Дом, который построила Джоновна, отойдет государству

Дата публикации: 11 октября 2018

Экс-начфина Омского УМВД Ирину СТАРОВИКОВУ осудили на 7 лет, лишили звания и двух объектов недвижимости – в Омске и в Сочи. 

5 октября Первомайский суд завершил оглашение приговора по уголовному делу бывшего начфина Омского УМВД Ирины Джоновны СТАРОВИКОВОЙ.

Взятка в 28 млн. рублей

Судья Игорь ШЕВЧЕНКО в течение трех дней зачитывал текст приговора. Напомним, собирали материалы на Ирину СТАРОВИКОВУ, проводили задержание и обыски 17 декабря 2016 года сотрудники ОСБ «Сибирь» РУСБ ГУСБ МВД России, оперативники региональных ОРЧ СБ УМВД и УФСБ. Она обвинялась в получении взяток в особо крупном размере — 28,4 млн. рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и в превышении служебных полномочий с тяжкими последствиями (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ).

С марта 2008 по июль 2015 года, занимая сначала должность начальника обеспечения тыла, а затем и начальника финансового центра УМВД России по Омской области и возглавляя комитет по закупке товаров для управления, СТАРОВИКОВА, наделенная правом первой подписи, способствовала победе в госзакупках юридических лиц своего знакомого — предпринимателя Игоря АШЕРСОНА. Она создавала условия для отклонения заявок других предпринимателей, а АШЕРСОН в знак благодарности передавал ей взятки в виде денежных средств (8 процентов от суммы госконтракта), а также имущества, например, строительных материалов, сантехники и пр.

«Своими действиями СТАРОВИКОВА помогала завысить сумму контрактов, вследствие чего УМВД переплатило за уборку территории с 2008 по 2015 годы сумму более 96 млн. рублей», — отметил сотрудник уголовно-судебного управления прокуратуры Омской области Евгений ТРОЕГЛАЗОВ.

Обвинение попросило назначить Ирине СТАРОВИКОВОЙ наказание в виде 12 лет лишения свободы в колонии общего режима с лишением права в течение 5 лет занимать руководящие должности в органах государственной и муниципальной службы, а также лишить ее специального звания и конфисковать имущество, полученное незаконным путем.

Рассмотрев все обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что вина Ирины СТАРОВИКОВОЙ доказана. Ее действия квалифицированы по ч. 6 ст. 290 УК РФ – получение должностным лицом взятки в виде денег или иного имущества, а также по п. «в» ч.3 ст. 286 УК РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий.

Суд установил, что СТАРОВИКОВА получала от своего знакомого АШЕРСОНА взятки с 2008 по 2015 годы (в виде денег, имущества, оказания услуг) на сумму 28 млн. 421 тыс. 431 рубль за помощь в заключении госконтрактов по оказанию услуг по уборке объектов УМВД и по питанию лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания и в спецприемнике.«В силу своего положения она способствовала этим действиям, осуществляла общее покровительство коммерческим организациям АШЕРСОНА», – сказано в приговоре. Налаженное взаимодействие давало высокую коммерческую выгоду АШЕРСОНУ, а вот УМВД России по Омской области в результате был причинен ущерб на сумму не менее 94 млн. 181 тысячи рублей, поскольку цены на услуги в контрактах были завышены. Таким образом СТАРОВИКОВА «совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, которые были лишены возможности принять участие в заключении контрактов, а также нарушены охраняемые законом интересы общества, выразившиеся в ограничении конкуренции, подрыве авторитета органов УМВД и неэффективном использовании бюджетных средств».

АШЕРСОН

Значительных противоречий в показаниях свидетелей, на чем настаивала сторона защиты, суд не увидел. «Показания даны свидетелями спустя большой промежуток времени после произошедших событий, которые начались в 2007 году, охватывают большой промежуток времени – около восьми лет, поэтому незначительные противоречия в датах и событиях объясняются данным фактом. Подсудимая СТАРОВИКОВА, отрицая свою виновность в совершении преступления, в первую очередь указывает, что не знала об оказании АШЕРСОНОМ услуг для УМВД и что с ним общалась только во внеслужебных отношениях, в кабинете у нее он не появлялся. Вместе с тем большинство свидетелей указывают на то, что АШЕРСОНА неоднократно видели в кабинете у СТАРОВИКОВОЙ, а также их вместе – в здании УМВД», – указано в приговоре.

