Все рубрики
В Омске среда, 20 Февраля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 66,2022    € 74,8151

На кухне. Владимир КОРБУТ, председатель Омского горсовета: «Генералы бывшими не бывают» (полный текст)

19 января 2019 09:15
5
1276

О вертикали и дисциплине в омском горсовете, внутренней политике, о МЧС, «Единой России» и взаимоотношениях с администрацией Омска. 

30 ноября в редакции газеты «Коммерческие вести» состоялись традиционные кухонные посиделки с участием председателя Омского городского совета Владимира КОРБУТА. Бывший главный спасатель, а ныне политик в подробностях рассказал о том, что изменилось с его приходом в организации работы Горсовета, как он находит общий язык с подчиненными и что работа с мэрией Омска и правительством Омской области в последнее время особенно продуктивна.

– Владимир Валентинович, на днях в ходе обсуждения стратегии социально-экономического развития Омска до 2025 года вы сказали, что первоочередная задача региона – начать привлекать инвесторов. Об этом наши чиновники говорят последние 20 лет. Какие-то новые меры планируется принимать для привлечения инвестиций?

– Для того чтобы привлечь инвестиции на территорию города и области, естественно, нужно создать максимально комфортные условия. От задумки инвестиционного проекта до его реализации должно проходить минимальное время, за которое органы управления регионом и муниципалитет успевали бы выделить земельный участок, решить вопросы с инфраструктурой, выдать разрешение на строительство и вообще сделать все от них зависящее. Будет хорошо, если мы сможем создать механизмы хотя бы как в соседней Тюмени. А то вот инвестор говорит, я хочу реализовать в Омске такой-то проект и на это нужно 1-2 года, а тюменцы ему говорят: «У нас на это потребуются считанные месяцы». Инвесторы туда и уходят. Потому что там созданы лучшие условия для ведения бизнеса, для реализации проектов. Нам необходимо стремиться к тому же. И для целенаправленного решения этой задачи необходимо взаимодействие всех ветвей власти, потому что если мы будем друг другу противостоять, то получится, как в известной басне Крылова, где лебедь, рак и щука не могли выполнить вместе элементарную задачу.

– Но ведь руководители Омска и области на протяжении 20 лет говорили то же самое.

– Да, мои предшественники об этом говорили. Но тут следует отметить то, что в нашем регионе всегда было противостояние областных ведомств и муниципалитета. Департамент образования всегда говорил, что минобразования ему что-то недодает, в минспорта утверждали, что в целевом департаменте города недорабатывают, и т. д. А в этом году вы знаете, за счет чего у города доходная часть городского бюджета увеличилась почти на 4 млрд. рублей. Это случилось за счет того, что сегодня налажена коммуникация между областью и городом. В этом году губернатор отправил всех министров и заместителей в Москву перед формированием федерального бюджета, и вы видите результат? Омская область получила огромные дотации на выравнивание бюджета и на другие цели.

– На что направляют дополнительные денежные средства, поступающие в бюджет?

– Недавно мы проводили внеочередное заседание бюджетного комитета, на котором рассматривали изменения перед первым чтением бюджета на 2019 года. Мы увеличили доходную часть на 700 млн. рублей. Деньги выделили федеральный и региональные бюджеты на строительство дороги от моста 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от бульвара Архитекторов до ул. Перелета.

– Вернемся к инвестициям. Вы говорите о плотном взаимодействии области и города. Но есть ведь проблемы с городскими структурами. Среди бизнеса и тех, кто пытается инвестировать, департамент архитектуры – уже притча во языцех. Там же беда происходит. Недавно перед депутатами выступал представитель Омскэлектро, который рассказал, что предприятие не смогло на 30-40% выполнить свою инвестпрограмму потому, что его проекты застряли в департаменте архитектуры Омска. Как так получается?

– Значит, кому-то выгодно, чтобы такие программы не выполнялись. Если бизнесмен, который хочет что-то делать, видит непонятные препятствия, то он элементарно начинает стучаться «во все ворота». Больше года работает Горсовет шестого созыва, и таких писем у нас приходило достаточно. И мы такие вопросы всегда доводим до логического финала.

– Как тогда с проблемой ввода в строй кинотеатра «Первомайский»? Это один из самых ярких примеров нашего времени.

