Пайщики ЖСК «Центральный-1» и «Центральный-2» дождались суда над СКРИПЦОМ и МАРЕНКО

Дата публикации: 02 марта 2019

Пострадавших так много, что чтение обвинительного заключения растянулось на несколько дней. 

26 декабря 2018 года Куйбышевский районный суд приступил к рассмотрению уголовного дела по обвинению двух руководителей жилищно-строительных кооперативов «Центральный-1» и «Центральный-2» Сергея СКРИПЦА и Сергея МАРЕНКО (на фото) в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

Тремя годами ранее в правительстве Омской области состоялось заседание межведомственной комиссии по защите прав дольщиков, на котором об итогах работы на фронте борьбы с долгостроями отчитался министр строительства и ЖКК Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ:

– Пользуясь пробелами в законодательстве, отдельные застройщики создают ЖСК для приема средств граждан в качестве паевых взносов и уходят от исполнения обязательств по строительству многоквартирных домов. Такие ситуации сложились по домам ЖСК «Центральный-1». По договорам пая эти объекты должны были ввести в эксплуатацию в четвертом квартале 2013 года, но этого не произошло. Возведена коробка только двух подъездов дома. На остальных подъездах даже котлована нет, а продано 98 квартир.

В том же 2015 году облпрокуратура сообщила о возбуждении уголовного дела о крупном мошенничестве в отношении пока «неустановленных лиц» из руководства ЖСК «Центральный-2» и ООО «Регион». И Сергей СКРИПЕЦ, и Сергей МАРЕНКО поочередно руководили ЖСК «Центральный-2». Именно они и стали обвиняемыми. На их имущество был наложен арест на общую сумму 400,1 млн. рублей – недостроенный дом, недвижимость, автотранспорт. Подробно об этом «Коммерческие вести» писали 14 марта 2018 года.

В предыдущих сериях

Емко напомним в чем суть. Речь идет о проблемных домах со строительными номерами 22 и 23 в границах улиц Масленникова – 6-я Линия – Маяковского – 8-я Линия, которые в 2007 году пыталось построить ООО «ССК «Металлургмаркет» (директор Сергей СКРИПЕЦ). Для возведения объекта был создан ЖСК «Центральный-1» (учредитель тоже СКРИПЕЦ), с которым граждане заключали договоры пая. В мае 2015 года арбитражный суд признал «Металлургмаркет» банкротом. Как рассказывал сам СКРИПЕЦ, часть комплекса построили, но продолжению работ помешал бесхозный барак. Он пообещал выполнить обязательства перед дольщиками первых трех подъездов, предоставив квартиры в другом своем проекте – 9-этажном 168-квартирном доме на пересечении улиц Хмельницкого и Ипподромной, для чего был образован ЖСК «Квартал».

Пайщики пытались отстоять свои деньги, обратившись в арбитражный суд, где требовали не применять при банкротстве «Металлургмаркета» параграф 7 «Банкротство застройщиков» Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поясняя, что имущество компании, включая недостроенное здание, не способно компенсировать их траты. Учитывая, что объект возводился без разрешения на строительство, а земля была не оформлена, так и получилось – суд в требовании отказал.

Обманутые омичи писали в социальных сетях и на форумах, что председателя кооператива СКРИПЕЦ сменил без общего собрания, не проводя аудиторскую проверку деятельности бывшего председателя. Новый председатель ЖСК Михаил ПИСТУНОВ оказался директором «Металлургмаркета».

Что касается второго ЖСК, то вкратце история такова. В августе 2006 года ООО «СибНефтеСбыт» заложило площадку будущего строительства микрорайона между улицами 4-я Северная, 16-я Северная, Красный пахарь и Герцена. На тот момент это был самый крупный участок застройки по программе регенерации ветхого жилья: были подписаны соглашения с мэрией и пятью инвесторами. Генеральным подрядчиком этой стройки выступало ООО «Регион», осуществлявшее привлечение денежных средств через ЖСК «Центральный-2». Учредитель ООО «Регион» (как и его директор) – Сергей МАРЕНКО (также директором там бывал и Сергей СКРИПЕЦ). Оба они выступили учредителями ЖСК «Центральный-2». Как оказалось, они также попеременно были директорами ООО «СибНефтеСбыт».

