Все рубрики
В Омске понедельник, 16 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 64,4711    € 71,5307

«Когда меня спрашивают из госструктур, чем нам, бизнесу, помочь, я всегда отвечаю: «Вы просто не мешайте, и все – это лучшая помощь!»

18 мая 2019 09:16
1
1454

Бизнесмены жалуются на законодательные инициативы и отсутствие кэша у омичей, а банки и госфонды предлагают им помощь и поддержку (полный текст). 

В редакции еженедельника «Коммерческие вести» прошел круглый стол на тему «Перспективы развития малого и среднего бизнеса в регионе». Участниками мероприятия стали представители названного делового сословия из разных его сегментов, а также банковского сектора и госструктур, чья деятельность направлена на оказание финансовой и не только поддержки некрупным омским предпринимателям. Участники бизнес-сообщества обсудили проблемы и риски, с которыми местному бизнесу ежедневно приходится иметь дело, а также узнали о тех возможностях, которыми они сегодня могут воспользоваться, чтобы облегчить себе жизнь. Беседу гостей редакции записала Светлана ДИНЕГИНА.

Сверхдоходы и сверхрасходы

– Тема состояния малого и среднего бизнеса (МСБ) в Омской области на сегодня горячая, поскольку все понимают, что дела у него в регионе двигаются не в сторону развития. Между тем МСБ должен быть драйвером, создающим хорошие перспективы на рынке труда. Первый вопрос адресуем представителям бизнеса: какие тенденции вы сейчас видите, как выглядят те проблемы, с которыми вы чаще всего сталкиваетесь, и что, быть может, внушает робкую надежду на позитив в будущем?

Юрий ШИЯН, владелец сети «Шаурмастер»:

– Ситуация такова, что в ближайшие шесть лет может быть все что угодно. Нас начинают давить, мы теряем драгоценное время. Я сейчас прикинул, подсчитал, что всякие нововведения вроде системы «Меркурий» привели к тому, что за последний год сверхрасходы нашего бизнеса составили 500 тыс. рублей. Только на один «Меркурий» – это система, которая контролирует мясную продукцию, – мы потратили 200 тыс. рублей, и это траты на ровном месте. Мусорная реформа еще добавит. И это, даже не учитывая расходов, которые мы понесли на введение он-лайн касс, а это еще примерно около полумиллиона. Причем введение системы «Меркурий» фактически ничего не изменило. Оборот серого неучтенного мяса не изменился. Но 200 тыс. рублей в месяц я потерял. Это важная проблема. Что касается региона, то здесь все гораздо лучше, здесь все понимают, что центр федеральный там, а мы здесь, живем в одном городе, и развивать его надо, и здесь, вижу, все более радужно, и это радует. Сейчас, правда, ну, я лично столкнулся с неприятной темой, но тем не менее, сейчас четверть нашего бизнеса под угрозой, четверть розничных объектов – НТО сейчас у нас убирают.

– Вы уже видели какой-то подтверждающий документ в виде концепции или в каком-то другом формате или вы просто поняли это, исходя из информационного поля?

Юрий ШИЯН:

– Нет, документа не видел, я от журналистов в основном такие новости узнаю. Они где-то услышали и спрашивают. А мы ничего не знаем. И вот люди, которые все это делают, они не понимают – сейчас у нас миллионные кредиты, а вот сейчас просто возьми, останови мою деятельность, и я не смогу по этим обязательствам отвечать. Для понимания: обязательства моей компании – это 750 тыс. рублей в месяц. При текущей ситуации, если никто не трогает, мы спокойно справляемся с этой нагрузкой. Но если убрать четверть объектов, т. е. как бы отрезать четверть бизнеса, – это же даже не на четверть доходы упадут, а гораздо больше. Но, опять же, мы будем бороться, будем адаптироваться. Предприниматели жаловаться не привыкли. Когда меня спрашивают представители государственных структур, чем нам, бизнесу, помочь, то я всегда отвечаю: «Вы просто не мешайте, и все! Это лучшая помощь! Не нужны никакие инвестиции, ничего не нужно, просто нас не трогайте, мы сами разберемся». Это основа. Но я хочу подчеркнуть, что именно в Омском регионе очень комфортно вести бизнес. У нас бедный регион, а чем беднее человек, тем больше он потребляет, компенсируя свою нищету, и тем комфортнее ситуация для бизнеса. Есть такая общеизвестная поговорка: «Если хочешь быть богатым – работай для бедных». В нашем регионе есть возможность следовать этому совету. Я именно в кризис стал ощущать себя по-настоящему богатым человеком. Началась вот эта эпопея с Крымом, когда экономика полетела вниз, доллар в два раза обесценил доходы людей, – и именно с этого момента я начал богатеть как предприниматель.

