Мусорный оператор предполагает кассовый разрыв в 1 — 1,3 млрд. рублей (полный текст)

Дата публикации: 23 марта 2019

В Омске продолжается внедрение мусорной реформы. 

20 марта региональная энергетическая комиссия установила предельный единый тариф на мусор для населения. На следующий день, 21-го, оператор по обращению с ТКО в Омской области ООО «Магнит» утвердил приказ о едином тарифе на новую коммунальную услугу для населения с 1 апреля по 31 декабря 2019 года. В связи с этим имеет смысл напомнить о «круглом столе» «Обращение с ТКО на территории Омской области», который состоялся 15 января в пресс-центре «МКР-Медиа», полный текст репортажа с которого ранее был доступен только в печатной  версии газеты «Коммерческие вести» от 23 января 2019 года. Итак:

О терсхеме

Первым взял слово министр природных ресурсов региона Илья ЛОБОВ, продемонстрировавший на большом экране обновленную территориальную схему, рассчитанную до 2026 года. Правда, чиновник сразу отметил, что это «живой документ», который все еще актуализируется и переживает этап общественных дискуссий. Утвердят же схему ориентировочно в марте, а пока слуги народа готовы выслушивать и получать в электронном виде критику и пожелания. Если правки не касаются логистики, то их можно будет вносить неограниченное количество раз. А вот серьезные изменения будут обсуждаться не более раза в год.

Всего, согласно новой территориальной схеме, в регионе появятся 24 станции. Также запланированы 7 межмуниципальных центров по обращению с отходами (в Большереченском, Калачинском, Называевском, Омском, Павлоградском, Таврическом и Шербакульском районах) и 5 муниципальных центров (в Оконешниковском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском, Черлакском районах).

Затем министр попросил омичей проверить, включены ли и правильно ли обозначены на схеме их мусорные площадки:

– В территориальную схему по факту внесены существующие точки сбора. При этом ответственность за создание мест накопления с органов местного самоуправления никто не снимал. Именно поэтому областной властью в конце прошлого года было принято решение о выделении 300 млн. рублей для создания контейнерных площадок на территории Омской области. Все главы муниципальных районов получили соответствующее распоряжение, составили реестр перспективных контейнерных площадок. Сейчас подготавливаются документы для проведения отбора на субсидию и для проведения конкурса на создание контейнерных площадок в тех населенных пунктах, где их не существовало.

Это вызвало продолжительные споры за круглым столом: а хватит ли денег, чтобы обеспечить все территории. Нехотя ЛОБОВ признался, что евроконтейнеры достанутся не всем. Кое-где придется установить контейнеры попроще да поменьше.

Новоявленная схема предусматривает также строительство мусоросортировочной станции в промзоне Советского округа — за заводом «Полиом», полигона захоронения в Таврическом районе, а также двух объектов для сортировки и захоронения в Тарском районе. Эколог, профессор ОмГУПСа Сергей КОСТАРЕВ выразил свое неудовольствие:

– Вы представляете, что значит вывозить весь мусор из города в Нефтяники? Омичи не скажут вам за это спасибо. Представляете, какая там будет стоять вонь?

Однако глава регионального минприроды попросил его воздержаться от оценочных суждений, заметив, что предстоит экологическая экспертиза и организация санитарных зон. В случае нарушений регионального оператора ожидают санкции.

Кстати, о контроле. На круглом столе озвучили свежие новости: 14 января Владимир ПУТИН подписал Указ № 8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». Согласно документу функции и полномочия учредителя новой компании закрепляются за Минприроды с головным офисом в Москве. Госоператор сможет участвовать в разработке и реализации госпрограмм и проектов в сфере отходов, соглашений между регионами по их транспортировке, разрабатывать программы господдержки инвестпроектов и привлекать инвесторов. Кроме того, «Российский экологический оператор» будет проводить экспертизу территориальных схем и их реализации в субъектах РФ, осуществлять образовательную деятельность, а также стимулировать увеличение количества вторичных ресурсов и снижение объемов отходов, отправляемых на захоронение. Госкомпания сможет выступать участником концессионных соглашений и ГЧП, выкупать земельные участки для предприятий, приобретать имущество и владеть им, а также оборудованием для деятельности в области обращения с отходами. Также оператор сможет без ограничений приобретать доли в уставных капиталах организаций отрасли и проектных компаний, которые занимаются строительством предприятий.

