Войти дважды в одну и ту же воду

Дата публикации: 26 сентября 2019

Удастся ли на этот раз Омской области эффективно реализовать программу, закрытую пять лет назад из-за безденежья? 

Ирина ВЛАДИМИРОВА

Снабжение питьевой водой в нашем регионе – до сих пор не решенная задача. 31 июля 2019 года правительство Омской области постановлением № 237-п утвердило программу «Чистая вода», в которой идет речь о повышении качества водоснабжения населения региона с 2019 по 2024 год.

Если верить написанному, к концу означенного периода доля населения, обеспеченного качественной водой из центральной системы водоснабжения, вырастет в сельской местности с 88,72 процента до 92,2. В городах – с 98,2 процента до 99. Для выполнения этой цели планируется потратить 1,9 миллиарда из областного и 1,897 миллиарда из федерального бюджетов. Министр энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области Вадим МАРЫГИН в одном из интервью назвал это беспрецедентным случаем.

Между тем если вспомнить историю, сама программа «Чистая вода» не является для омичей новинкой. В 2009 году постановлением № 94-п регионального правительства эта программа тоже утверждалась как целевая. Срок ее действия планировался до 2015-го. За это время в регионе планировалось «увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, с 84,1 до 89,3 процента». В целом – и эти данные были опубликованы позже агентством ИТАР-ТАСС – на выполнение программы предполагалось потратить из областного бюджета 2,8 миллиарда. Из федерального – около 9 миллиардов (участие федерального центра предполагалось в рамках подготовки к празднованию 300-летия Омска). Как видим, цифры здорово разнятся с нынешними. К тому же нынешние – это пока только планы.

В 2014 году та программа была закрыта, так и не придя к намеченному финалу. Причина – отсутствие средств. С позиции федерального центра катастрофой это, возможно, не выглядело. В других областях ситуация с чистой водой была немногим лучше (в 2016 году в Омской области чистая вода шла из кранов 90 процентов населения, в соседней Новосибирской области – у 85 процентов, в Красноярском крае водой надлежащего качества был обеспечен 91 процент населения, в Томской области – 92).

Но при относительном благополучии в целом на отдельных территориях ситуация может быть вопиющей. Это в полной мере касается жемчужины Омской области – Красноярско-Чернолученской зоны.

В 1992 году, учитывая важность этой территории для жителей загазованного мегаполиса, тогдашний областной Совет народных депутатов принял решение об отнесении территории к курортам местного значения. Но объявленный «курорт» не отвечал требованиям, предъявляемым к подобного рода территориям (в первую очередь, по состоянию инфраструктуры объектов, которые там находятся). Согласитесь, странно называть курортом то место, где люди гуськом ходят в кустики в туалет, а воду возят из города канистрами.

Тем не менее Красноярско-Чернолученская зона как одно из главных мест рекреации упоминается и в Указе губернатора от 5 сентября 2016 года об утверждении Концепции развития туристического сектора Омской области до 2025 года. В этом документе, в частности, сказано, что туризм у нас –«источник финансовых доходов бюджетной системы… средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма» и т. д. А еще что отрасль в основном сориентирована на «интересы и потребности местного населения и транзитных туристов». Интерес к Красноярке и Чернолучью не угасал у омичей никогда. Даже когда стоимость на путевки на средиземноморские курорты падала до запредельного уровня.

Годом раньше, чем областная Концепция развития туризма, была принята Стратегия социально-экономического развития Омского муниципального района, в состав которого входит и Красноярско-Чернолученская зона. В Стратегии ее развитие определено как базовое в формировании санаторно-курортного кластера района, обеспечивающее комплексное развитие других поселений.

Фактически территория, пестуемая на словах властями, оказалась едва ли не на грани коммунальной и экологической катастроф. А ведь сегодня, когда над расположенными в зоне отдыха детскими оздоровительными лагерями встал вообще вопрос закрытия, говорить надо уже не о Стратегии развития, а о возможности выживания.

Справедливости ради надо сказать, что свет впереди все же брезжит. В новую программу, хотя и не столь щедрую на бюджетные ассигнования, как прежняя, было включено строительство водопровода Крутая Горка – Чернолучье – Красноярка. Другое дело, что по срокам первый этап проекта – разработка проектно-сметной документации (стоимость 23,32 миллиона рублей)- должен завершиться в 2020 году, второй – строительно-монтажные работы (стоимость 162,71 миллиона) – закончится в 2024 году. Как будут существовать все это время ДОЛы, расположенные в зоне Чернолучья, история умалчивает.