Разный взгляд на администрирование

Наталья ГЕРГЕРТ, владелица ресторана «Луговская слобода»:

– Что касается «Меркурия», кому-то же пришло в голову создать эту ситуацию у нас в России, дать заработать определенным лицам… Но самое страшное, последствия чего мы пожинаем и будем пожинать, – мы потеряли вообще понимание, как работать в общественном питании. Нас никто не контролирует вообще. Вот вы говорите, это хорошо, а я говорю, что это очень плохо. Люди, которые приходят к нам из других заведений, говорят: «У вас так сложно» – они не могут быть лояльными работниками. Почему? Потому что когда во вновь созданное предприятие приходят работать повара и все прочие, они просто не знают, что такое помыть руки после туалета, не знают, что такое медосмотр, как правильно хранить продукты, и собственник бизнеса это принимает. И тогда я говорю, ребята, а зачем нам Россельхознадзор? Он ничего не может сделать с тем, что мы едим на улице, как попало, безо всякой сертификации, аттестации, декларации соответствия, мы вообще в каком-то непонятном поле работаем. Вот вам пример. Приезжал к нам президент Молдавии, ну, казалось бы, такая страна пророссийская, мы все понимаем, он к нам расположен. По ул. Ленина губернатор повел его и говорит, ну, где-то в каком-то кафе покушаем – не тут-то было. Его служба протокола быстро пробежалась и говорит: «А у вас нигде нельзя покушать. У вас там то-то и то-то». Как итог – нельзя. Страшно. Там услуга небезопасная – и не только для президента, для любого человека. Есть «Меркурий», но мы от этого ничего не имеем. Равно как и ЕГАИС. Как левым спиртным торговали, так и торгуют. Для чего это создавалось? Про он-лайн кассы согласна с Юрием – кроме того, что единовременно мы на них потратились, вложились, поставили, так нам говорят, вот это еще надо докупить, вон то, заплатить за хранение данных… И пошло, и поехало. То есть это постоянные потери. Бизнес не может жить так. Мне всегда было интересно, чтоб я создала группу людей, которые работают у меня, которые лояльны друг к другу, ко мне как руководителю, и в то же время статус предприятия поднимался, а сейчас я этого не могу сделать, потому что работаю только для того, чтобы выдать им зарплату и погасить кредитные обязательства! Мы не развиваемся, не делаем ничего нового, мы перестали ездить по выставкам, перестали вкладывать в профессиональный иностранный интеллект. Та часть населения, с которой работает Юрий, не пойдет ко мне. А кто пришел, раз, два, четыре, десять, потом говорит: «Наташ, а что у тебя так грустно? Вот хочется нового». А мы нового сегодня не можем им дать.

Евгений КОВТУН, гендиректор АО «Агентство развития и инвестиций Омской области»:

– Если резюмировать, то прибыль стала меньше, а администрировать государство стало лучше. И налоговые поступления условно растут, а прибыль у предпринимателей снижается. Соответственно, предприниматели говорят: «А нам-то как инвестировать в новое оборудование, узнавать что-то новое и так далее? Мы все отдаем, получается». А если посмотреть действительно региональную и общероссийскую статистику, то вы увидите, что прибыль упала, а поступлений в бюджет стало больше от того или иного сектора. Почему? А потому что стали лучше администрировать.

Юлия МАЛЮТИНА, директор ООО Издательский дом «КВ»:

– По поводу вот этой фразы «лучше администрировать». Ну, вы, может, ближе к административным кругам, больше с ними общаетесь, вам, может быть, понятие «лучше» ближе, а я бы сказала «больше» или «тщательней», возможно. В общем, возросла налоговая и неналоговая нагрузка при очевидном падении выручки. Мы получаем эффект, когда доходная часть падает, расходная часть растет, а гайки-то при этом пока закручиваются.

