Олег ИГНАТЕНКО, ОКСК: «Бизнесмены годами не платили за тепло, а теперь пишут губернатору с требованием сохранить этот режим»

Дата публикации: 15 июля 2018

Предприятия, которые хотят получать с котельной ОКСК тепло, могут взять ее в аренду. 

Генеральный директор ОАО «Омский комбинат строительных конструкций» (ОКСК) рассказал в интервью корреспонденту «КВ» Екатерине ШУЛЬМАН, почему комбинат вдруг решил закрыть котельную, отапливающую Авиагородок. Напомним, известие о закрытии вызвало серьезный резонанс, больше 30 предпринимателей, имеющих площади в промзоне по ул. 22-го Декабря, написали письмо главе Омской области с требованием продолжить работу котельной, несмотря ни на что.

– Олег Анатольевич, скажите, с чем на самом деле связано закрытие котельной?

– Решение о закрытии котельной тяжелое, но вынужденное. Причин две, и основная в том, что оборудование износилось настолько, что мы считаем его дальнейшую эксплуатацию просто опасной. Котельная построена еще в 1971 году, то есть по факту она эксплуатируется уже 47 лет. Вы же понимаете, что у любого даже самого надежного оборудования есть определенные сроки эксплуатации. Так вот, это оборудование вместо одного прошло уже три таких цикла. Если мы хотим работать и дальше, то нужна кардинальная модернизация или хотя бы капитальный ремонт, но сейчас, в условиях кризиса, денег на такие масштабные работы у нас нет.

– Почему нет?

– А это как раз и есть вторая причина закрытия котельной – ее нерентабельность. В последние годы котельная приносила исключительно убытки. Коэффициент полезного действия уже не тот, что должен быть. Кроме того, сети, которые идут к потребителям, очень сильно изношены. Да и число потребителей таково, что ожидать рентабельности не приходится. Все дело в том, что в районе Авиагородка находятся еще две котельные – это муниципальная котельная «Тепловой компании» и ведомственная котельная ООО «Тепловая компания», принадлежащая ОАО «Омскгидропривод». И ни одна из котельных не загружена в полном объеме. Это совершенно нерационально – держать в одном районе сразу три котельные, работающие с минимальной нагрузкой, тогда как можно оставить одну или две и добиться рентабельности. Даже при том тарифе, который сейчас, котельная могла бы приносить прибыль, если бы у нее была соответствующая нагрузка. А так как теплосеть используется только на 50%, то она работает с убытком.

– И каков уровень этих убытков?

– Если взять последние три года, то это больше 7 миллионов убытка за каждый сезон. Раньше мы могли это компенсировать за счет выпуска железобетона, но так как в последние годы строительная отрасль просела, то компенсировать убытки от других видов деятельности мы больше не можем. Мы совершенно объективно понимаем, что пройти отопительный сезон 2018/2019 котельная не сможет, так как у нас будут долги за газ, электричество и воду.

– Кстати, о долгах. В одном из своих комментариев вы заявляли, что предприниматели пользовались услугами котельной, но за тепло не платили.

– Да, это так. После каждого сезона у наших абонентов остаются долги, и в лучшем случае они рассчитываются до начала следующего отопительного сезона. Так, на конец последнего отопительного сезона дебиторская задолженность составляла порядка 7 миллионов рублей. Но после получения уведомлений о том, что котельная прекращает свою работу, абоненты просились активно платить. В итоге почти половина этой задолженности погашена, причем буквально за последний месяц. Хотя по договору мы должны поставлять тепло на условиях предоплаты. Но реально все происходит так: в начале сезона абоненты делают небольшую предоплату, чтобы мы их подключили и начали подавать тепло, а в дальнейшем оплачивать счета не спешат, накапливая долги. Как итог: практически у всех предпринимателей и юридических лиц есть сегодня долги, а это больше 30 абонентов.

– То есть все те предприниматели и бизнесмены, которые подписали письмо против закрытия котельной, даже не рассчитались за тепло?

