Елена СИДОРОВА, ALPACINO: «Если задать мне вопрос, выгодно ли открывать сейчас мужской парикмахерский салон, я отвечу: нет» (полный текст)

Дата публикации: 20 апреля 2019

«Благосостояние омичей уменьшается. Остается два пути – либо опускаться в среднеценовой сегмент, либо дотягивать свой бизнес до уровня экспертности». 

«Первый мужской» – написано на вывеске ALPACINO – одного из старейших (если так уместно выразиться об относительно новом для Омска рынке мужских парикмахерских) салонов города. Обозреватель «КВ» Евгения ВАЙС попросила его совладелицу Елену СИДОРОВУ поделиться видением происходящего в этой сфере.

– Вы позиционируете себя как один из первых мужских парикмахерских салонов в Омске. Расскажите, как зашли на рынок.

– Мы с Оксаной СУТЯГИНСКОЙ открыли салон в 2013 году. До этого мы с ней были наемными работниками – я директором по маркетингу, Оксана работала в службе управления персоналом. Как-то я листала журнал «Секрет фирмы» и увидела статью про барбершопы. Идея открыть мужскую парикмахерскую показалась мне интересной. На тот момент мода на барбершопы начинала набирать обороты в Центральной России, в Омске же кроме «Мэтра» мужских парикмахерских салонов не было. Отправились в Москву покупать франшизу одной известной международной сети барбершопов. Но после знакомства с этим заведением поняли, что не хотели бы везти эту культуру в родной город: неопрятные парикмахерские залы и клиентские зоны, курение и маты на крыльце, сплошь татуированные местные барберы – все это было чуждым для нас форматом. Тогда мы решили сами разработать концепцию мужского салона. Мы изначально не определяли свой салон как барбершоп, стараемся вообще не использовать это слово в своем продвижении.

– А в чем разница?

– Мы предлагаем другую модель общения с клиентом. Сегодня качество стрижки на этом рынке уже не является единственно решающим конкурентным преимуществом – это должно быть по умолчанию. У тебя могут работать потрясающие мастера, но если у них неудобный для клиента график работы, администратор сливает звонки, или нет парковки – то рано или поздно человек выберет другой салон. Мужские стрижки – это бизнес в сфере услуг, поэтому обслуживание на первом месте. Говорить о сервисе сейчас модно, у всех он лучший и исключительный. Но в нашем понимании сервис – это когда ты принимаешь клиента, в то время как другие отказываются работать с ним из-за сложного роста волос или потому, что мастер не собирается ради него задерживаться; переделываешь работы чужих мастеров; стрижешь клиента в соответствии с его статусом, а не только «фейд», потому что мастер умеет выполнять только такие стрижки. Классический мужской парикмахерский салон – это и расширенный перечень услуг: камуфляж седины, мужской ногтевой сервис, уход за кожей головы, работа с редеющими волосами. В барбершопах эти услуги либо вовсе отсутствуют, либо представлены очень ограниченно.

– Так вам удалось отстроиться от барбершопов?

– Да. Мы работаем на другую целевую аудиторию: среди наших клиентов государственные служащие, бизнесмены, топ-менеджеры. И дело не в ценах. В премиум-сегменте разница в стоимости мужской стрижки между салонами незначительна. Просто мы работаем с людьми, которым претит панибратское отношение администратора или мастера к клиенту, все вот эти фразы: «Эй, мужик, бросай свои вещи на окно», «Давай после стрижки по пивку» и т. д. Хотя у нас есть и молодая, даже юная аудитория. К нам приводят мальчишек, которым родители прививают нормальные, здоровые, традиционные, в том числе и семейные ценности без татуировок, сигарет и отборного мата.

– Почему, кстати, вы захотели открыть именно мужской салон, а не универсальный?

– Мужчины более консервативные клиенты, и если ты не совершаешь ошибок, то они будут приходить к тебе снова и снова.

– Название выбрали осознанно?

– Конечно. Во-первых, оно грамотно звучит с точки зрения маркетинга. Во-вторых, конечно, есть отсылка к образу, чьи герои какими бы ни были спорными – злодеями или адвокатами дьявола – всегда оставались состоявшимися, стильными мужчинами, на которых хочется смотреть и в чем-то даже быть похожими.

– Тяжело было развиваться?

– Мы были первыми в городе в своем формате, через год после нашего открытия стали массово открываться франшизные барбершопы. Но эта фора нам очень пригодилась. Раскрутить собственный бренд в Омске сейчас довольно сложно и дорого на фоне федеральных сетей, которые вливают большие средства в раскрутку. Если франшиза грамотная, то продвижением там занимаются настоящие профессионалы. Сейчас новички рынка на ошибку уже права не имеют. Мне кажется, нет особого смысла заходить на этот рынок...

– Можете озвучить расклад того, что происходит на рынке в данный момент?

– В ценовом сегменте 1000 – 1500 руб. за стрижку работают франшизные барбершопы Chop-Chop, Big Bro, TOPGUN, Oldboy. Франшизы разные, но, по большому счету, концепции у всех одинаковые – и в дизайне, и в наборе услуг, и в косметике, и в сервисе, и в маркетинге. Чем больше будет открываться сетевых салонов, тем больше будет падать их доходность. Ничего нового клиентам они не предлагают, даже их продающие тексты в социальных сетях выглядят как под копирку: «Мужики, наконец-то вы сможете забыть о женских салонах». Да они еще пять лет назад об этом забыли! Но у них бывают сильные мастера и хорошие маркетинговые ходы. Каждый работает на свою аудиторию.