Средний чек меньше, доля кредиток – больше

– У нас, конечно, есть и некие субъективные региональные особенности. Как в этом разрезе можно сегодня оценить работу, например, по итогам последнего полугодия? Куда у кого бизнес развивается, чего в дальнейшем вы ожидаете?

Наталья ГЕРГЕРТ:

– Я вам могу за последний год сказать, в аналогии. Когда был закрыт мост, мы были слабо загружены, потеряла шеф-повара, который у меня 13 лет отработал. Тогда было невероятно сложно, но сейчас времена хуже, чем были тогда. Сейчас у нас в городе с продаваемостью вообще хуже некуда. Человек перестал делать какие-то перспективные покупки. То есть у меня количество чеков осталось прежним, а суммы уменьшились пополам, а то и до 30%.

Евгений КОВТУН:

– Как говорится, народ покупает не продукты, а калории. И вот по калориям у вас средний чек и падает. Потому что более калорийное – оно более дешевое.

Татьяна ЕРЕМЕНКО, вице-президент Омского областного союза предпринимателей:

– Я абсолютно с коллегами согласна. Более того, та сегментация, которая здесь представлена: у Юрия – потребление эконом-класса, а Наталья Андреевна представляет престиж-класс. И вот у последнего – самая большая проблема, потому что у нас сегодня потребление в этом сегменте отсутствует, потому что нет человека, который, собственно, может себе позволить на сегодня тратить в престиж-классе.

Наталья ГЕРГЕРТ:

– У меня гостей клубного уровня сегодня – вы только не смейтесь – их 14! Когда мы открывались, их было 600 человек клубных только.

Татьяна ЕРЕМЕНКО:

– Причем этих гостей больше просто нет в городе. То есть спрос в высоком потребительском сегменте сегодня просто стремится к нулю. И это процесс, который еще не окончен. Мы совсем недавно потребителя «Авангард» потеряли. Это тоже было бизнес+ потребление. И, соответственно, все, что было связано с этими персонами, тоже уехало из Омска. Город, качество жизни определяется прежде всего тем, когда любой сегмент как явление находит достойное выражение. Если говорить о том, почему Юрию стало после 2014 года побогаче жить, то именно по этим же самым причинам – лыжи уехали на сегмент потребления ниже, а студенчество как кушало, так и кушает. Просто теперь многие люди вместо того, чтобы обедать, например, в ресторане на бизнес-ланче, из вполне приличного потребления предпочитают все-таки шаурму. И это, опять же, наша объективная реальность именно в Омске. Потому что это не во всех регионах такая штука. У меня бизнес – это магазины косметики и салоны красоты. Мой сегмент потребления – бизнес и бизнес+. И одно из предприятий – престиж-класса. Что происходит с доходом? Давайте следовать по чекам, которые у нас в розничной сети тратятся. Допустим, средний чек потребления 700 рублей. Это единица продукции в моем магазине. И покупка идет с кредитных карт. У населения нет наличных денег. И эта картина уже года три точно. После 2014 года живые деньги все сильнее и сильнее исчезают. Если раньше расклад был такой: 70% налички и 30% безнал, то после 2014 года сначала было 50% на 50%, а сейчас все наоборот: около 70% – безналичные средства и только 30% – живые деньги, а порой эта цифра доходит и до 20%. Остальное безнал, и из этого безнала до 50% доходят кредитные карты. И еще раз – мы не пальто продаем и не холодильники. Мы продаем косметику. Я думаю, это общегосударственная проблема – исчезновение кэша у населения. Если резюмировать: развиваться сервисному бизнесу, будь то пищевка или любые услуговые направления, в тот момент, когда население не готово платить, невозможно, открывать новый бизнес – безрассудно, сохранять старый – только в формате оптимизации до предела, свернув все расходные статьи, а это, как вы понимаете, ухудшение качества предоставляемых услуг. Еще одна важнейшая проблема – отток хороших кадров, самых активных творческих людей, которые несут красоту потребления. Омск сейчас потерял любую претензию на столичный блеск, который мы раньше где-то растили. Вы – в пищевом сегменте, я – в своей сети. Ну, и в завершение – о развитии профессионального интеллекта. Коллеги, в миллионном городе нет выставочного центра. Ни одно нормальное мероприятие провести негде. Это тоже проблема, которая отражается на бизнесе. Ну, и если о хорошем – это нас крепко закаляет.