– Концессия, это довольно-таки тонкая вещь. Когда с той или с другой стороны идет отход от первоначальных договоренностей, тогда возникает спор. И администрация свои права отстаивает. Но если человек вложил денежные средства и создал очень полезное в социальном плане предприятие, отличные условия для образовательной деятельности и для того, чтобы могли люди отдыхать, – это, конечно, замечательно. И здесь я бы, конечно, встал на сторону предпринимателя.

– Недавно на вашей совместной пресс-конференции вице-спикер Омского горсовета Андрей ТКАЧУК донес до слушателей прогноз от департамента имущественных отношений Омска о том, что доходы от земли и имущества возрастут, как минимум, на полмиллиарда. Прокомментируйте, пожалуйста.

– В проекте бюджета на 2019, 2020 и последующие годы у нас нет резкого роста получения огромных денег за счет именно земель или налога с земли.

– Тогда откуда берутся такие прогнозы?

– Возможно, в Горсовете какая-то группа депутатов поделилась с ТКАЧУКОМ мнением, что если мы сейчас примем некое решение по налогу на землю, то можем получить такой рост. Не факт, что это будет. Поэтому сейчас голословно говорить о подобных доходах бюджета за счет арендной платы невозможно.

– Теряет ли бюджет города на безвозмездном предоставлении помещений?

– Мы утвердили список помещений, которые безвозмездно передаются общественным организациям. Но вы должны понимать, что большей частью это те помещения, которые не используются администрацией. Они не востребованы для продажи, их сложно использовать в коммерческих целях. Поэтому если мы кратковременно передадим их хотя бы безвозмездно, то мы, в свою очередь, снимем нагрузку с бюджета города по статье коммунальных платежей, а ведь площади там могут быть значительными. А если некая коммерческая организация захочет арендовать такое помещение, то мы всегда сможем подобрать общественной организации альтернативные площади, потому что списки по этим помещениям утверждают каждый год.

– Владимир Валентинович, у вас очень непростой комитет – вы председатель комитета по регламенту. Как ваши наработки как генерала повлияли на политические практики? Что вы привнесли в политический орган, объединяющий народных избранников, когда его возглавили, что, на ваш взгляд, вы изменили в работе этого органа в лучшую сторону и что еще хотелось изменить?

– Разница между структурой МЧС и Горсоветом заключается в том, что у людей, которых объединяет Горсовет, цели и задачи разбиты по интересам – по округам, по своим целям и задачам. И у каждого из депутатов есть свое мнение, как проблемы нужно решать. В МЧС о том, как провести спасательную операцию, своего мнения быть не может, там есть устав, там есть правила, по которым идет вся работа. Когда нужно поставить в оцепление, когда нужны те или иные средства защиты.  Спасатели выполняют задачу и работают по одной схеме.

В Горсовете все единомышленники, абсолютно все депутаты борются за то, чтобы населению города стало лучше жить. Но при этом отформатировать работу депутатов невозможно, их можно только каким-то образом направить, чтобы они хотя бы не выходили за определенный «фарватер» движения, – вот, наверное, к этому я и стремлюсь. А строить я не собираюсь никого.

– А помните, когда вы вступали в должность, то говорили, что вертикаль власти будете строить по-военному?

– Помню. И вертикаль – она так и выстраивается. Без вертикали власти невозможно. Но это не значит, что я должен депутатам сказать: «Равняйсь!» и «Смирно!». Эту идею я в принципе никогда не ставил во главу угла, и не пытался так делать. Депутаты на сегодня изменили меня, но надеюсь, что я их тоже немножечко меняю. Это видно хотя бы по тому, что за время моей работы в Горсовете у нас еще не было случая, чтобы какой-то комитет был сорван из-за неявки. Кстати, я дал обещание депутатам, и со следующего года я буду выдавать информацию обо всех опоздавших, о тех депутатах, которые игнорируют порядок. Я веду статистику. Эта информация – она открытая, но от меня это пока нигде не звучало, что, например, такой-то депутат ходит всего на 20% комитетов из тех, на которые записался. Поэтому, безусловно, я пытаюсь выстроить работу именно с точки зрения закона, а закон для Горсовета – это регламент, и практически на каждом заседании мы рассматриваем изменения в регламент. Например, председателю дали возможность объявить без разрешения депутатов перерыв. Раньше этого не было. Для чего это нужно? Да очень просто: какой-то депутат нарушил депутатскую этику, я ему сделал одно замечание, второе, потом по регламенту я обязан поставить вопрос о том, чтобы лишить этого депутата до конца пленарного заседания слова. Но я воспользовался другим – я объявляю перерыв, после чего могу побеседовать с руководителем фракции и с самим депутатом и таким образом бескровно решить вопрос. А в противном случае нам было бы необходимо проводить какие-то мероприятия на комитете по регламенту, рассматривать этику депутата, отправлять все эти документы этому депутату, а зачем мы будем портить ему судьбу и карьеру?