В разговоре с генеральным директором «ОмскВодоканала» Сергеем ШЕЛЕСТОМ, в чьем ведении находится водозабор и очистные сооружения Крутой Горки, я попыталась выяснить, хватит ли мощности существующего узла на то, чтобы обеспечить выполнение программы. ШЕЛЕСТ уверяет, что предприятие может значительно увеличить объемы подачи воды и приема стоков. Ему вполне по силам обеспечить водой и системой канализования не только лагеря, дома отдыха и санатории, но и дома жителей близлежащих поселков. Да и временные рамки строительства водопровода могут быть другими, чем указаны в постановлении: в зависимости от прохождения согласований можно уложиться от трех месяцев до года.

По мнению гендиректора, главное, что мешает вести деловые переговоры с Омским районом, – отсутствие там гарантирующего поставщика (возможно, формально он и назначен, но не выполняет своих обязанностей). А без этого никакое сотрудничество невозможно. Ведь сегодня главные неплательщики «ОмскВодоканала» числятся именно в этом районе. Долг УК ЖКХ «Мостовик», например, превысил 46 миллионов; ООО «Гидросети» – 4,9; УК «Ясная поляна» – 4,3; УК «Гарант-сервис» – 1,8 миллиона. И эти деньги ни под каким предлогом не выбить.

Получается сплошная маниловщина. Пишутся стратегии и программы, декларируются рост и развитие. На деле – ни шагу с места.

ПОДРОБНОСТИ

Недоступный детский отдых

В Омском законодательном собрании прошло заседание комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике. Министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Дмитрий КРИКОРЬЯНЦ рассказал об итогах летнего сезона отдыха и оздоровления детей в Омской области. Ситуация вопиющая.

«Количество детей в Омской области, охваченных отдыхом и оздоровлением, сокращается, – констатировал министр. – Если в 2014 году отдыхом было охвачено 122 000 детей, в 2019-м – 68 352 ребенка».

Из 119 635 детей от 7 до 17-летнего возраста, находящихся в трудной ситуации, оздоровление смогли пройти только 4 253 ребенка.

Министр откровенно признался, что в 2019 году «по причине слабой материально-технической базы и неисполнения плановых заданий надзорных органов» были закрыты три детских оздоровительных лагеря. В будущем году эту участь могут разделить еще несколько ДОЛов.

Одной из главных проблем существующих лагерей КРИКОРЬЯНЦ назвал недостаточную мощность имеющихся станций локальной очистки воды, необходимость монтажа новых и замены существующих водонапорных башен и сетей канализации.

С учетом сложившейся ситуации минспорт попросил заложить в бюджет финансовые средства на обеспечение детской оздоровительной кампании 2020 года в размере 899 миллионов рублей.

В 2019 году на эти цели из областного бюджета было выделено всего 368 миллионов рублей (для сравнения: в 2018-м – 484 миллиона).

Превышение ПДК – в разы!

Озабоченность состоянием дел с детским оздоровительным отдыхом прозвучала и на заседании комитета по экономической политике и инвестициям. Председатель комитета Дмитрий ШИШКИН заявил о том, что в будущем году ДОЛы, расположенные в Красноярско-Чернолученской зоне, вообще могут не открыться по причине плохого качества воды:

– В Чернолучье все скважины, из которых воду берет население, заражены жидкими бытовыми отходами, если просто – аммиаком. Не знаю, как он туда попал, но состояние критическое – превышение ПДК огромное. В одной скважине – в пять раз, в других – в 50 раз. Как открывать детские лагеря там в следующем году, непонятно. Можем ведь опять на всю Россию опозориться – «в Омской области закрыли детскую зону отдыха из-за некачественной воды». С этим нужно что-то делать. Прошу отправить письмо на имя и. о. губернатора региона БОЙКО, требую выделить финансирование, поставить водопровод в Чернолучье первым в очереди.

Депутаты поддержали предложение. Теперь дело за правительством.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2019/sentyabr/36/voyti-dvazhdy-v-odnu-i-tu-zhe-vodu