Отмена транспортного налога: хлопать в ладоши или сосать лапу

Дата публикации: 12 сентября 2019

Об острых углах идеи компенсации налога с помощью акциза на топливо. 

9 сентября в Москве в пресс-центре ИА «Национальная Служба Новостей» обсудили судьбу транспортного налога. Поводом стало предложение депутата Госдумы от ЛДПР Сергея КАТАСОНОВА отменить его, а недополученные государством доходы компенсировать в акцизе на топливо. К сожалению, автор идеи не пришел в студию. Своими взглядами на тему поделились руководитель Центра экономических стратегий института Нового общества Дмитрий ЗАВОРОТНЫЙ и глава аналитического центра, председатель правления Независимого топливного союза Григорий БАЖЕНОВ.

БАЖЕНОВ считает, что компенсировать ничего не требуется:«Акциз у нас растет с 2014 года. И на следующие два года предусмотрена индексация. Автомобилист, заправляясь, платит все больше и больше. Здесь с точки зрения налогов и сборов все в порядке, потому что де-факто плательщиком акцизов выступают нефтеперерабатывающие заводы, а не АЗС. А с транспортным налогом есть сложности, в том числе связанные с собираемостью. Мне не ясна логика: если вы повышаете в принципе уровень налогов на литр бензина, то почему при отмене транспортного налога должны что-то компенсировать? Изначально, с 2011 года, говорили, что акцизы повысим, а транспортный налог отменим. В итоге транспортный налог не отменили, а акцизы повысили. На мой взгляд, здесь необходимо говорить только об отмене транспортного налога. Это то, что обещали людям давно».

Однако у, казалось бы, хорошего начинания (кто же будет против отмены налогов?!) есть и минусы. Повышение цен на бензин и поступление средств не в региональный, а в федеральный бюджет скажется на доходах регионов, прицельно ударит по дорожному фонду. «Возникает проблема: транспортный налог – региональный, а акциз – федеральный. Естественно, региональный бюджет будет терять в деньгах. Каким образом будет распределяться из федеральной части на регионы акцизный компонент – очень важный вопрос. Путей решения много, но очевидного нет», – рассуждает БАЖЕНОВ. Он привел в пример американскую систему, где ставки на акцизы устанавливают конкретные штаты, а главным плательщиком акциза выступают автозаправки.

С точки зрения председателя правления Независимого топливного союза, для разрешения ситуации в России тоже необходимо передать акцизы от нефтеперерабатывающих заводов на АЗС и создать гибкие механизмы установления ставки.

– Если мы говорим о переносе акцизных ставок непосредственно на АЗС, нужно отменять бредовый режим индексации цены бензина на инфляцию, потому что цены должны быть достаточно гибкими и адаптивными к конъюнктуре. Если кто-то захочет собирать налогов больше, то пусть он объясняет своим избирателям (я имею в виду губернаторов), почему решил увеличить ставку», – предложил Григорий БАЖЕНОВ. Он уверен, что простое увеличение акциза только создаст проблемы в отрасли.

При этом ни один из участников пресс-конференции так и не смог ответить на вопрос, насколько же должны вырасти цены на бензин, чтобы компенсировать ликвидацию транспортного налога. Дмитрия ЗАВОРОТНОГО больше волновала социально-экономическая подоплека вопроса: «У нас реализуются нацпроекты, которые связаны с модернизацией инфраструктуры дорог. Согласно нацпроекту до 2024 года на дороги должно быть выделено около 3 триллионов рублей. Возможно, на этот период сбор транспортного налога не целесообразен. Может быть, нужен временный, секторальный отказ от него. Или следует отменить транспортный налог для каких-то категорий физических лиц, граждан, для которых эта сумма играет существенную роль, а автомобиль является средством производства, выживания».

Он заметил, что если у населения недостаточно средств, чтобы удовлетворять свою покупательную способность, то экономика не растет, а вот кредитная нагрузка наоборот: сегодня суммарная задолженность населения России по кредитам равна 16 триллионам рублей. Для сравнения: расходная часть бюджета РФ на 2019 год – 18 триллионов.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/sentyabr/34/otmena-transportnogo-naloga-hlopat-v-ladoshi-ili-sosat-lapu