Наталья ГЕРГЕРТ:

– Да всем уже надоело закаляться.

Евгений КОВТУН:

– Я вставлю ремарку. У нас агломерация в Омской области – 2 млн. человек, в Новосибирской области – 7 млн., в Тюмени есть своя агломерация, и давайте не будем про чудеса. Понятно, что у нас покупательная способность другая, и работаете вы на совершенно другой марже. Но у нас есть и неплохие примеры бизнесов, и уважаемые банкиры могут это подтвердить. Производство в Омской области сегодня выгодно открывать. У нас низкая цена на землю по сравнению с другими регионами – Новосибирском, Тюменью и др. У нас дешевый трафик на Москву – я имею в виду перевозки. Также у нас относительно недорогая энергетика. И еще у нас есть кадры – это политех и другие вузы. Это что касается положительных моментов. Но проблем конечно же хватает. Это уже ни для кого не секрет. Если посмотреть статистику на Росстате, у нас падают доходы населения на протяжении пяти лет подряд.

Глазами банкиров

Андрей КАМИОНКО, директор филиала Омский АО «ОТП Банк»:

– Вот вы говорите, прибыль падает. Основной источник доходов государства – это акцизы и налоги. Соответственно, государство заинтересовано в обелении всех денежных потоков. Отсюда и появляются разного рода инструменты. А если смотреть с нашей стороны, не вдаваясь в детали ведения бизнеса, то у банков есть очень серьезная и несвойственная им функция – это тема легализации доходов. Для того чтобы прийти в банк сегодня и открыть счет, предприниматель должен показывать какую-то минимальную налоговую нагрузку. И если он эту нагрузку не показывает, возникает вопрос: а нужно ли ему открывать счет? И вот эта борьба за легализацию, финмониторинг – она заставляет предпринимателей сегодня двигаться в сторону обеления своих доходов, своей выручки, и это дает рост налогов. Соответственно, заработные платы уже невыгодно платить в конверте, хотя какая-то часть там, конечно, осталась. Как лучше платить? На карточку. И на мой взгляд, кредитные карты – это очень хороший инструмент. Потому что если оценивать, что происходит, то мы сегодня живем в веке технологий, а карты – один из элементов технологичности, диджитализации. У нас много инструментов, привязанных к пластику. И если человек сегодня может потратить с кредитной карты, например, 10 тыс. рублей, а на эти деньги получить какой-то кэшбэк и на вкладе еще заработать, ну это же хорошо. Поэтому чем человек рассчитывается – нет принципиальной разницы. Эти технологии, которые банк предлагает, – все равно есть схемы для экономии средств. И кредитная карта не признак отсутствия у человека денег. Здесь увеличение объема оплаты кредитными картами ведет, наверное, к выводу о том, что люди стали более грамотно использовать финансовые инструменты. И отмечу еще один важный момент: мы говорим о том, что у нас доходы падают, падает прибыль. Но есть такой очень важный показатель, как производительность труда. В России она значительно ниже, чем в других странах. И чем хороша та же кредитная карта или другой пластик? Тем, что существенно сокращается время операций какого-то специалиста, и уже не надо держать, например, 10 человек кассиров. И время обслуживания сокращается в разы. Мне кажется, что, когда мы говорим о доходах и о развитии бизнеса, нужно говорить и о его эффективности. Очень много бесконтрольных расходов существует у бизнеса сегодня. И в этом смысле эффективность и производительность труда, мне кажется, является важной точкой отсчета, когда можно за счет производительности увеличивать свою прибыль.

Юрий ШИЯН:

– В общепите, например, чем выше у тебя доля безнала – тем меньше у тебя украли.

– А сколько клиентов у вас сегодня укладываются в грэйс-период, т. е. в беспроцентный период, и какой процент людей уходит в проценты?

Андрей КАМИОНКО:

– По нашей статистике, может быть, она, конечно, не является одинаковой для всех, около 70% людей укладываются или, по крайней мере, стараются уложиться в грэйс-период. В том числе даже делают искусственные погашения. Финансовая грамотность населения растет, мы в том числе стараемся ее повышать, потому что это очень важно для дальнейшего формирования хорошей кредитной истории человека, чтобы он считал свои доходы и расходы.