– Не готов сказать, полностью ли совпадают списки подписантов и списки должников, но подозреваю, что в этих данных есть немало любопытного. Считаю, что сложившуюся ситуацию во многом спровоцировали сами абоненты, которые вовремя не платили за тепло и систематически вгоняли котельную в убытки. То есть люди годами получали услугу и не платили за нее, а сейчас искренне удивляются, почему вдруг котельная оказалась на грани закрытия. Думаю, что бизнесмены все-таки должны испытывать какую-то вину, потому что это они вовремя не платили, мы вовремя не могли производить ремонт и оплачивать газ и так далее. При этом в тарифе, установленном РЭК, нет затрат на капитальный ремонт, производить какую-то масштабную реконструкцию при таких расценках просто нереально. 

– А население более охотно оплачивает квитанции за тепло и горячую воду, чем предприниматели?

– Население платит более добросовестно, но процентов 10 – 12 абонентов просто не платят за тепло. По разным причинам среди них есть и те, кто имеет стабильный доход, но есть и люди, действительно попавшие в сложную ситуацию. И это тоже сказывается на том, что котельная ОКСК оказалась в таком положении.

– И каков же выход из этой ситуации? Ведь котельная ОКСК, помимо промзоны, отапливала и 26 жилых домов?

– Мы понимаем социальную ответственность этого вида бизнеса, и у нас нет установки просто всех бросить и уйти. Мы продумываем и просчитываем варианты переподключения жилых домов. Их можно спокойно передать оставшимся котельным, увеличив нагрузку и сделав их более рентабельными. Именно поэтому еще 12 марта мы предупредили мэрию о ситуации, чтобы успеть решить все необходимые бюрократические процедуры и обеспечить подключение домов к новому источнику. Достигнуты договоренности и с муниципальной котельной, которая согласилась взять 7 домов, и с котельной Омскгидропривода, которая с удовольствием забирает оставшиеся 19 домов. Нужно лишь оформить все это соответствующим образом, издав необходимые распоряжения. Техническая возможность для новых подключений есть, с этим никаких проблем не будет, котельным даже не придется нести никаких дополнительных затрат по переподключению, и они спокойно возьмут на себя весь объем по поставке тепла и горячей воды в Авиагородок. Кстати, тариф у котельной Омскгидропривода даже ниже, чем наш, так что для населения это выгодно.

– Как же все-таки быть предпринимателям?

– Предприниматели могут спокойно решить эту проблему, время до старта отопительного сезона у них еще есть, перейдя на альтернативные виды топлива: поставив электрические котлы, используя угольное топливо, сейчас есть современные котлы, компактные и эффективные, потому что у каждого есть там свои офисы или склады, и такая схема будет намного экономичней, чем гонять огромную котельную ОКСК и отапливать маленький участок, подавая тепло за 3,5 километра и неся огромные потери. Кроме того, сейчас решается вопрос об увеличении лимитов газа. Если он разрешится положительно, то в промзону можно будет завести газ и серьезно снизить затраты предпринимателей на отопление, поставив газовые котлы или мини-котельные. Поэтому если каждый возьмется самостоятельно за эту проблему, то это будет намного выгодней, потому что каждый будет знать, сколько он платит за тепло, сколько он хочет при этом потратить, регулируя самостоятельно подачу тепла и запуская и отключая тепло тогда, когда каждому необходимо. 

Еще один реальный вариант отопления промзоны — это передача котельной ОКСК в аренду тем предприятиям, которые хотят получать с этой котельной тепло. Предприниматели, которые не видят никаких иных путей обогрева своих помещений, кроме получения тепла с котельной, могут заключить с нами договор аренды и взять эксплуатацию этой котельной на себя. Мы готовы к такому варианту и готовы оговаривать условия. Попутно они могут подавать тепло и оставшимся 30 абонентам, а те затраты, которые понесут, могут разделить между собой. Это может быть как индивидуальная аренда котельной одним из предпринимателей, так и корпоративный договор. Считаю, что для людей, скооперировавших свои усилия для написания жалоб, собраться вместе и решить проблему с арендой не составит никакого труда. Кстати, если взять котельную в аренду корпоративно, то даже не надо будет утверждать тариф в РЭК, так как они будут вырабатывать тепло только для себя, не поставляя его населению.

