Нас спросить забыли

Дата публикации: 10 сентября 2020

«Общественные» слушания по судьбе дендропарка имени Гензе прошли за закрытыми, в прямом смысле, дверями. 

Третьего сентября в здании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области должны были пройти общественные слушания по поводу судьбы Областного дендрологического сада имени Г.И.Гензе, из территории которого планируется выделить природный рекреационный комплекс «Старозагородный». Чиновники называют эту часть парка – в границах Березовой и Красного Пути, в которую входит сквер Борцам революции и лебединое озеро – «запущенной, требующей работ по благоустройству». Власти обещают, что здесь по-прежнему будут действовать ограничения в части капитального строительства под индивидуальную жилищную застройку или коммерческую недвижимость.

Необщественные неслушания

Слушания, если быть точными, состоялись. Формально. Но никак не общественные. Зал, рассчитанный на 30 человек (плюс соблюдение социальной дистанции имени Covid-19), естественно, не вместил в себя всех желающих обсудить происходящее. А ведь экоактивистов, сторонников оппозиционера Алексея НАВАЛЬНОГО, все еще пребывающего в коме, просто неравнодушных омичей и корреспондентов независимой прессы набралось не менее полусотни. Не пустили на слушания даже соратников агронома-селекционера Германа ГЕНЗЕ, чье имя и носит дендросад, а также его правнучку – Полину МЕЛЬНИКОВУ,  однозначно выступающую против выделения «рекреационного комплекса». Через черный вход запустили только 12 канал, который умолчал, естественно, о протестных настроениях омичей.

На входе предусмотрительно дежурили полиция и Росгвардия, разворачивавшие пришедших более чем за час (и более) до начала слушаний – мест, мол, нет. Как выяснилось позже – заранее нагнали студентов, которые на мероприятии попросту отмолчались. Затесавшись в толпу, с ними проникла журналистка Елена ЗАВЬЯЛОВА. Почему чиновники, лично (и глава Минприроды Илья ЛОБОВ, и его заместитель Александр СЕРДЮКОВ) проводившие экскурсии по спорной территории, знавшие за два месяца, что ситуация накаляется, растет напряжение в соцсетях, готовятся петиции и пикеты в защиту дендросада, не удосужились подобрать удовлетворительное для масштабного мероприятия помещение, история умалчивает. Почему бы не собрать всех, например, в областном Конгресс-холле?

Успокоить общественность экскурсиями непосредственно на месте все-таки не удалось – там, ни на слушаниях чиновники не сумели ответить на основные вопросы. В частности, что же расположится на территории

А ведь вопросов накопилось немало. Чиновники утверждали, что не могут полноценно ухаживать за частью парка, которую планируют отделить, поскольку в этом им мешает статус особо охраняемой территории. Странно, но ровно тот же статус основной части дендросада имени Гензе не помешал сделать его цивилизованным. Как не мешает, к слову, в других регионах на аналогичных площадках организовывать экологические, туристические тропы, терренкуры, спортивные маршруты.

Сетевая дискуссия

Днем ранее профессор ОмГУПС Сергей КОСТАРЕВ объяснял на пресс-конференции, посвященной защите дендросада, что затея «рекреационного комплекса» лишь прикрытие. Новый статус территории не разрешает, да, по закону капитальное строительство, но вполне допускает появление строений некапитальных – парковок, ангаров, павильонов.

Полицейские и росгвардейцы не были в восторге от фото- и видеосъемки

А вот урбанист Игорь ФЕДОРОВ всеобщей паники не разделяет. В своем ЖЖ он пишет: «Озвучиваю свою позицию по пресловутому дендросаду, который, конечно, де-факто им не совсем является, именно после публичных слушаний, чтобы никто не мог меня обвинить в том, что я кому-то подыгрываю или пытаюсь на что-то влиять. Беда министра ЛОБОВА и его зама СЕРДЮКОВА в том, что они, приехав в Омск, по понятным причинам, не знают полной истории этого места, а подсказчиков не нашлось. Дендропарк всегда был в одном месте, между тролдепо и зданием Красный Путь, 86. Там он и остался. Кто и как продлил дендропарк до Березовой? Зачем? Это сделал ПОЛЕЖАЕВ на волне войны со ШРЕЙДЕРОМ. Абсолютно неясно, как этот участок мог пройти необходимую экспертизу для получения статуса «памятник природы». Полагаю, что эксперт нарисовал подложную экспертизу по требованию ПОЛЕЖАЕВА. Мое мнение, таким образом он просто мстил городу. Пошла застройка территории совхоза «Декоративные культуры» коттеджами. Это ОРКИШ купил ЗАО «Цветовод», а в мэрии кто-то перевел земли сельхозназначения в земли для ИЖС. ПОЛЕЖАЕВ включил в территорию дендропарка все, что можно было. Зачем? Ну, якобы чтоб спасти от застройки, хотя на самом деле на углу Березовой и Красного Пути еще при РОЩУПКИНЕ забили сваи под аквапарк, были там и другие попытки делать зону отдыха. Увы, нереализованные. Так там все и стоит уже 20 лет – брошенная земля. Озеро верхнее тоже. У нижнего – мемориал. Угол Березовой – Красный Путь – заросшее поле. Половина или более людей никогда там не были и не знают ничего, им просто хочется быть против. Конечно, никакого дендросада там не было. Потому я лично ничего против планов Минприроды навести порядок в этой части не имею. Разумеется, можно и нужно было обсуждать границы исключаемой территории. Но не становиться в позу».