«Поставили следить за региональными операторами, проще говоря», – подытожил председатель правления Омского областного общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса Александр ЛИХАЧЕВ.

О тарифе

Самой обсуждаемой темой мероприятия ожидаемо стал тариф на вывоз мусора. Замглавы РЭК Омской области Алексей ТИХОМИРОВ сообщил, что получил от регоператора заявку:

– С 27 декабря начали поступать документы. Региональный оператор довольно ответственно к этому подходит и готовит документы таким образом, чтобы их можно было квалифицированно оценить. Но до настоящего времени предложения по прогнозу размера тарифа к нам не поступило. Мы не можем периодически давать прогнозы расчетов на основании той или иной стадии подготовки документов.

Как только все документы будут в сборе, тариф утвердят в течение месяца или двух.

А вот гендиректор «Магнита» Сергей ШЕВЧЕНКО после долгих уговоров все-таки отозвался на просьбу озвучить примерный тариф. Теоретически он может составить 131 рубль с человека без НДС. Но не исключено, что федеральные власти все-таки освободят пользователей от уплаты этого налога, чтобы облегчить проведение мусорной реформы.

Как выяснилось, при формировании ориентировочного тарифа учитывалась необходимая прибыль регионального оператора, затраты на логистику и норматив потребления, установленный приказом РЭК 31 мая 2017 года (то среднее количество мусора, которое оставляет после себя житель региона, кстати, норматив на ребенка не отличается от норматива для взрослого). О последнем как раз и разгорелся спор. Не все оказались согласны с тем, что ежедневно оставляют после себя по 6 литров (был еще некоторый спор, как правильно считать – в литрах или кубометрах) мусора. Депутат омского Горсовета Дмитрий ПЕТРЕНКО признался:

– Я насчитал для себя 22 литра, исходя из таблицы нормативов от РЭК. Да не верю я такому! Нормативы завышены в 2-2,5 раза.

Народный избранник предложил повторить замеры, чтобы получить адекватный, приближенный к реальности норматив, но ТИХОМИРОВ эту идею не оценил:

– Мы провели девять тысяч замеров в течение четырех сезонов, и представительность выборки была вдвое выше минимальной по законодательству.

Впрочем, оказалось, что методике собравшиеся тоже не особо-то доверяют. Блогер Владимир ЛИФАНТЬЕВ высказался:

– Методология с 2017 года изменилась так, что сейчас были бы уже не шесть литров на человека, а четыре с половиной. То есть мы по устаревшим данным будем утверждать тариф. Мне одному кажется, что это неверно?

«Не одному!» – возбужденно отозвались из зала журналисты и представители управляющих компаний.

ЛИХАЧЕВ пожал плечами:

– Мы должны найти правовые пути, чтобы пересчитать эти нормативы.

Этот путь подсказала член Общественного совета при ГЖИ Мария ЗАЗДРАВНЫХ – обращаться в судебные инстанции.

Об экокатастрофе

Как оказалось, именно из-за тарифа регоператору пришлось отказаться от первоначальных планов:

– Основная цель работы нашего логистического отдела – минимизировать тариф для населения. Поэтому мы ушли от 22 к 10 мусоросортировочным базам, двум полигонам и трем мусоросортировочным центрам. Конкурс на перевозку мусора выиграла компания «Экос». Ситуация такая: мусор вывозится в районных центрах. А в самих районах нет. В городе Омске много возчиков мусора, однако до сих пор не хватает контейнерных площадок. В двух городских районах мусор не вывозится в принципе. Преобладает беспорядочный сбор. Возчикам придется докупать транспорт, чтобы охватить все районы Омска.

Как тут же отметил ведущий круглого стола, на территории Омской области расположены 900 несанкционированных свалок.