– Предприниматели указывают на то, что нарушены сроки предупреждений о том, что следующего совместного с котельной ОКСК сезона не будет. Так ли это?

– Мы предупредили своих абонентов еще до окончания последнего отопительного сезона. Мы провели собрание, на которое пришло около 20 абонентов. Я сразу же спросил, есть ли в зале те люди, которые полностью рассчитались с долгами, все промолчали, потому что у каждого был на тот момент долг. Поэтому все с пониманием отнеслись к ситуации. Точно знаю, что двое предпринимателей уже приобрели угольные котлы, трое хотят подключиться к газу. У нас остаются квоты на газ, и мы можем подключить ряд абонентов, для этого необходимо только сделать проект и заключить договор. 

– Правда ли, что котельная Омскгидропривода уже получила ваши сети?

– Да, мы продали им свои сети, и они уже проводят необходимую подготовку по переподключению. Муниципальная компания, как ни странно, отказалась от этих сетей, хотя там далеко не полная загрузка и она могла бы взять на себя весь объем по отоплению Авиагородка, получая прибыль. Когда три котельные работают на один маленький Авиагородок, и все три при этом не получают прибыли, то я считаю эту ситуацию неправильной и экономически нецелесообразной. Когда котельная загружена в полном объеме, то в экономическом плане это намного интересней. У нас и до промзоны было больше трех километров теплотрасс, и до самого Авиагородка. Естественно, такая транспортировка приносила убытки. А котельная муниципальной «Тепловой компании» находится в 150 метрах от жилых домов, вторая котельная чуть дальше, поэтому намного целесообразней переложить эту нагрузку на них.

– А договоры с предпринимателями были долгосрочными или заключались каждый год?

– Договоры пролонгировались автоматически, если не было никаких дополнительных условий. Но сегодня такое условие появилось – мы уведомили клиентов о расторжении договоров, поэтому, если они не против, мы можем спокойно расторгнуть договор.

– Но получается что они как раз против, раз на свет появилось коллективное письмо?

– Тогда придется решать вопросы в индивидуальном порядке. Учитывая, что имело место быть многолетнее нарушение договорных обязательств, перспективы для расторжения договоров у нас все-таки есть. Я не думаю что один частный бизнес должен брать на себя убытки по содержанию другого частного бизнеса, это неправильная ситуация, и рано или поздно ее надо как-то разрешать. Потому что у нас тоже есть сотрудники, которым необходимо выплачивать зарплату, за нами стоят сотни людей, которых надо обеспечить работой и средствами к существованию, поэтому мы не можем иметь такой убыточный актив и ничего при этом не предпринимать. У меня тоже есть ответственность перед своим коллективом и определенные обязательства. У нас рыночная экономика, и если какой-то бизнес не приносит прибыль, то его логично закрыть.

– А какова судьба самой котельной? Что вы будете с ней делать: продавать, перепрофилировать или просто закрывать? Что делать со зданием и оборудованием?

– Честно говоря, решение пока не принято и этот вопрос еще решается, так что пока ничего конкретного о дальнейшей эксплуатации котельной я сказать не могу. Ну и позиция администрации пока непонятна: с одной стороны, на совещаниях было принято решение и оно внесено в протокол, о переподключении жилых домов в связи с закрытием котельной, а с другой стороны, все эти решения никак не оформлены официальными распоряжениями. Поэтому оставшиеся котельные не могут начать процесс, а ведь до отопительного сезона осталось всего каких-то три месяца.

Ранее интервью полностью можно было прочитать только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 июля 2018 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/100869