Фаризана БЕРЕЖНАЯ: «Ко мне ежедневно ходили оперативники – по 2-4 человека. А ЕФРЕМОВ как в гости ходил: утром просыпаюсь – он тут. Сидит».

Дата публикации: 14 июля 2018

По делу бывших чиновниц мэрии, обвиняемых во взятках, показания дала главный свидетель обвинения. 

7 июня в Центральном районном суде Омска продолжилось рассмотрение уголовного дела в отношении бывших работниц департамента имущественных отношений (далее ДИО) городской администрации.

Главный свидетель

Экс-начальника финансово-информационного управления департамента Светлану ПАРАДЕЕВУ (на фото), бывшего начальника управления землепользования Елену ГУСЕВУ и главного специалиста управления договорных отношений Надежду ЖУРОВУ обвиняют в семи эпизодах получения взяток, совершенных организованной группой (вкупе с вымогательством данной взятки). Процесс ведет судья Инна ЕРМОЛАЕВА.

Это было третье заседание, на котором давала показания главный свидетель обвинения — уже признанная судом виновной участница данной ОПГ Фаризана БЕРЕЖНАЯ. До выхода на пенсию она возглавляла в ДИО мэрии отдел уличной торговли и благоустройства. Когда в сентябре 2016 года ее задержали органы правопорядка, она пошла на сделку со следствием, признала свою вину и «сдала» коллег. В итоге суд 29 января 2018 года признал 66-летнюю Фаризану БЕРЕЖНУЮ виновной в совершении семи преступлений (получение должностным лицом взятки, совершенное организованной группой лиц и сопряженное с вымогательством (п. «а», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ) и назначил ей наказание только в виде штрафа в 2,5 млн. рублей. 2 апреля апелляционная коллегия пересмотрела приговор и присудила дополнительно выплатить в доход государства в качестве компенсации предмета взятки еще 3 млн. 30 тысяч рублей.

Фаризану БЕРЕЖНУЮ ждали в зале суда еще 28 февраля, однако тогда она в суд не явилась, а ее адвокат предъявил медицинскую справку.

ДЕВДАРИАНИ

На данном судебном заседании ее попросили рассказать про два последних эпизода преступления. Первый связан с продлением договора аренды директору ООО «Надежда» Марии ДЕВДАРИАНИ. Напомним, прокуратура установила, что с апреля по июнь 2016 года БЕРЕЖНАЯ пообещала уладить вопрос продления на три года договора аренды земельного участка в 742 кв. м по улице Крупской, 27. Данный участок под строительство административного здания арендовало ООО «Ассоциация офицеров запаса» (директор Игорь МИЛОВАНОВ). МИЛОВАНОВ сдал землю ДЕВДАРИАНИ, она разместила на нем торговый павильон. Когда в январе 2014 года срок аренды у «Ассоциации офицеров запаса» истек, ДИО отказал МИЛОВАНОВУ в продлении договора, так как административное здание не было возведено. БЕРЕЖНАЯ предложила ДЕВДАРИАНИ свои услуги по оформлению прав на землю, оценив их в полмиллиона рублей.

БЕРЕЖНАЯ пояснила, что давно знакома с Марией ДЕВДАРИАНИ, они общаются до сих пор, поскольку предпринимательница держит продуктовый магазин, в который свидетельница регулярно заходит. По словам свидетеля, ДЕВДАРИАНИ постоянно жаловалась: МИЛОВАНОВ ее «дергает» за то, что ее павильон стоит на его земле, просит деньги (а договор аренды ему не продлили), и советовалась, как поступить в такой ситуации. «Я предложила ей свою помощь – узнать в ДИО, что можно сделать. Взяла у нее копии документов на земельный участок. Проконсультировалась в департаменте у Надежды Анатольевны ЖУРОВОЙ. Другого варианта не было, кроме как оформить соглашение о продлении договора аренды земельного участка задним числом», — рассказала БЕРЕЖНАЯ.

По ее словам, ЖУРОВА сказала, что это будет стоить 300 тысяч рублей, правда, БЕРЕЖНАЯ заметила, что та никогда не давала ответ сразу, а говорила: «Я сама не принимаю решения, я узнаю, я проконсультируюсь». БЕРЕЖНАЯ назвала ДЕВДАРИАНИ сумму в 500 тысяч рублей, отметив, что еще нужно сделать проект для получения разрешения на строительство в департаменте архитектуры.

