Областной Минфин представил бездефицитный бюджет на 2021 год

Дата публикации: 12 ноября 2020

Все наэкономленные за два предыдущих профицитных года резервы будут в 2020 году съедены в борьбе против пандемии и за нацпроекты. 

Иван КОЛОТУШКИН

В Заксобрание поступил проект областного бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. Уже на текущей неделе – 11-12 ноября – комитеты регионального парламента рассмотрят проект бюджета в первом чтении.

Условия формирования

Как отметил министр финансов Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО, выступая на заседании правительства 28 октября, планировать бюджет пришлось в непростых условиях. «Проект бюджета формировался с учетом действующих ограничений по условиям соглашения с федерацией о реструктуризации бюджетных кредитов. Уровень долговой нагрузки областного бюджета на 2021 год не должен превысить 66%. Кроме того, объемы нецелевой поддержки из федерального бюджета, которую мы в целях балансировки в проекте бюджета предусматриваем, уточнятся только во втором чтении федерального бюджета, не ранее ноября. Наконец, повлияла на формирование доходной части бюджета на следующий год и текущая экономическая ситуация, связанная с распространением в 2020 году новой коронавирусной инфекции, введением ограничительных мер в экономике, а также  принятием на федеральном и региональном уровнях мер поддержки бизнеса», – сообщил глава областного Минфина.

Общий объем доходов областного бюджета на 2021 год в проекте бюджета сформирован в объеме 96,3 млрд. рублей. Из этой суммы налоговые и неналоговые доходы региона составят 70,7 млрд. рублей, что на 6,6% больше, чем в бюджете 2020 года. Прогноз если не выше среднероссийского, то, как минимум, на уровне.

Источники

Так, рост к уровню 2020 года планируется по налогу на прибыль (поступления составят 16,6 млрд. рублей) и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (4,3 млрд. рублей). Акцизы вырастут сразу на 2,7 млрд. рублей, но в основном рост приходится на увеличение нормативов по акцизам на нефтепродукты, а значит уйдет прямиком в дорожный фонд региона. Поступления  по налогу на доходы физических лиц планируются на сопоставимом с текущим годом уровне, они спрогнозированы в объеме 21,9 млрд. рублей. На уровне текущего года планируются также поступления по имущественным налогам и неналоговым доходам. При этом в плане по налоговым и неналоговым доходам пока не учтены региональные льготы на 2021 год для «упрощенцев» и плательщиков налога на имущество организаций, которые сейчас находятся на рассмотрении в Заксобрании. Корректировать прогноз по этим доходным источникам придется уже в феврале.

Безвозмездные поступления в проекте бюджета на 2021 год сформированы в объеме 25,6 млрд. рублей. Это существенно меньше, чем в бюджете текущего года с учетом вторых изменений (свыше 44 млрд. рублей). Объемы нецелевой и целевой поддержки из федерального бюджета уточнятся, как говорит ЧЕЧЕНКО, в ходе рассмотрения проекта бюджета РФ в ноябре текущего года и будут скорректированы в областном бюджете в режиме первых изменений.  

Дефицит как источник финансирования расходных обязательств в бюджете на 2021 год не предусмотрен (а проекты на 2022 и 2023 год и вовсе сформированы с громадным профицитом). По словам министра финансов, дело в ограничениях Минфина РФ, действующих по отношению к регионам, участвующим в программе реструктуризации бюджетных кредитов. Увеличивать долговую нагрузку сверх той, которая планируется на конец 2020 года, регион не имеет права. Ситуация, впрочем, может уже скоро кардинально измениться: президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ дано поручение федеральному правительству скорректировать законодательство с целью разрешить регионам в постковидный бюджетный год не руководствоваться упомянутыми ограничениями, а наращивать долги по мере необходимости. Когда поручение гаранта будет выполнено, регион сможет привлечь за счет дефицита еще миллиардов семь – если предполагать, что руководствоваться финансисты будут прописанным в БК РФ ограничением в 10% от налоговых и неналоговых доходов.

Расходы

Как отмечают в Минфине, из общей суммы доходов в размере 96,3 млрд. рублей более 85% уйдет на финансирование регламентированных расходов. Это прежде всего зарплата (35,5 млрд. рублей), взносы в фонд ОМС (10 млрд. рублей), помощь местным бюджетам, расходы на обслуживание госдолга, резервный фонд, дорожный фонд (11,5 млрд. рублей), ну и, наконец, софинансируемые обязательства, в том числе на мероприятия нацпроектов.

По словам ЧЕЧЕНКО, к уровню текущего года первоочередные расходы бюджета 2021 года вырастут на 7,5%, или 4,9 млрд. рублей.

При  этом на расходы, отнесенные, согласно методике Минфина к категории «прочих», осталось пока только 11,6 млрд. рублей, это на 10,4 млрд. рублей меньше, чем в текущем году.

Порядка 70% расходов, предусмотренных в проекте областного бюджета, составляют расходы социально-культурной сферы. Так, госпрограмма «Развитие здравоохранения Омской области» обеспечена финансированием в объеме 19,2 млрд. рублей. Как подчеркивает министр финансов, это фактически единственная госпрограмма, расходы по которой были предусмотрены на уровне текущего года уже на стадии планировании бюджета. Соответствующее решение – сделать приориотетной отрасль в условиях пандемии – предложила еще летом региональная комиссия по бюджетным проектировкам и поддержал губернатор. Также на достаточно близком к уровню текущего года уровне обеспечено финансирование госпрограммы по развитию образования (24,8 млрд. рублей), но основной объем расходов по этой госпрограмме –  заработная плата работников отрасли, которая закладывается в первую очередь и полным рублем. Недофинансирована пока программа по социальной поддержке населения, ее объем составляет на старте года только 13,9 млрд. рублей, но еще распределены не все федеральные средства на финансовую поддержку детей, и не в полном объеме предусмотрены ресурсы на меры социальной поддержки – расходную статью Минфину нужно будет по ходу исполнения бюджета ресурсами напитать.

Не обошлось и без национальных проектов. В проекте бюджета на 2021 год предусмотрены средства на реализацию девяти национальных проектов на общую сумму 16 млрд. рублей, из них за счет собственных средств региона – 8,1 млрд. рублей. Причем из собственных средств 5,9 млрд. рублей приходится на «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

– Несмотря на непростую ситуацию, на стадии формирования проекта бюджета удалось предусмотреть с ростом на 4,9 млрд. рублей к уровню текущего года расходы на регламентированные обязательства региона, такие, как заработная плата, взносы в фонд ОМС, дорожный фонд, поддержка местных бюджетов, а также выполнить поручения губернатора по обеспечению регионального финансирования мероприятий национальных проектов. Ряд расходных статей, не относящихся к категории первоочередных, потребуют дофинансирования, эти вопросы будут решаться в ходе исполнения бюджета. Рассчитываем на дополнительные объемы федеральной поддержки. В любом случае к настоящему времени, как и при планировании бюджета на 2020 год, сформирован базовый бюджет, который позволит с 1 января в полном объеме исполнять принятые регионом расходные обязательства, – оценил глава областного Минфина представленный проект бюджета.

Публичные слушания по проекту запланированы на 19 ноября.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/noyabr/43/oblastnoy-minfin-predstavil-bezdefitsitnyy-byudzhet-na-2021-god