Алексей ЯКУБ: «Заявления КОСТЮКОВА и ПОЛОВИНКО о том, что корпус брошен, совершенно ничем не подтверждены»

Дата публикации: 02 мая 2019

Ответ кандидату на пост главы вуза Александру КОСТЮКОВУ. 

В «Коммерческих вестях» № 14 от 17 апреля 2019 был опубликован текст кухонных посиделок с профессором кафедры государственного и муниципального права ОмГУ Александром КОСТЮКОВЫМ. Кандидат на пост ректора вуза озвучил несколько смелых заявлений, парировать которые пожелал действующий глава университета Алексей ЯКУБ:

– Так что все-таки происходит в главном корпусе университета сейчас? Я уже говорил о том, что контракт с генподрядчиком расторгнут. Была создана комиссия по приемке работ, трудившаяся две недели. Она выявила около 800 недоделок – акт составил 52 страницы. Предстоит выполнить некоторые виды работ, к которым РЕЗНИКОВ (директор прошлой подрядной организации) не приступал, поскольку это не было прописано в его контракте, и устранить замечания ГАСН, касающиеся противопожарной безопасности. Находится на стадии завершения решение вопроса о подключении корпуса к водоснабжению (коммуникации подведены, остались бюрократические моменты по оформлению документации), ведется подключение к электросетям.

Что касается финансирования, то оно сохранено в полном объеме благодаря проведенным мной переговорам – есть соответствующее постановление правительства, зарезервировавшее нам 57 млн. для завершения работ. Ни копейки денег мы не потеряли. Они будут потрачены на приобретение оборудования, мебели, поскольку здание готово на 95%, а некоторые его помещения завершены полностью. Корпус должен быть технически готов (именно такая формулировка фигурирует в требованиях) к концу декабря текущего года. Запущен процесс подготовки документов для ввода здания в эксплуатацию, хотя он будет не быстрым в силу большого объема позиций, коих около 50.

Инсинуации о том, что на объекте находится только собака Куня, которую бросил генподрядчик, необоснованны. К слову, она отрабатывает свой хлеб в прямом смысле слова... За корпусом следят комендант и охрана. Там располагаются рабочие, полностью сформирован штат обслуживания корпуса.

Как я уже говорил, перед нами стоял выбор: уйти на повторную Главгосэкспертизу или устранить нарушения ГАСН в рамках закона. Мы предпочли второй вариант. Готовится пакет документов в рамках существующего проекта, чтобы отыграть конкурс по выбору нового генподрядчика. С проектной организацией договор пролонгирован – она продолжает осуществлять авторский надзор.

Главная проблема с корпусом на данный момент, оставленная мне в наследство предшественником СТРУНИНЫМ и его командой, – выплата 108 млн похищенных при стройке федеральных денег, которые лучше было бы, конечно, потратить на развитие университета. Еще одна сложность, вызванная тем, что объектом занимались несколько подрядчиков, – необходимость объединить проекты на строительство и на его завершение. Обанкротившийся «МосОблСтрой», чье руководство в международном розыске, не передал следующему подрядчику практически никаких документов.

Так что заявления КОСТЮКОВА и ПОЛОВИНКО о том, что корпус брошен, совершенно ничем не подтверждены. Напомню, до конца 2016 года никакие работы на объекте производить было нельзя, поскольку шло расследование уголовного дела. Когда я стал ректором, пришлось также столкнуться с тем, что под корпусом не была оформлена часть земельных участков – она принадлежала Институту сервиса. Какое-то время заняли переговоры по передаче права собственности и оформление правоустанавливающих документов.

КОСТЮКОВ также не прав в том, что корпус ушел в зиму отключенным. Да, отопление было сброшено, что и позволило сохранить систему в первозданном виде – ничего не лопнуло, не перморозилось. Но на тот момент на объекте были только бетонные стены – «отпадать» было нечему! Когда РЕЗНИКОВ директор компании-генподрядчика ООО «Энергостройкомплекс» зашел на корпус, он частично запустил отопление. Пол, потолок, стены были отделаны уже после того, как поступило тепло. К нынешней зиме система заработала полностью – там можно было даже работать в футболках. Никаких прорывов не было, все в отличном состоянии.

Что касается замечания Александра Николаевича,что мол, в контракте не были прописаны требования по сдаче объекта в эксплуатацию: документ был типовой, мы ничего не изобретали, он устраивал заказчика – Минобрнауки. Скорее всего мы введем это требование в контракт с новым генподрядчиком, но возникает вопрос: кто согласится отдуваться за «ЭнергоСтройКомплекс»? Сомневаюсь, что из омских строителей хоть кого-то заинтересуют столь небольшие 26 млн. рублей. Если бы корпус был оформлен как объект незавершенного строительства, была бы возможность вести работы не только силами генподрядчика, но и самого университета. Однако такой юридический статус отсутствует.