СТАРОВИКОВА на протяжении длительного времени получала от АШЕРСОНА взятки в виде 8 процентов от суммы контракта по уборке территорий УМВД и 5 процентов от контрактов по питанию. Это обстоятельство подтверждают и свидетели, и записи, которые вел Игорь АШЕРСОН.

Тот факт, что у СТАРОВИКОВОЙ не были изъяты денежные средства, суд не истолковывает в ее пользу: «Преступление было выявлено и раскрыто только после сообщения о нем АШЕРСОНОМ, когда все денежные средства уже были переданы».

Разбирая суть дела, суд подметил интересный факт: хотя в организациях АШЕРСОНА не числилось большого количества персонала, уборка проводилась на значительном количестве объектов. Налоговые отчисления были минимальными, несмотря на сумму заключенных с УМВД контрактов. Но «оценка достоверности сведений, предоставляемых организациями АШЕРСОНА в налоговую инспекцию, не входит в компетенцию суда по настоящему делу».

Проанализировав материалы, суд пришел к выводу, что СТАРОВИКОВА давала указания своим подчиненным оказывать предпочтение организациям АШЕРСОНА. Причем сотрудники вносили в документацию изменения, которые предоставлял сам АШЕРСОН, они позволяли отсеивать других участников аукциона. Доказательством здесь являются не только показания свидетелей, но и сама аукционная документация, в которую были включены избыточные фильтры. На их незаконность указали и представители УФАС по Омской области. Сотрудники СТАРОВИКОВОЙ боялись быть уволенными, поэтому выполняли указания руководительницы.

Дом в Сочи за 50 млн. рублей

Кроме квартиры, где СТАРОВИКОВА проживает, согласно данным уголовного дела, у нее есть еще два объекта недвижимости – квартира  по ул. Герцена в Омске и дом в Сочи. Суд установил, что оба эти объекта были приобретены в том числе за счет полученных от АШЕРСОНА взяток. Проанализировав ситуацию с покупкой СТАРОВИКОВОЙ 28 августа 2014 года квартиры по адресу: Герцена, 65/1, кв. 25 (площадь 125,6), суд пришел к выводу, что ее супруг пытался ввести суд в заблуждение, стараясь помочь супруге избежать ответственности.

Кроме взяток в виде дензнаков, СТАРОВИКОВА получала их в виде имущества и услуг имущественного характера, связанных с приобретением материалов, проведением ремонта в квартире по ул. Герцена. Осужденная просила АШЕРСОНА помочь ей с ремонтом. Он нанял рабочих, а также оказал материальную помощь в изготовлении входной двери, французского балкона, приобретении и монтаже кондиционеров. При осмотре квартиры СТАРОВИКОВОЙ на Герцена был обнаружен электрощит Hager Golfс, приобретенный в магазине «Леруа Мерлен» по карте АШЕРСОНА. Суд не поверил показаниям супруга Ирины СТАРОВИКОВОЙ, который утверждал, что именно он занимался ремонтом и взаимодействием с АШЕРСОНОМ, поскольку сам АШЕРСОН утверждал, что осужденная лично просила его помочь с ремонтом, кроме того, она неоднократно звонила НИКИФОРОВУ и ИСАКОВУ, которых АШЕРСОН нанял для проведения ремонта.

Значительная часть полученных в качестве взятки денег была потрачена СТАРОВИКОВОЙ на строительство дома по улице Буковая, 39 в Сочи. Суд пришел к выводу, что фактически данный объект недвижимости, который был построен с 2010 по 2012 год, принадлежит СТАРОВИКОВОЙ, хотя формально собственником является некто ГУЖВА.

Свидетели указывают, что супруг осужденной занимался строительством дома. Кстати, его площадь составляет 420 кв. м и в 2017 году объект был оценен в 50 млн. 50 тыс. рублей.

