, они двигаются поступательно. Уже через пятилетку появились попытки реинжиниринга, они стали отказываться от фазовых поставок, мол, мы и сами уже самодостаточны. То, что они начинали делать сами, у них часто не получалось. Например, двигатели. В то же время у нас достаточных объемов производства не было, мы уже давно в формате мелкосерийного производства существуем, а у них наоборот – сотни и тысячи штук в серии. А посему в их случае в полной мере сработали диалектические законы, в частности, перехода количества в качество. В итоге, пока мы стагнировали и в Тартар валились, они в буквальном смысле в космос улетели. Стали самолеты делать, и не только для внутреннего рынка, но и начали их продавать за рубеж – и в Латинскую Америку, и в Юго-Восточную Азию, в Пакистан. Так что авиапром Китая расцветает.

– Это касается и гражданской, и военной авиации?

– Да. Китай пережил эпоху глобализации, когда его рассматривали как страну третьего мира. Он был донором рабочей силы. Поэтому только ленивый не размещал там производства, в том числе и лицензионные. «Эйрбас» и «Боинг» – не исключение. Это касалось и изготовления деталей, и крупноузловой сборки. Китайцы – не дураки. Они через эти лицензионные производства прогнали огромное количество рабсилы. И это стало отличным заменителем, возможно даже лучшим, системе профессионального технического образования. С 1998 года пытливые китайцы атаковали российских производителей с целью получения техно...

Полную версию материала можно прочитать теперь здесь.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/noyabr/45/103846