Александр ЛИХАЧЕВ парировал реплику предпринимателя:

– Не люблю, когда поливают грязью администрацию Омска. Никогда такого не было, чтобы в двух районах города Омска не вывозился мусор. Не надо так говорить! А то про вас потом тоже много чего скажут.

В целом экспертов озвученная ШЕВЧЕНКО информация обеспокоила. Но любые подозрения о повторении ситуации в Балашихе (массовое закрытие мусорных полигонов в Подмосковье спровоцировало коллапс в некоторых районах Московской области: лишившись возможности пользоваться услугами свалок, сотни мусоровозов ежедневно скидывают отходы в канавы и леса) глава «Магнита» твердо отмел.

Возник классический вопрос, как справится регоператор с кассовым разрывом: ведь уже ясно, что платежи будут осуществляться по примеру с капремонтом – ни шатко ни валко. ШЕВЧЕНКО ответил:

– Голословно не буду говорить, хватит у нас средств или нет. Но мы, когда заходили в Омскую область, для себя выделили стратегию: 4 месяца – 30%, последующие 3 месяца – 49–55%, дальше – по нарастающей. Исходя из этого мы себе партнера по транспорту подбирали. Основная часть – это транспортные предприятия. Я думаю, мы справимся. Для себя ставим планку кассового разрыва – год. Такой путь мы уже прошли в ЯНАО: первые 7 месяцев вообще не получали денег, потому что людей в тундре не могли поймать. Потом они кочевали по территории 400 кв. км. Занятная история! Но мы посмотрели наши бескрайние просторы...

Предполагаемая сумма кассового разрыва, по подсчетам ШЕВЧЕНКО, может составить 1–1,3 млрд. рублей.

О раздельном сборе и переработке

Сергей КОСТАРЕВ не поверил регоператору в части выполнения условия госпрограммы:

– Нормативы кажутся мне очень сомнительными – повысить переработку отходов до 40-60% за 4 года при том, что сейчас у нас перерабатывают 4-5%. Я понимаю, что Россия – самая лучшая страна в мире и обладает самыми большими технологиями, но англичанам понадобилось 20 – 30 лет, чтобы подняться на 10-20%!

Какими бы радужными (или не очень) ни выглядели перспективы переработки мусора, КОСТАРЕВ отметил, что это бесполезная инициатива, если раздельный сбор не начнется локально:

– Региональный оператор заинтересован в огромном количестве мусора: чем больше мусора, тем больше денег он получает. Я его не буду критиковать за это, это нормальный коммерческий интерес. Следовательно, он не будет способствовать раздельному сбору мусора в месте образования. Сейчас при создании площадок для сбора не закладываются разные контейнеры для бумаги, металла, органики, пластика, т.к. это снизит тариф. По сути, 80% отсортированного мусора должны оставаться в виде денег у плательщика, и платить мы могли бы только 20%. Показателей мы, может, и достигнем, даже если будем понимать под обработкой тыкание вилами в эти отходы или перекладывание их с места на место. Но зато отчитаемся...

ШЕВЧЕНКО с этим не согласился, пояснив, что заинтересован в чистых материалах (например, стекле или картоне) и готов уменьшать тариф для тех, кто сам наладил раздельный сбор мусора. Правда, он сразу оговорил, что такая практика не станет повсеместной:

— Процентов 20 будет только сортировать мусор. А все должны делать это массово. Не получится снижать тариф, когда кто-то сортирует, а кто-то нет. Это надо воспитывать со школы. Нужно, чтобы целое поколение выросло. Мы устанавливали специальные контейнеры для пластиковых бутылок, которые превращались в «бутерброды»: слой бутылок, слой пакетов с несортированным мусором.