– Это навыки КОРБУТА-генерала, КОРБУТА-политика или, может быть, КОРБУТА-педагога?

– Кстати, у меня 38 лет педагогического стажа – военная служба практически приравнивается к педагогическому стажу. Поэтому меняются и депутаты, и генерал КОРБУТ. Генералы бывшими не бывают, и те 38 лет службы – они все равно оставили след в моей жизни, который я не собираюсь менять.

– Ваша работа теперь – это гражданская работа, это совсем другие интересы, депутаты – каждый со своим мнением… Первое, что пришлось изменить в себе, – что это было? Что было самым сложным?

– Я наоборот скажу, знаете, что было самым простым? Самым простым было то, что механизмы принятия решения, контроля и доведения решения до логического конца – они идентичны, что при ведении или планировании общевойскового боя или спасательной операции, что при принятии решений на комитетах Горсовета. Алгоритмы принятия решений идентичны во всех сферах – и в этом мне очень легко. Но вот как воплотить эти алгоритмы с таким контингентом, как депутаты, – это очень непростая работа. И я считаю одним из самых больших достижений то, что я не боюсь встречаться с депутатами тет-а-тет для выяснения позиции, разговаривать индивидуально. Когда человек один – он все прекрасно понимает, но стоит тот же вопрос обсудить с тремя депутатами разом – ты цели не добьешься. А вот с одним, со вторым, с третьим одну и ту же тему обсудишь, потом втроем собираются – каждый в теме, и приходим к консенсусу. И это хороший способ взаимодействия.

– А насколько, по вашему мнению, у депутатов есть стремление выработать именно общее решение? Или каждый зациклен только на своем и весь вопрос, чьих голосов больше?

– Под все вопросы невозможно подвести такую грань. Давайте рассмотрим примеры. Первое: допустим, есть вопрос о том, отдать ли почетную грамоту на какое-то предприятие, наградить ли людей. Инициатива здесь исходит часто не от самих депутатов, а от мэра, от руководителей этих предприятий. И здесь все депутаты понимают, что по этому вопросу нужно голосовать консолидированно, то есть этот вопрос общепонятный, он проходит свободно. Он даже не обсуждается.

Второе: надо повысить стоимость проезда в городском транспорте. Тут мы начинаем понимать, откуда растут ноги. Сейчас мы начинаем разрабатывать Стратегию социального развития Омска, и это не книга желаний, это документ, который основывается на реальных доходах, бюджете, на дотациях. Инициатор здесь администрация Омска, они вышли с этим предложением к депутатам. Соответственно, они начинают формировать депутатское мнение о том, почему это необходимо, что без этого будет сложно в дальнейшем развивать город. И должностные лица, которые отвечают за коммуникацию с депутатами, начинают определенную работу – методом убеждения. Когда депутаты или группы депутатов выступают категорически против, то тогда мы начинаем считать голоса: сколько не хватает, как нужно работать и стоит ли тогда вообще этот вопрос выносить на то или иное пленарное заседание. В любом случае без формирования мнения депутатского по тому или иному вопросу ни один сложный или социально значимый вопрос не может пройти. Но вы должны понимать, что это не попытки давления на депутатов. Каждый из них – избранник народа и заботится о благе своих избирателей. Просто необходимо по сложным вопросам убедиться, что депутат осведомлен обо всех последствиях для города в целом, и для своих избирателей в частности, принятия или непринятия такого сложного решения.

