Светлана ОВОДОВА: «У каждого своя модель города, которую он хочет развивать»

Дата публикации: 21 мая 2020

В начале года стали известны имена семи победителей конкурса на гранты Президента РФ за 2019 год.

Одним из получателей финансовой поддержки стала кандидат философских наук, доцент кафедры теологии и мировых культур ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Светлана ОВОДОВА. В условиях самоизоляции в связи с пандемией коронавируса обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО связалась с ней через скайп и узнала, что такое метамодернизм, чем он отличается от постмодернизма, в котором современное человечество прожило большую часть жизни, и в каких омских театрах можно увидеть постановки, созданные в данном направлении.

– Светлана Николаевна, о чем ваша работа «Влияние эстетических и этических установок метамодернизма на современные философские концепции культуры», получившая грант?

– Это фундаментальный междисциплинарный проект по философии культуры и культурологии. Чтобы быть понятной широкому кругу читателей, зайду издалека. Кто такой теоретик культуры? Это человек, который умеет анализировать современную культуру во всем ее многообразии, т. е. он может увидеть театральную постановку, выставку современного искусства, последние показы мод, прочитать научные статьи и художественную литературу и везде обнаружить общие тенденции, которые говорят о формировании специфических черт эпохи, отличающих ее от других времен.

Мой грант связан с анализом нового понятия – метамодерн. Впервые его применили для описания некоторых трансформаций в искусстве. В 2010 году вышла первая статья, где было использовано это понятие в том виде, в котором мы его анализируем. Авторы статьи – Робин Ван Ден Аккер и Тимотеус Вермюлен уловили очень важные свойства – усталость от постмодерна и возврат искренности. Понятие метамодерн вдруг начало использоваться и в других областях культуры. Правда, в академическом дискурсе приживается с трудом, например, филологи пока с большой осторожностью относятся к этому понятию. Взгляд культуролога шире, выходит за рамки одной дисциплины, что позволяет увидеть схожие тенденции в культуре.

Когда зарождался постмодерн, он описывал изменения в литературе, но впоследствии настолько укоренился в повседневном и научном языке, что стал общепонятным. Есть живая культурная реальность, есть теория, которая все это осмысляет. И там и там присутствует усталость от цинизма и иронии постмодерна, которые главенствовали раньше. Сейчас ведутся поиски теорий и идей, которые бы позволили описать современную культуру и жизнь человека. Метамодерн – одна из таких теорий.

– На каких источниках вы изучаете метамодернизм?

– Источником вдохновения для культуролога является все. Это не только музеи, театры, он анализирует и повседневную жизнь: как мы выглядим, как живем. Теоретик культуры анализирует современный пласт культуры.

– А как это выглядит на практике? Не можете же вы, действительно, исследовать все?

– На самом деле могу (смеется). Но в гранте мы сконцентрировались на трех составляющих – современное искусство (театр, изобразительное искусство, перформансы), тенденции в медиа дискурсе (нарративы, типы высказываний) и современные работы по теории, философии культуры. Мы исследуем и саму культуру как процесс, и реальность, и те теории, которые эту культуру осмысляют.

– Медиа дискурс. Что вы будете брать за основу – соцсети, мессенджеры и подобные вещи?

– В том числе. И контент, который есть на ютубе. Это специфика современной науки – уход от анализа исключительно письменных текстов. Уже существует множество исследовательских школ, анализирующих и изображения, и видео.

– На какой стадии находится работа, можно ли говорить о предварительных результатах?

– Сейчас пишутся первые статьи. Исследование было одобрено в январе 2020 года, результаты должны быть готовы к декабрю 2021 года. В данный момент мы собираем материал, который иллюстрирует метамодернистские тенденции в культуре.

– Можете привести пример проявления таких тенденций?

– Боюсь говорить до написания статьи. Например, это то, что делает омский Центр современной драматургии. У них не жесткая постмодернистская ирония, а именно метамодернистское качание от иронии до глубокой искренности. Например, пьеса Серафимы ОРЛОВОЙ «Про город», которая была поставлена в «Пятом театре». Для меня это произведение является ярким отражением метамодерна, потому что в нем одновременно ирония и искренняя любовь к городу и его проблемам. Метамодерн – это как путешествие из постмодернизма в модерн, будто из Парижа со змеями в Омск город-сад.

– Можете назвать признаки, которые позволяют отличить метамодернизм от того же постмодернизма?