О возможностях бизнеса

Анна СТЭЛЬМАХ, управляющий Омском региональном фондом поддержки и развития малого предпринимательства:

– Будет логичным, если я продолжу. Одним из направлений нашей деятельности также является содействие развитию банковской структуры – кредитования, посредством предоставления поручительств. Уже отметили, что обстановка сложная, это уже не первый год, но и в этой ситуации можно находить решения. Для бизнеса мы всегда открыты и ждем обратной связи. Сейчас мы находимся на стадии реализации нового проекта, который на территории РФ уже существует в пилотных регионах, – единый центр «Мой бизнес», на который у нас выделяется федеральное финансирование. В его рамках предприниматель сможет получить консультацию по интересующим его вопросам, в том числе по действующим в регионе мерам поддержки бизнеса, в режиме «одного окна». Простыми словами, для предпринимателя это единая точка входа за инструментами поддержки, действующими на территории Омской области. В текущем году мы также планируем проводить аналогичные обсуждения в формате круглого стола с участием предпринимателей, региональной инфраструктуры поддержки бизнеса и кредитных организаций, где мы бы смогли разбирать конкретные ситуации и предлагать конкретные решения.

– Какие инструменты сейчас более востребованы?

Анна СТЭЛЬМАХ:

– Сложный вопрос. Под потребности бизнеса существуют разные инструменты поддержки. Но, я думаю, предпринимателям, которые находятся здесь, будут интересны наши услуги. Извините меня, коллеги из банков, региональный фонд микрофинансирования предлагает займы под ключевую ставку – до 3 млн. на сегодняшний день.

Евгений КОВТУН:

– Ну то есть где вы еще получите кредит в 3 млн. рублей без залога под два поручительства всего.

Евгения УМАНСКАЯ, руководитель по малому бизнесу ОО Омский в г. Омске филиала «Новосибирский» АО «Альфа-Банк»:

– У нас. Без залога под поручительство. А если есть счет в нашем банке, то даже поручительство не нужно.

Анна СТЭЛЬМАХ:

– Давайте по порядку. Что касается ситуации, когда для нужной суммы кредита у предпринимателя не хватает залогового обеспечения, то мы можем выступить поручителями по займу до 14,9 млн. рублей — банк более охотно идет на такую сделку. Эту услугу мы предоставляем за вознаграждение от 0,5% до 3%. Что касается нефинансовой поддержки. На территории Омской области существует Центр поддержки предпринимательства, на базе которого реализуются бесплатные программы повышения квалификации, обучающие мероприятия для уже действующих предпринимателей. Функционирует «горячая линия», сайт «Административным барьерам – нет!» и юридическая поддержка, оказываемая бизнесу на безвозмездной основе. Но самое интересное — это организация участия в выставках, проводимых за пределами Омской области. Как я сейчас услышала, такая поддержка востребована. В этом году у нас достаточно хороший бюджет от Федерации, и если такая заинтересованность есть, мы ждем от вас предложений – какие выставки, куда. Выставочное место оплачивается Центром поддержки предпринимательства.

Евгений КОВТУН:

– Добавлю в целом. За прошлый год было разыграно 60 млн. рублей по двум видам поддержки: возмещение затрат на оборудование и возмещение первого лизингового платежа. Участникам было распределено по 1,5 млн. рублей. Понятно, что это не много, но это региональные, а не федеральные средства. Второй момент касается уже не местных субсидий, речь об Агентстве развития инвестиций. У нас есть Центр поддержки экспорта. Объем поддерживаемого экспорта у нас в 2018 году составил 1 млрд. рублей. И это много.

Наталья ГЕРГЕРТ:

– А в кого вы так вложились?

Евгений КОВТУН:

– В предпринимателей. Это те, кого мы поддержали, кого мы вывезли, кому оказали помощь – оплатили сертификацию, обработку сайта, его перевод на другой язык. У нас было порядка 13 мероприятий в 2018 году всего. На 2019 год у нас планируется 30 мероприятий. И бюджет у нас в 2018 году был 16 млн. рублей, а в 2019 году это уже 50 млн. рублей.