Третий вариант: к примеру, мы обсуждали несколько раз то, чтобы дать некоммерческой организации «Территория милосердия»» помещение в школе № 84. Ряд депутатов говорили, что этого нельзя делать, потому что школа должна работать только как школа. Заинтересованные в решении этого вопроса депутаты начинали работать со своими друзьями и коллегами, прося поддержки. То есть общение происходит между депутатами. И это тоже нормально. И в конце концов сегодня администрация заявила о том, что помещение для организации подобрано. Надеюсь, в этом году мы этот вопрос закроем. Вот три простых примера. По первому вы даже сами согласились, что там нечего разговаривать, второй очень острый, непопулярный, но нужный для города, а третий вариант обычно касается части депутатов. Процессы принятия решений не всегда бывают простыми, но всегда возможно выстраивать коммуникации с депутатским корпусом, с группами депутатов.

– Был период в истории Омского городского совета, когда его отношения с мэрией были весьма напряженными по разным вопросам. В каком состоянии эти отношения сейчас? В чем-то мэрия должна на вас опираться, в чем-то вы имеете возможность ее критиковать и требовать у нее отчета. Быть может, сегодня ситуация такова, что «мэрия равно Горсовет»?

– Мы с мэрией решаем одни задачи, хотя знак равенства между нами поставить все-таки сложно. Сейчас в соответствии с Уставом Омска мэр является высшим должностным лицом города, но тем не менее он подотчетен Горсовету и населению, а Омский городской совет не подотчетен администрации. В любом случае депутаты, которые избраны народом, имеют прежде всего ответственность перед теми людьми, которые отдали за них голоса. И когда при попытке выстроить отношения компартия высказывает свое мнение и заявляет, что будет в любом случае голосовать всей фракцией против, надо уважать их мнение по одной простой причине – что часть населения города отдала за них голоса, и значит, они, депутаты от коммунистической партии, выражают мнение населения.

Инициаторами в законотворчестве выступают как депутаты, так и мэрия, и глава администрации Омска. И сегодня мы с мэрией совершенствуем наши коммуникации. Для того, чтобы нельзя было использовать административные ресурсы мэрии, мы поменяли регламент Омского городского совета. Исторически повестку подписывает председатель комитета за три рабочих дня до его начала, но иной раз документы не предоставлялись вовремя и депутат, который приходил на комитет, нередко знакомился с материалами за 15-20 минут до рассмотрения на комитете, а то и во время рассмотрения. Такие ситуации необходимо устранить. Сейчас я пытаюсь внести первое изменение в регламент – чтобы за пять рабочих дней до начала комитетской недели были сформированы проекты повесток всех комитетов, которые будут на неделе. В них входят даже те вопросы, которые администрация хочет внести, но еще не разработала, т. е. депутаты это все видят. А потом, если за три рабочих дня до комитета не представили документы к рассмотрению этих вопросов, то они из повестки исключаются. Потом, конечно, эти вопросы, если они срочные, можно добавить в повестку как дополнительные. Эксперименты на населении проводить нельзя, это аксиома, поэтому мы сейчас планомерно идем к тому, чтобы выстроить отношения между городским Советом и администрацией. Хочется, чтобы это были такие отношения, в которых сочетались бы умения участников слушать, слышать и говорить. Тогда у нас все будет хорошо.

– В Екатеринбурге был избран мэр города, и он же является председателем Горсовета. И также у них есть глава городского самоуправления. А у нас глава городского самоуправления кто?

– У нас нет такого. Давайте вернемся к первоисточнику: Устав Омска гласит, что высшее должностное лицо города – это мэр. Он имеет право подписи. Есть иная ситуация. Например, в Крыму. В Симферополе председатель городского совета также является и главой муниципального образования, а мэр – это у них как бы наемный человек. Его наняли для того, чтобы он вел всю хозяйственную деятельность. Но все распоряжения и соглашения – все документы подписывает председатель горсовета, он же глава городского округа.

– Но ведь это нелогично. У нас мэра города избирает Горсовет, не народонаселение, так как может мэр, выбранный этим Горсоветом, быть главой муниципального образования? Может, пора менять устав и председателя Горсовета, как в ряде городов, сделать главой самоуправления, а мэра – главой администрации? Это было бы логично.

– Да, логика здесь есть. Разные регионы развиваются в соответствии со своим законодательством. На сегодняшний момент полномочия исполнительной и законодательной власти все равно каким-то образом должны быть разделены, потому что если на председателя городского Совета, допустим, ляжет груз ответственности еще и за то, чтобы за хозяйствующими субъектами следить…

– Ну, по крайней мере, можно сделать так, чтобы решения подписывал председатель Горсовета. Это самое простое. Это просто странно: решения Горсовета подписывает глава администрации Омска, которая этим советом избрана. По логике надо двигаться к тому, чтобы распоряжения Горсовета подписывал глава Горсовета.