Свидетель несколько раз подтвердила, что ДЕВДАРИАНИ знала, что документ незаконный и будет оформлен задним числом. Она подчеркнула: все ее клиенты были в курсе, что идут на нарушение закона. Поскольку ДЕВДАРИАНИ передавала деньги частями, БЕРЕЖНАЯ отдала ЖУРОВОЙ свои 300 тысяч рублей. Куда та дальше передавала денежные средства, она не знает: «Не интересовалась этим вопросом. Это когда меня допрашивали оперативники, они мне навязывали, что туда и туда. Я так и говорила». Тема воздействия органов на свидетеля поднималась еще несколько раз. В частности, одна из подсудимых поинтересовалась, оказывалось ли на свидетельницу давление, и та охотно пояснила: «Да! Ко мне три месяца ежедневно приходили оперативники – по 2-3-4 человека. А ЕФРЕМОВ так вообще ко мне как в гости ходил: утром просыпаюсь – и вот он тут. Сидит».

Отвечая на вопрос, заключала ли она договор с ДЕВДАРИАНИ, БЕРЕЖНАЯ подчеркнула: «У меня со всеми были договоры оказания услуг. Не знаю, куда они все делись! Или расписка на деньги была. Просто так никто свои денежки не давал».

БЕРЕЖНАЯ достаточно подробно отвечала на многие вопросы, однако некоторые довольно категорично отклоняла: «На этот вопрос я отвечать не буду». Так она ответила адвокату ЖУРОВОЙ Дмитрию ГРИГОРЬЕВУ, когда он поинтересовался, почему она не вернула деньги ДЕВДАРИАНИ, если та на проект разрешения так и не получила. Свидетель пояснила: «Это мои гражданско-правовые отношения. Они все, кто пожелал, на меня написали в суд, и у меня с ними будут разборки отдельные». БЕРЕЖНАЯ не скрывает, что «работала» без оформления индивидуального предпринимательства: «Я пенсионерка. Мне нужно было заработать на жизнь себе, так как у меня пенсия была 8 тысяч рублей на тот момент».

СУЛТАНМАГОМЕДОВ

Второй эпизод, по которому допросили Фаризану БЕРЕЖНУЮ, касался сделки с Кавказом СУЛТАНМАГОМЕДОВЫМ. Свидетель пояснила, что это чемпион по боям без правил, она с ним работала давно, с 2013 года. «Это человек, который ничего не понимает в документах и сам все делает себе во вред», — так она охарактеризовала своего клиента. Она рассказала, что в 2013 году помогала ему оформить договор аренды земельного участка под объектом незавершенного строительства по улице Суворова: «Объект был маленький, а земли вокруг много. Мы никак не могли оформить. На  этом болоте, на Суворова — я ездила туда — не понимаю, зачем он ему нужен. Так это болото оценили в 1 млн. 200 тысяч рублей аренды в месяц». На закономерный вопрос, почему же так много, она пояснила, что оценку делали новосибирские оценщики, у которых «глаза закрыты, они не понимают, что оценивают. Такую высокую кадастровую оценку земли только больные на голову люди могли сделать».

Дальше было еще интереснее. По ее словам, СУЛТАНМАГОМЕДОВ уехал из города на год и увез с собой договор аренды, в результате образовалась задолженность в 20 млн. рублей. «Когда приехал, прибежал ко мне с вот такими глазами. Я попросила департамент расторгнуть договор. На тот момент Кировский округ курировала ЖУРОВА. У меня в основном клиенты из Кировского округа, поскольку я сама там живу», — рассказала БЕРЕЖНАЯ.

За данную услугу ЖУРОВА денег не взяла. Заявив это, БЕРЕЖНАЯ пояснила: «То, что я говорила клиентам, и когда меня прижали, не факт, что правда. Мне хотелось остаться на свободе, а с клиентов взять денег. А что, мы с него 20 млн. уберем, так я хоть 200 тысяч заработаю на нем». Свои услуги свидетель и оценила в 200 тысяч рублей, мотивировав так: «Я на него много работала, почему бесплатно?». В итоге ЖУРОВА расторгла данный договор аренды. А далее БЕРЕЖНАЯ, имея доверенность от СУЛТАНМАГОМЕДОВА, долго пыталась оформить договор аренды на эту землю снова, но все никак не получалось. Она снова обратилась к ЖУРОВОЙ, та оценила свои услуги в 200 тысяч рублей, однако БЕРЕЖНАЯ их ей так и не отдала, поскольку у СУЛТАНМАГОМЕДОВА денег не было. Был ли в итоге зарегистрирован договор аренды в ДИО или нет, она затруднилась пояснить суду.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 июня 2018 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/100861