Анна СТЭЛЬМАХ:

– А у нас 85 млн. рублей.

Евгений КОВТУН:

– Это именно то, что касается Центра поддержки экспорта. То есть выходит экспортер, и ему подбирается рынок сбыта. Вот, например, у меня есть шаурма, я хочу ее экспортировать в Бангладеш, а ему скажут, не надо в Бангладеш, надо в Зимбабве, потому что там есть первое, второе, третье.

Юрий ШИЯН:

– Но от этого есть и обратный эффект. Птица подорожала со 168 рублей до 230 в прошлом году. И говорят, это потому, что это все в Китай отвозится.

Евгений КОВТУН:

– Не знаю, в Китай или нет, но тут одна компания заключила контракт на 250 млн. рублей. Она говорит, нам неинтересен теперь внутренний рынок, мы будем экспортировать. И омский рынок, другая омская компания, соответственно, подхватила. То есть тут такой хорошего свойства мультипликативный эффект для Омской области. Тут же нужно теперь и обновление производства, и поиск новых сотрудников. Это основная история нашего экспортного центра. Кроме того, в этом году у нас и во Вьетнам были торгово-экономические миссии, и выставки Китая, т. е. мы вылавливаем тренды. Есть вторая экономика в мире, скоро, я думаю, она будет первой – это Китай. Наша история – мы находимся на Востоке, куда нам экспортировать? Это тоже Китай. Поэтому то, что касается Центра поддержки экспорта, здесь достаточно у нас все неплохо складывается, перспективы достаточно большие. И будем мы дальше продолжать экспансию на Китай, при этом не забывая про наших стратегических партнеров – Казахстан и близлежащие страны СНГ. То, что касается инвестиционного блока, это, опять же, сопровождение проектов, представление интересов в органах местного самоуправления, исполнительной власти, подбор земельных участков под тот или иной проект, работа с ресурсоснабжающими организациями. На сегодняшний момент у нас порядка 19 живых проектов, которые находятся у нас на сопровождении. 2018 год мы тоже неплохо закрыли: проинвестировано 900 млн. рублей. Это то, что касается наших мер поддержки именно за счет агентств. Также у нас есть бизнес-инкубатор, социальное предпринимательство, которое мы тоже поддерживаем, создаются грамоты, начиная от школ, садиков, заканчивая кабинетами психологической разгрузки и т. д. Есть у нас и Фонд региональной промышленности, который дает займы под 5%. Но если говорить про федеральную историю, то с нашей помощью по 286 млн. получили ОмЗИП – это предприятие по производству бытового оборудования, и ГК «Титан». Общее финансирование было 500 млн. рублей. Региональное ФРП, это вот то, что у нас находится на базе Фонда по рефинансированию, там пока проекты находятся на рассмотрении, для того чтобы их профинансировать за счет региональных средств. Там увязка такая: 30% региональных средств и 70% – федеральных.

– Давайте закончим с мерами поддержки МСБ. Что с этим у банков?

Павел ГИМБАТОВ, управляющий ОО Омский в г. Омске филиала «Новосибирский» АО «АЛЬФА-БАНК»:

– Эти инструменты мы делим на ценовые и неценовые. Альфа-Банк вновь включен в перечень организаций, участвующих в госпрограмме льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019 году. Программа «8,5» направлена на развитие бизнеса, когда  предприниматель  прошел уже  стадию становления и может получать льготные кредиты с учетом оптимальных кредитных рисков. Программа подразумевает и инвестирование, и пополнение оборотных средств. В Омской области много компаний малого и среднего бизнеса, у которых финансирование в рамках данной программы будет востребовано, и мы уже сейчас наблюдаем спрос.

Про ценовые я бы все-таки не склонялся только в сторону кредитования. Здесь много еще вещей, которые связаны с сервисом, технологичностью обслуживания, погруженностью специалиста банка в бизнес и предложением именно актуального продукта, потому что линейка очень обширная, и тут очень важно знать продукты и знать, кому их предлагать.