За масштабную стройку непосредственно ручался мэр Виктор ШРЕЙДЕР, обещавший закончить работу до 2009 года. Контроля со стороны властей, правда, пайщики так и не увидели. В 2009 году руководство ЖСК «Центральный-2» сослалось на кризис. Начиная с 2010 года пайщики стали подавать иски к ЖСК «Центральный-2» о расторжении договоров в связи с невыполнением обязательств по сдаче дома и возврате уплаченных средств, а также неустойки. Иски суд удовлетворил, однако денег на счетах у ЖСК не оказалось.

Судебный процесс

Итак, по окончательной версии следствия, с 2007 по 2014 годы фигуранты похитили «денежные средства 404 пайщиков возглавляемых ими кооперативов, предназначенные для строительства трех многоквартирных домов в Центральном административном округе Омска, которые впоследствии так и не были возведены». Общая сумма похищенных средств пайщиков составила около 700 млн. рублей. Вину в совершении преступлений СКРИПЕЦ и МАРЕНКО не признали, мер по возмещению ущерба не приняли. В этой связи в рамках уголовного дела частью потерпевших были заявлены гражданские иски о возмещении ущерба.

К слову, более десятка обманутых пайщиков пришли в Куйбышевский суд, чтобы также поучаствовать в процессе в качестве потерпевших. Защищают СКРИПЦА и МАРЕНКО адвокаты Андрей МОТОВИЛОВ и Андрей СКОВОРОДКО.

Учитывая внушительное количество пострадавших, зачитывание обвинительного заключения заняло несколько дней до нового года и продолжится после каникул. Перед началом Нина ДЕМИДЕНКО, представляющая также интересы еще 13 своих товарищей по несчастью, пояснила суду, что в июне 2018 года в рамках уголовного дела на земельные участки под недостроями был наложен арест. О снятии ареста с участка, принадлежащего ЖСК «Центральный-1», и ходатайствовали пайщики:

– На рабочем совещании с участием прокуратуры было решено начать собственное управление участком «Центрального-2». Но он находится на Северных. Какое отношение он вообще имеет к нам? Почему наш участок арестован в интересах «Центрального-2»?

Ольга СЕМИСЮК в числе прочих потерпевших поддержала ходатайство:

– Просим снять арест с нашего земельного участка для того, чтобы мы могли выполнять свои обязательства, определенные работы в интересах дольщиков, кредиторов «Металлургмаркета».

Представительница «Металлургмаркета» юрист ЯРОВАЯ также указала, что арест препятствует проведению процедуры банкротства:

– Полагаем, что этот арест противоречит нормам закона: после введения конкурсного производства все аресты, ранее наложенные, снимаются и наложение новых арестов запрещено.

К великому удивлению потерпевших, прокурор назвала заявление такого ходатайства преждевременным, поскольку к рассмотрению дела по существу суд еще не приступил. Подсудимые и адвокаты ходатайство поддержали. После этого судья Сергей МУРАСТОВ удалился на 20-минутное совещание, однако вердикт оказался неутешителен: арест продлен до вынесения решения по делу. Зал зароптал: если следствие велось несколько лет, не исключено, что и судебный процесс займет не меньше.

Гособвинитель приступила к зачитыванию обвинительного заключения, которое не блистало разнообразием: эпизоды мошенничества выглядели как под копирку. Вот, например, один из них:

– 4 апреля 2007 года СКРИПЕЦ заключил с ШИХАЛЕВОЙ договор приема паевого взноса. Согласно его условиям ШИХАЛЕВА обязалась оплатить стоимость объекта в размере 1 млн. рублей. 3 мая 2007 года при нахождении в офисе «Центральный-1» у ШИХАЛЕВОЙ были получены денежные средства в ранее названной сумме, которые в последующем были похищены и которыми подсудимый распорядился по собственному усмотрению. В результате совершения указанных действий подсудимым обязательства по договору не были исполнены, дом не был возведен, не был введен в эксплуатацию, квартира не была передана собственнику, которому был нанесен этим ущерб в крупном размере в сумме 1 млн. рублей.

Подобных незамысловатых историй, как уже ясно, в заключении несколько сотен. «КВ» будут следить за процессом.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 января 2019 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/107314