Напрягают меня и громкие заявления КОСТЮКОВА о том, что государственная аккредитация – не главная задача ректора. Очень странно подобное слышать от кандидата... В первую очередь это забота именно руководства – обеспечить качественное прохождение аккредитации! Я понимаю, почему он делает акцент на стройке – хочет быть героем. Но как человек, непосредственно знакомый с ситуацией, я уверяю, что профессор раздает неисполнимые обещания. Невозможно за полгода разобраться с корпусом. Достроить – да. Но ввод в эксплуатацию не произойдет раньше сентября следующего года. Даже его упреки о том, что мы переписывались с подрядчиком, удивительны для юриста. Без гарантийных писем от компании и наших требований их исполнить мы не смогли бы обратиться в арбитражный суд, чтобы расторгнуть контракт!

Не стану подробно комментировать «потерю» КОСТЮКОВЫМ 30 тысяч рублей в зарплате после централизации денег. Но скажу, что это чистое лукавство. И он, и ПОЛОВИНКО идут в ректоры, чтобы вернуть деньги своим факультетам – юридическому и экономическому. Некрасивая цель. Да, деньги были централизованы, но возвращены тому же юрфаку в виде  двух десятков ставок. Распределять нагрузку, определяя, как сохранить или увеличить заработную плату, были уполномочены работники самих факультетов. В случае если КОСТЮКОВ или ПОЛОВИНКО дорвутся до власти, диспропорция доходов и социальная несправедливость в университете неизбежны. Не могут за одну и ту же работу по-разному получать профессора на экономическом и, к примеру, на физическом факультете! Для того чтобы этого избежать, и были установлены базовые оклады. И я напомню, что задержка зарплат (этим страдал университет до моего ректорства) – уголовно наказуемое деяние. Я постоянно мониторю зарплаты на всех факультетах, и она постоянно растет. Подчеркну, что изымалась часть денег за внебюджетников-очников. Повторю: эти средства вернулись через преподавательские ставки.

Про отсутствие стимулирования за эффективный менеджмент – не меньшее лукавство. На посиделках в «КВ» я уже разъяснял, что система «Лидер» предусматривает надбавки как за управление диссертационным советом, так и за ведение научного журнала – за любые научные изыскания и административные успехи. Я ввел гарантированную доплату  заместителям деканов. В общем, система стимулирования исправно работает. После получения положительного заключения по аккредитации весь трудовой коллектив был премирован – от проректоров до техничек. Это произошло впервые, поскольку вуз наконец-то сумел сэкономить на это деньги благодаря грамотному финансовому менеджменту. Замечу, что ректор сам себе премию выписать не может – это определяет Минобрнауки. Кстати, это не единственный сдерживающий фактор. Глава вуза не может преподавать, быть заведующим кафедрой. Вернее, наш учредитель может разрешить вести учебный процесс, но практика последних лет показывает, что такое не приветствуется – федеральная власть предпочитает, чтобы ректор был только управленцем. Не может он и претендовать на гранты – только если это вневузовские проекты.

Насчет науки. Об этом я тоже говорил на вашей кухне. По всем мониторинговым показателям последние четыре года наука устойчиво растет. Ее финансирование выросло в два раза. Увеличилось количество стипендиатов международных и российских научных фондов. Функционируют диссертационные советы, ваковские издания. Включение в Web of Science стоит серьезных денег. Но работа по ряду журналов ведется – пока не буду уточнять, чтобы не сглазить. В ближайшие пару лет часть изданий попадет в международный индекс.

Если говорить о нацпроекте, то Александр Николаевич и сам понимает, что на включение туда могут претендовать только уже сформировавшиеся крупные научные центры. К сожалению, в Омске таких нет. В ближайшее время будет актуализирована система так называемых внутренних грантов для аспирантов – будем формировать пул будущих наших сотрудников. Ведутся переговоры с региональной властью о создании межвузовских консорциумов с привлечением работодателей – как раз для развития науки.

По поводу того, что я точно якобы не буду ректором по инсайдерской информации КОСТЮКОВА. Аттестационная комиссия состоится 17 мая – есть соответствующий приказ. Все кандидаты будут проходить собеседования. Поэтому предлагаю не бежать впереди паровоза, а дождаться официальных вестей. До этой даты внутривузовская агитация запрещена официальной структурой – выборной комиссией. Вневузовская остается на усмотрение каждого, хотя, конечно, это кажется мне некорректным.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/may/16/108760