Евгения УМАНСКАЯ:

– Да, наиболее востребованными являются консультации по финансовому планированию, юридическая поддержка, аналитика на конкретном сегменте рынка и, конечно, семинары и тренинги для клиентов. Мы продолжаем организовывать и проводить банковский форум «Alfa Business Forum» и мастер-классы во всех крупных городах присутствия нашего банка. В рамках этих мероприятий мы приглашаем авторитетных экспертов, чтобы дать ответы на актуальные вопросы предпринимателей: привлечение новых и удержание существующих клиентов, создание «продающего» сайта, поиск профессиональных сотрудников. На наших форумах и мастер-классах спикеры не только дают практические советы, но и разбирают в ходе интерактивной сессии реальные проблемные «кейсы» бизнеса и вместе с участниками ищут удачные решения. Также у нас на сайте есть полезные брошюры с отраслевой экспертизой, абсолютно бесплатные. Наша миссия – не просто обслуживать бизнес. Мы – партнеры наших клиентов, их друзья и советчики. Мы помогаем развивать бизнес, обучаем, даем полезные советы. Мы стараемся, чтобы бизнес не уезжал из Омска, а зарабатывал и развивался здесь.

Евгений КОВТУН:

– В Германии у предпринимателей 5% рентабельности, а у нас 20%, что выше гораздо.

Андрей КАМИОНКО:

– Коллеги проговорили про неценовые преимущества. Немного дополню. Я двумя руками за изменения, за технологичность, потому что все уходит в Интернет. И здесь, конечно, важно предлагать услуги, которые на порядок мобильнее тех, которые получали раньше. Из последних фишек: мы сейчас открываем счета без явки клиента. Также я выделил бы тему сроков и платности. Когда руководитель заинтересован в сроках, мы можем оперативно – в течение семи дней – рассматривать суммы до 15 млн. рублей. Есть уже такая практика. И с точки зрения расходов очень многие смотрят просто на процентную ставку – это неправильно. Помимо процентов за пользование есть масса других вещей. Мы предлагаем клиенту собственную службу оценки. То есть не нужно при оформлении залогового кредита идти и делать оценку за свой счет, когда итоговые траты составляют не условные 12%, а те же 15%. Конечно, стоимость денег важна, но нужно учитывать все расходы, которые закладываются в эту стоимость.

К вопросу о росте

– А можно ли что-то сказать по отраслям из МСБ, что у кого-то конкретного есть рост, а у кого-то наоборот?

Павел ГИМБАТОВ:

– В любой отрасли есть неуспешные предприниматели, а есть успешные. Сказать, что вся отрасль неуспешная, невозможно. За прошлый год мы отметили рост в агропромышленном комплексе, в торговле и в строительстве. Но тут имеется в виду не строительство домов – речь об отделочных, строительно-монтажных работах, ремонтных работах.

Евгения УМАНСКАЯ:

– Также мы отмечаем подъем транспортной отрасли, видим, что у нас предприниматель, который занимается перевозками, регистрирует себя как ИП и пользуется расчетным счетом, а не берет наличку за свои услуги как физическое лицо.

Наталья ГЕРГЕРТ:

– На сегодняшний день я лично деньги зарабатываю в Москве, консультирую интересный православный проект по еде. Потом приезжаю сюда и что-то там по этой теме делаю. Это грустно.

Евгений КОВТУН:

– Я выскажусь по поводу сельского хозяйства. Земля – это всегда очень ликвидный продукт, потому что он только дорожает, а не дешевеет. Растениеводство и животноводство, если там задействованы какие-то умные современные технологии, это, как правило, и ликвидно, и прибыльно. Тем более что мы исторически всегда были сельскохозяйственным регионом. Нам только надо развернуться в сторону высокомаржинальных культур.

Ранее материал в полном виде был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 апреля 2019 года

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Влад, экономист 20 мая 2019 в 13:18:
А.Стэльмах и Е.Ковтун красиво говорят, но чувствуется оторванность от реалий Омска и области. Е.Ковтун: «Тем более что мы исторически всегда были сельскохозяйственным регионом. Нам только надо развернуться в сторону высокомаржинальных культур.»- и всё будет прекрасно! Для кого эти сказки в зоне рискованного земледелия и административного гнёта?Н.Гергерт-полностью согласен, к сожалению.Ю.Шиян-искренне желаю удачи!«Альфа-банк»-спасибо за честность.«ОТП»-спасибо за полезную информацию.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.