– Это и есть одна из задач исследования. После выхода в 2010 году заметок о метамодернизме искусство откликнулось, нашлись художники, которые стали называть себя метамодернистами, например Люк Тернер. Но и в том, что было сделано до 2010 года, стали обнаруживать метамодернистские тенденции – и в фильмах Мишеля Гондри и Дэвида Линча, и в картинах. На русском языке книга Робина Ван Ден Аккера и Тимотеуса Вермюлена вышла только в 2019 году. Мало отечественных исследований по данной теме. Это напрямую влияет на размытость понятия. Одной из задач нашего исследования является  определить характерные черты метамодерна. То, что сейчас описывается как метамодерн, зачастую само себе противоречит. Метамодерн состоит в отказе и от идей модерна в чистом виде – рационализма, прогресса, индустриализации, и от идей постмодерна, иронизирующего над культурной реальностью. Метамодерн – это качание между множеством точек, когда человек не может себя описать какой-то одной категорией. И в каждой точке он может искренне верить в ту позицию, которую занимает. Метамодернизм фиксирует неустойчивость нашего мира и человека в нем, который не может быть только циником или только искренним романтиком. Он и то, и другое. И в этом метамодерн не видит противоречий.

– Это не первый выигранный вами грант. Расскажите о других.

– Мои предыдущие два гранта завершены. Первый был тоже президентский о дискурсе глобального и локального в современных философских концепциях культуры, он перекликается с современной работой. Затем я выиграла грант РФФИ по социолингвистическому анализу урбанистического дискурса городских сообществ на примере города Омска. Над ним работали представители разных наук – социологии, философии культуры, лингвистики. Мы анализировали высказывания об Омске разных социальных групп, городских сообществ, выявляли их ключевые интересы, что их не устраивает в городе, о каких проблемах они говорят чаще всего. Почему власть пытается облагораживать город, а активисты постоянно говорят, что все плохо? Это связано с тем, что у каждого своя модель города, которую он хочет развивать, поэтому действия другого городского сообщества им не воспринимается как благо. Кто-то хочет больше велодорожек, парковых зон, а кто-то говорит, что нужно строить больницы и ремонтировать дороги. Больницы открывают, но люди все равно говорят: а велодорожек-то как не было, так и нет, значит, ничего не делается.

– Как давно вы увлеклись культурологией?

– С момента поступления в университет я училась на этом направлении. Первой темой исследования стал диалог культур. Внутри одной культуры сосуществует множество языков – наука, повседневность, искусство и т. д. И все они говорят об одном – о нашей жизни. Главное – научиться их расшифровывать. В процессе работы мне понравилась глубина, скрытая в культурологии.

– Перед интервью мы с вами обсуждали примерные вопросы, и тема увлечений в свободное время вызвала некоторые затруднения. Это связано с сильной загруженностью работой?

– Я объясню, почему культуролога ставят в затруднение вопросы о хобби. Дело в том, что, посещая открытие выставки, анализируя последние тенденции в сфере дизайна, мы все равно занимаемся своей профессией, и нельзя найти ту точку, где бы работа заканчивалась. Я очень люблю современное искусство, дизайн, с большим удовольствием хожу на театральные постановки. Омск в этом плане очень развитый город. У нас много экспериментальных постановок молодых режиссеров. Чаще других посещаю Центр современной драматургии, очень люблю Пятый театр, драматический театр.

Биография

ОВОДОВА Светлана Николаевна

Кандидат философских наук, доцент кафедры теологии и мировых культур, заведующий лабораторий социальных и институциональных исследований ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, заместитель декана факультета теологии, философии и мировых культур

Светлана Николаевна ОВОДОВА родилась 4 мая 1987 года в Омске. В 2004 году окончила школу № 142 и поступила в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на факультет теологии и мировых культур (сейчас факультет теологии, философии и мировых культур). В 2011 году поступила в аспирантуру при кафедре философии в Омском государственном педагогическом университете. В 2015 году в ОмГПУ защитила кандидатскую диссертацию по философии культуры. С 2012 года преподает в ОмГУ им. Достоевского. С 2013 года – заместитель декана факультета теологии, философии и мировых культур ОмГУ по учебной работе, с 2019-го – заведующий лабораторий социальных и институциональных исследований ОмГУ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/may/18/svetlana-ovodova-u-kazhdogo-svoya-model-goroda-kotoruyu-on-hochet-razvivat