– Внесите предложение о внесении изменений в устав города. Я не задумывался над данной проблемой и вообще над тем, что она есть. То, что мэр сегодня – высшее должностное лицо муниципалитета и избирается депутатами, – таково наше законодательство.  Хотя много было противников того, чтобы так мэра избирали… Тем не менее все так, как есть. Я считаю, что всякие формы возможны. Сегодня в уставе прописано, что депутаты могут выразить недоверие мэру, две трети голосов при голосовании – и мэр уходит в отставку. Если не будут выполнены задачи, если отчет мэра не будет принят депутатами. Тут тоже есть определенные рычаги воздействия для того, чтобы более продуктивно работать.

– Вы бывший главный спасатель, бывший военный, бывали ли у вас в жизни случаи, когда полученные на службе МЧС спецнавыки пригодились не на службе, а в повседневной жизни?

– Когда я вступил в должность председателя Горсовета, были взрывы газа в жилых домах. Тогда я одним из первых приезжал на место трагедий не потому, что это была моя обязанность, а потому, что мои знания, опыт и умения в данной ситуации могли оказать помощь вновь избранному мэру Оксане Николаевне и администрации города в целом в организации данных вопросов. А второе – то, что мои бывшие коллеги, которых я очень уважаю, они видят, что я рядом, и значит, все будет нормально. Поэтому навыки, которые были получены в силовых ведомствах, в вооруженных силах и МЧС, – они не утрачиваются, а помогают мне в моей работе.

– А лично кого-то спасали? Не на службе.

– Скажем так, я никогда не проезжаю мимо чужой трагедии, всегда стараюсь остановиться и помочь тому, кому нужна помощь, – будь то человек или животное.

– По слухам, вы неплохо вырезаете по дереву. Это действительно ваше хобби?

– Вот если бывших генералов не бывает, то в данном случае «вы-ре-зал». Почему? Потому что с тех пор, как я стал начальником Главного управления МЧС России, у меня совсем не стало свободного времени. Я люблю заниматься с деревом, как говорят, «разговаривать» с ним, как с живым материалом. В том плане, что я его чувствую. Все, что вы из дерева видите, я могу сделать своими руками, любое изделие. В моем доме, в простой пятиэтажке никто никогда из строителей не был. Там, как и на даче, я все делаю сам, мне это доставляет удовольствие. А любой мужик, по моему мнению, должен уметь работать руками. Но прежде всего включать голову.

Ранее материал в полном виде был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 декабря 2018 года

Loading...




Комментарии через Фейсбук

8 22 января 2019 в 00:13:
Бла, бла, бла...
Вася 21 января 2019 в 11:30:
Одна извилина, и та след от фуражки
Егор Залетов 21 января 2019 в 10:47:
В каком смысле — не бывают???Например, когда бывший генерал на зоне — он обычный зек, осужденный преступник,независимо от стажа его службы и звания.
Офицер 20 января 2019 в 12:46:
Генералы бывают боевыми и бумажными, с честью и без нее, стоящих на защите интересов страны или собственных...
Олег Лизгунов 19 января 2019 в 19:04:
«Поздравить со значимым событием не только сотрудников банка, но и омичей, пришла мэр Омска Оксана ФАДИНА. Градоначальница пожелала компании процветания и высоких экономических показателей. — Когда происходит открытие структурных подразделений кредитных организаций — это безусловно показатель того, что на территории региона есть смысл и экономическое обоснование существования дополнительного количества структурных подразделений. Это с точки зрения экономики. От себя хочу сказать, что сегодня это очень важный социальный показатель — открытие нового подразделения ближе к дому — это удобно. Нам всегда импонирует, что Альфа-Банк соответствует концепции своего брендинга. Создает территорию комфорта на территории нашего города — все это очень высоко оценено. Желаю компании процветания, экономических показателей, а нашим омичам — удобства и качественного получения оказываемых услуг, — обратилась к сотрудникам банка мэр города.» Ну так примерно. С точки зрения экономикиНу вот так. Примерно. Генерал, который не бывает бывшим. ВАС происходящее устраивает?
Показать все комментарии (5)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.