ЛОБОВ согласился с тем, что омичи не бросятся мгновенно разбирать собственный мусор. А руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Омской области Алексей СОКИН поделился историей:

– Однажды я пробовал применить раздельный сбор мусора в округе. Участвовало несколько домов. Но проблема заключалась в том, что нет предприятия, которое принимало бы весь этот мусор раздельно. В одну прекрасную ночь я увидел, как все эти пять баков свалили в одну машину и увезли в Надеждино... И еще был пример в одном из микрорайонов. Там поставили контейнеры благодаря грантовой поддержке. В итоге два сгорели через сутки, один порезали на металл. И, опять же, те самые «прослойки» несортированного мусора. Так что вопрос культуры однозначно есть.

Однако есть и хорошие новости. Общественница Анна КОСЬЯНЕНКО рассказала об успешной работе со школьниками, которые быстро приучились сортировать мусор. Мария ЗАЗДРАВНЫХ тоже была настроена оптимистично. Она попросила регоператора создать площадки досортировки, где работали бы студенты и школьники, а минприроды – сделать выборку домов для формирования тарифа раздельного сбора мусора. За февраль планируется сформировать реестр домов, где будет тестироваться раздельный сбор. Нужно будет отследить все 4 сезона, чтобы вывести нормативы, так что итоги эксперимента появятся не раньше следующего года.

Зашла речь и о судьбе твердых коммунальных отходов в принципе – после их вывоза из населенных пунктов. ШЕВЧЕНКО пообещал, что уже в этом году 81,3% всего мусора будут обработаны, а 80,2% от обработанного – утилизированы. Начиная с 2020 года эти показатели увеличатся до 91,4% и 89,3% соответственно.

Этот прогноз вызвал лавину скепсиса. «Мы в сказки давно не верим», – заявил ЛИХАЧЕВ.

Генеральный директор АО «Полигон» Владимир КОБА объяснил чуть подробней:

– Полигоны сейчас только строятся. То есть мы со строительством уходим на два-три года, а до этого мусор будет размещаться как сейчас – на Кировской и Ленинской свалках.

На это ШЕВЧЕНКО объяснил, что два мусоросортировочных комплекса заработают уже в марте. После сортировки органику будут отправлять на компостирование, а остальное – «складывать на территории». А сортировку мусора «Магнит» сулит качественную.

Регоператору напомнили, что по условиям контракта компания обязана утилизировать, как минимум, 75% собираемого ею мусора. Ведь именно поэтому «Магнит» и одержал победу в конкурсе. Ответ ШЕВЧЕНКО был прост: «Если мы не сможем выполнить обещанное, власти имеют право расторгнуть с нами договор».

Постскриптум

Сергей КОСТАРЕВ на своем сайте подытожил свое впечатление от мероприятия:

– Сообщество омских экологов, к которому и я имею отношение, еще в октябре прошлого года забило тревогу о неготовности Омской области к мусорной реформе. Вместо ответов на наши вопросы в минприроды обвинили нас в намеренной деструктивности. А правда оказалась на нашей стороне, и регион так и не перешел на новый порядок. Но ситуация по мусору в Омской области и сейчас продолжает быть странной. С одной стороны, введение нового порядка обращения с отходами отложили и коллапса не произошло, что неплохо. С другой стороны, нам все равно придется это пережить, что по-прежнему напрягает, так как никакой ясности нет. Регоператор заявляет о том, что он будет уже в этом году обрабатывать около 80 процентов отходов, а сколько будут утилизировать, так и непонятно. Допустим, не стали утилизировать. Тогда зачем обрабатывали? Выполняли формальное требование контракта? А какой прок для омичей в этом, если обработанные, но не переработанные отходы так и останутся непонятно где? Еще более настораживающим выглядит обещание регоператора все отходы до постройки полигонов свозить на сортировочную станцию (будущую) на Красноярский тракт. Понятно, что СанПиНы и прочие ГОСты будут соблюдены, но законы физики и химии даже они не заменят. Вряд ли это людей порадует. И третье. Заявлено, что схема оптимизирована и количество полигонов (будущих) сокращено до двух – один в Таврическом, другой в Таре. Получается, что отходы будут перевозиться на сотни километров, а мы за все это будем платить? Тогда понятно, почему заявляемые тарифы оказываются выше, чем у наших соседей.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/107793