Игорь ВЯТКИН: «Вы видели вдоль трасс вымокшие леса? Это результат бесконтрольного и бездумного строительства дорог»

Дата публикации: 25 июля 2019

В июне власти Омской области забили тревогу: на фоне большого количества осадков в регионе наблюдается повышение уровня грунтовых вод. 

Подтопленными оказались несколько населенных пунктов в западной части области. Пострадали не только огороды и поля, но и дороги, пастбища. В правительстве региона был создан совет, который разбирается в причинах возникновения проблемы и возможных вариантах ее решения. Обозреватель «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО попросила прокомментировать ситуацию председателя Омского регионального отделения Русского географического общества Игоря ВЯТКИНА руководителю Омского филиала федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу» и начальника Управления недропользования и водных ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Омской области Дмитрия ФРАША.

– Игорь Алексеевич, почему, на ваш взгляд, сегодня в регионе идет массовое подтопление западных районов?

– Мы живем на юге Западно-Сибирской равнины. В степной части региона у нас испарение превышает увлажнение, в лесостепной они равны, а в северной – увлажнение превышает испарение, там уже около 40 лет происходит активная трансгрессия болот, т. е. они разрастаются. Что такое подтопление? Это подъем уровня грунтовых вод до поверхности земли. 60 лет назад мы начали осваивать целину, построили поселки, где естественного дренажа не было и, соответственно, сбрасывать лишнюю воду некуда. Плюс грунты там глинистые и суглинистые, водоупор очень близко, поэтому вода начинает постепенно подниматься вверх. 30-40 лет назад она была на 5 – 7 метрах от поверхности, а сейчас уже на метре и кое-где даже на нуле. Началось это не вчера, но все руководители, видимо, думали: пока ситуация не катастрофичная, поэтому ничего делать не будем, пусть решает следующий глава, следующий губернатор и т. д.

Добавляет остроту ситуации и то, что при строительстве дорог, домов, линейных сооружений эти природные процессы во многих местах никак не учитываются. У нас строят дорогу, на ней должно быть, допустим, 10 водопропусков определенного диаметра на километр, но из-за действующего законодательства выигрывает стройку тот, кто предлагает меньшую сумму. И от чего он может отказаться, чтобы сэкономить? В первую очередь от сопутствующих сооружений, поэтому вместо десяти водопропусков делает два. В итоге дорога становится препятствием для стока воды в естественные дрены – долины рек, речек и ручьев. Вы видели вдоль трасс вымокшие леса? Это как раз результат такого бесконтрольного и недолжного качества строительства дорог. Предположим, вы вышли на улицу и срубили елку. Что будет? Около 30 тыс. рублей штрафа плюс негативные последствия для имиджа. А за тысячи гектаров вымокших лесов, стоящих вдоль дорог, хоть кто-то заплатил?

– Здесь вину сложно доказать…

– Если известно, что на территории особого уклона нет, а мы делаем дорогу без водопропусков, что тут непонятного? Ясно, что вода пойдет наверх и все будет затоплено. Виноваты проектировщики, строители и те, кто подписывал разрешения на проведение работ и принял дорогу к эксплуатации – чиновники. Возникает вопрос: что делают контрольно-надзорные органы? Почему никого не наказывают? Если бы со всех за каждое дерево взяли по 30 тысяч, то сколько бы миллиар...

Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию по телефону 95 – 61 – 46.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/iyul/27/110343