– А вы разве находитесь не в этой нише?

– Да, по стоимости наших услуг мы в этой же нише, однако уже пять лет мы самостоятельно выстраиваем свою концепцию салона и работы с клиентами. ALPACINO – не барбершоп. Что-то подобное сейчас делает заново Вадим БАТУРИН, чья команда недавно в полном составе покинула его, основав собственный мужской зал. Если говорить о других участниках рынка, то несмотря на бум барбершопов большинство мужчин продолжают стричься в салонах «у дома». Еще можно выделить так называемые кабинеты. Это индивидуальные предприниматели – тоже бывшие мастера, наработавшие клиентскую базу и ушедшие в самостоятельное плавание. Такие люди будут всегда, да и тренд самозанятости будет усиливаться в ближайшие годы. Как правило, это парикмахеры, которым удобней планировать расписание так, чтобы больше времени уделять семье. Но тут есть свои минусы: мастера-одиночки физически не могут обслужить всех своих клиентов. В пик сезона, например перед Новым годом, если ты не успел записаться к мастеру, то каким бы дорогим клиентом ты ни был – ничего не сделаешь! Недавно появился новый сегмент – низкоценовых, или как их еще называют, экспресс– барбершопов. Посыл такой: пока твои друзья отдают тысячу рублей за стрижку в дорогом барбершопе, мы сделаем то же самое за триста, зачем переплачивать. Но фактически в экспресс-барбершопах стажируются начинающие барберы, забирая мужскую аудиторию из низкоценового сегмента универсальных салонов красоты.

– Есть какой-то прогноз на развитие событий?

– Я скептически отношусь к недавно открывшимся самостоятельным барбершопам. Время покажет, конечно, но мало иметь коллектив хороших мастеров (они, кстати, редко уживаются), нужно обладать хорошими бизнесовыми компетенциями. Это сложный бизнес, завязанный на человеческом факторе. Просто открыть – сложно продержаться больше года. Впрочем успех некоторых франшиз барбершопов тоже сильно преувеличен. Хозяин сети TOPGUN Алексей ЛОКОНЦЕВ даже не скрывает того, что готовит весь бизнес на продажу. И когда франчайзи сталкиваются с трудностями, обнаруживая, что бренд не работает так, как было обещано, глава сети просто перекладывает всю ответственность на местных партнеров.

– О каких суммах заработка мы ведем речь?

– Средняя ежемесячная выручка в барбершопе 650 000 рублей. И это вполне неплохой результат. Выручка, естественно, зависит от сезонности, квалификации владельца, места и, по моим наблюдениям, колеблется от 300 000 рублей до 1 000 000 рублей.

– Каковы были ваши первоначальные инвестиции?

– В ALPACINO мы вложили около 4 млн. руб.

– Как думаете, мода на мужские салоны уйдет?

– Сейчас барбершоп уже не является чем-то уникальным, модным... Но ведь волосы будут расти всегда. Есть шутка, что барбершопы будут открываться до тех пор, пока не будет трудоустроен последний бородач!

– Как вы продвигаетесь?

– Через социальные сети, партнеров, кросс-маркетинг. Свои визитки под двери других салонов не разбрасываем, как это делал при заходе на рынок TOPGUN. Как ни странно, конкурируем мы со всеми не по клиентам, а по мастерам.

– А что за проблема с TOPGUN?

– Пока они не зашли в Омск, между владельцами барбершопов существовал негласный паритет: мы не переманивали друг у друга мастеров. При открытии TOPGUN показал свой пример найма персонала – обещали несусветные проценты, нереалистичные зарплаты, автомобили, айфоны, оплату квартиры. К сожалению, многие мастера были впоследствии разочарованы.

– Какие вам приходится решать проблемы, не считая вечного кадрового вопроса?

– Привлечения и удержания клиента. Большинство наших клиентов – постоянные. Но деловая аудитория, с которой мы работаем, сужается. Есть общий тренд – уменьшение благосостояния, кто-то просто уезжает из Омска. Остается два пути: либо опускаться в среднеценовой сегмент, либо дотягивать свой бизнес до уровня экспертности. Мы идем по второму пути. Постоянно повышаем свое качество стрижек и сервиса и сегодня вышли на уровень, когда можем обучать мужских мастеров с нуля или повышать квалификацию уже действующих мастеров в рамках нашего салона.

– Чего не хватает?

– Не хватает профессионального сообщества, в котором бы вырабатывалась и реализовывалась общая стратегия развития красивого бизнеса, деловой этики. Хотелось бы, чтобы игроки этого рынка более уважительно относились друг другу. Сейчас, к сожалению, в некоторых салонах позволяют себе резкие высказывания по поводу конкурентов, адресующиеся именно клиентам. Подводя итог, скажу, что это сложный бизнес, намного более трудоемкий, чем это кажется со стороны. Это заблуждение, что, купив франшизу какого-нибудь барбершопа, ты просто начинаешь богатеть. Поэтому если задать мне вопрос, выгодно ли открывать сейчас мужской парикмахерский салон, я отвечу: нет.

Ранее материал  был полностью доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 6 марта 2019 года

Обзор омского рынка барбершопов читайте здесь.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/108508