Игорь АШЕРСОН в 2012 году узнал о существовании у СТАРОВИКОВОЙ дома в Сочи, который она позиционировала как принадлежащий дочери. В феврале 2014 года АШЕРСОН с семьей был приглашен в этот дом на период проведения Олимпийских игр. «Увидев его, он был удивлен, поскольку, несмотря на то, что ему было известно о доходах СТАРОВИКОВОЙ (с учетом получаемого от него вознаграждения), по его подсчетам, дом стоил гораздо дороже», – гласят показания АШЕРСОНА, которые судья привел в приговоре.

Финансовое участие СТАРОВИКОВОЙ в строительстве дома подтверждается свидетельскими показаниями, чеками, по которым суд проследил, что она приобретала для дома не только строительные материалы, но и мебель, в частности, диван, одеяла, матрас и пр. «Сведения о доходах, официально предоставленные на семью СТАРОВИКОВЫХ-ЛЯШКО (от ред. – ЛЯШКО – семья дочери Ирины СТАРОВИКОВОЙ Анастасии),не позволяют суду прийти к выводу, что в отсутствие полученной СТАРОВИКОВОЙ взятки возможно строительство указанного дома. Из представленных банковских выписок по счетам СТАРОВИКОВОЙ следует, что преимущественно все получаемые ею в качестве зарплаты денежные средства она расходовала на покупки в магазинах, посещение поликлиник, ресторанов. Таким образом, суд приходит к выводу, что денежные средства, являющиеся предметом взятки и полученные СТАРОВИКОВОЙ, были частично преобразованы в объекты недвижимого имущества: квартиру, оформленную на СТАРОВИКОВУ, и дом, юридически оформленный на ГУЖВУ, а потому они подлежат конфискации», – говорится в приговоре.

7 лет с конфискацией имущества

Принимая решение о наказании, суд признал смягчающими обстоятельствами неудовлетворительное состояние здоровья подсудимой, наличие у нее инвалидности и необходимость проведения высокотехнологичной операции, а также неудовлетворительное состояние здоровья ее супруга и матери.

Суд признал Ирину СТАРОВИКОВУ виновной по обеим инкриминируемым статьям и назначил ей наказание ниже низшего предела — в виде 7 лет лишения свободы в колонии общего режима. Также она будет лишена права в течение 4 лет занимать руководящие должности в органах государственной и муниципальной службы. Кроме того, осужденную лишили специального звания – полковник внутренней службы. Также СТАРОВИКОВУ обяжут самостоятельно выплатить штраф в размере однократной суммы взятки – 28 млн. 421 тыс. рублей.

Ирине СТАРОВИКОВОЙ зачтут в срок заключения время пребывания под домашним арестом, а также содержание под стражей. Суд постановил также удовлетворить иск УМВД  и взыскать со СТАРОВИКОВОЙ  в счет возмещения материального ущерба в пользу УМВД России 94 млн. 181 тысячу рублей. Кроме того, у осужденной конфискуют в доход государства жилой дом площадью 426 кв. м, расположенный в селе Раздольное Краснодарского края (город Сочи, Хостинский район) по улице Буковая, 39, а также квартиру по адресу: Герцена, 65/1, кв. 25 площадью 125,6 кв. м. Также конфискации подлежит находящееся в квартире имущество:  металлическая дверь, французский балкон, кондиционеры, межкомнатные двери вместе с дверными коробками, замками, подвесные унитазы, крышки от унитазов с системой мягкого закрывания и прочее.

После окончания оглашения приговора на традиционный риторический вопрос судьи, понятен ли он ей, Ирина СТАРОВИКОВА неожиданно решила ответить:«Непонятен, уважаемый суд. На каком законе он основан – это первое, что мне не понятно. И какой совестью вы руководствовались! У меня все! Буду обжаловать». Ирину СТАРОВИКОВУ арестовали в зале суда.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2018/oktyabr/38/dom-kotoryy-postroila-dzhonovna-otoydet-gosudarstvu