Свою позицию он подкрепил фотографиями территории и выразил недоумение: «На полном серьезе некоторые товарищи считают, что на картинке – дендропарк. Свайное поле аквапарка, забитое 20 лет назад, поле, заросшее травой и кленами».

В комментариях ФЕДОРОВУ веско заметили: «Вопрос не в том, что там есть, а что там будет и чего не будет. Что все возмущались по поводу «кедроцентра» в парке 30 лет ВЛКСМ? Там тоже в углу ничего примечательного не было (сейчас там торгово-развлекательный комплекс КАМЕРЦЕЛЯ – Прим. авт.). А еще можно фотку сквера Дружбы народов разместить с комментарием «Разве это сквер? Это же сплошное недоразумение!».

Депутат Горсовета Алексей СОКИН, в чей округ входит дендросад, тоже получил свою минуту славы – народный гнев обрушился и на него, когда он попытался успокоить пришедших

Видится все же, что омичей в первую очередь задевает даже не столько неведение, как будет проводиться благоустройство (хотя это немаловажно), но невежливое, если не сказать хамское отношение власти – к чему эти иллюзии выбора, к чему бутафория демократии?

Пресс-конференция

Но вернемся к нашим баранам, как говорят французы. Чиновники нас отослали смотреть прямую трансляцию слушаний в официальном паблике Минприроды Вконтакте – задавайте, мол, свои вопросы в комментариях. Во-первых, быть сторонним наблюдателем не равно иметь право голоса – возмущались как раз в тех самых комментариях под записью. Во-вторых, сама трансляция (напоминало это больше пресс-конференцию, нежели слушания) оказалась сущей насмешкой: у многих она периодически зависала, а когда работала, то ее непосредственные участники говорили так тихо, причем читая с бумажки, да еще и в защитную маску, что разобрать все выступления было крайне трудно.

В самом начале КОСТАРЕВ назвал слушания круглым столом и попросил запустить людей, оставшихся внизу, но председатель общественных слушаний, директор департамента общественной безопасности администрации Омска Евгений СКРИПКАРЕВ лишь развел руками. Запускать действительно было некуда, но и думать о таком следовало раньше!

Власти настаивают, что участки не сообщаются друг с другом и у одного из них вполне безболезненно можно (и нужно, на их взгляд) сменить статус

Первым на общественных обсуждениях выступил замминистра природных ресурсов и экологии Омской области Александр СЕРДЮКОВ. Он на карте показал территорию рекреационного комплекса и подчеркнул, что та не имеет наследия ученого ГЕНЗЕ. Объяснил, что она была искусственно введена в состав дендросада (смотри выше комментарий ФЕДОРОВА), для того чтобы «исключить ее из гражданского оборота, защитить, провести обследование, определить ценность, которой она обладает, понять, что с ней можно делать». СЕРДЮКОВ снова напомнил, что при текущем статусе с участком делать ничего нельзя, только сохранить в неизменном виде. И снова он даже не обозначил, что там планируется организовать. Но назвал примерное направление – экотуризм, активный и не только отдых. Уверил, что в случае присвоения этой части парка статуса рекреационной зоны ее нельзя будет ни сдать в аренду, ни продать – она останется в собственности Омской области. Площадь застройки составит не более 3% (это около 3 тыс. кв. м). Замминистра пообещал, что, только поменяв категорию у земельного участка, власти смогут заказать проект благоустройства, который также будет проходить общественные обсуждения и экологическую экспертизу.

Начальник отдела государственной экологической экспертизы особо охраняемых природных территорий и экологического просвещения департамента экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Алина СИМСИВЕ доложила о результатах исследования территории, которое с 8 по 12 мая провели хабаровские ученые из МРОО «Рост регионов» (контракт обошелся бюджету 92 тыс. рублей). Они установили, что на обследуемой территории ценных пород деревьев нет, но есть два краснокнижных вида насекомых – бабочки и стрекозы.

Выступающие были недовольны тем, что оценкой территории занимались хабаровчане, однако большинство все же поддержало проект разделения

Председатель регионального отделения «Всероссийского общества охраны природы» Анатолий СОЛОВЬЕВ высказался за то, чтобы сделать территорию доступной для людей с ограниченными возможностями. И рассказал, что жители местного элитного коттеджного поселка выступают против создания рекреационной зоны – сами гуляют там с собаками, но посторонних людей видеть не хотят. Но в целом проект властей поддержал.

Эколог Сергей КОСТАРЕВ предложил развивать территорию при текущем статусе

Затем за кафедру вышел Сергей КОСТАРЕВ, отметивший, что трех дней было явно мало для полноценного обследования. Зато он согласился с хабаровскими учеными в том, что территория представляет «несомненную ценность». А уж в том, что разделение дендросада приведет к строительству объектов, эколог не сомневался. Три процента под застройку – очень много. Он предложил развивать территорию при текущем статусе и напомнил, что та находится на балансе бюджетного учреждения «Управление по охране животного мира», которое должно за ней следить, им же надо предъявлять претензии по неухоженности. Но главное, он заявил, что почти три тысячи человек (на тот момент) проголосовали против разделения дендросада ВКонтакте, сотни подписей проставлены под петицией с просьбой оставить парк в покое. КОСТАРЕВ предупредил, что будет жаловаться на ограничение людей в праве присутствовать на общественном обсуждении.

К требованиям КОСТАРЕВА присоединилась ЗАВЬЯЛОВА, напомнившая, что на обсуждаемой территории белогвардейцы расстреливали политзаключенных, и проводить массовые мероприятия, на которые рассчитывают областные власти, там неэтично.

В итоге ее голос и голос КОСТАРЕВА только и оказались протестными – в протоколе записали, что большинство решило: разделению-таки быть.

Андеграунд

Настоящие же слушания развернулись на первом этаже – Илья ЛОБОВ пытался успокоить рассерженных омичей, не допущенных до мероприятия. Скандирование «Мы пришли на слушания», восклицания «Позор!», просьбы оставить все как есть, упреки юриста Игоря ПУШКАРЯ в нарушении закона о недопуске журналистов к работе – лишь малая толика того, что пришлось вытерпеть министру. Он, почти срываясь на крик, обещал, что никакой застройки не будет, а на участке проложат дорожки и высадят ценные породы деревьев. В толпе недоумевали: почему не высаживать сейчас, разве статус территории тому препятствует?

Вынудили: ЛОБОВ ретировался с сообщением о том, что 12 сентября в 10 утра в здании администрации Советского округа состоится встреча с омичами, на которой все смогут высказать свои предложения по дендросаду. «Коммерческие Вести» намерены осветить это событие.

P.S.

Уже после так называемых слушаний на экоактивистов начали оказывать неприкрытое давление. Сергею КОСТАРЕВУ принесли официальное предостережение от УМВД Омска: он, дескать, создает условия для совершения преступления и продолжает антиобщественное поведение. «Все, что мы сделали пока из указанных действий, подали уведомление о массовом пикете 4 сентября 2020 в 17.00 у лебединого озера. Хотели защитить дендросад от разделения и угробления, так как людям даже не дали участвовать в назначенных слушаниях (что противозаконно). Но нам уже запретили от имени мэрии проводить массовое мероприятие, так мы и не будем. В чем тогда «угроза возникновения чрезвычайной ситуации»? Неужели в том, что я в одиночку постою у лебединого озера 4 сентября с 17.00?» – написал профессор в своем именном телеграм-канале. На Николая РОДЬКИНА, выступившего днем ранее наряду с КОСТАРЕВЫМ в пресс-конференции, беспочвенно взъелись в прообластном телеграм-канале: классический прием госпропагандистов – попытаться дискредитировать оппонента, перейдя на личности. Одиночный пикет КОСТАРЕВА, кстати, состоялся. Он поразился, как много полицейских и росгвардейцев охраняли его одного...



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2020/sentyabr/34/nas-sprosit-zabyli