Пакистан, Бангладеш, Норвегия и Саудовская Аравия закупают омское продовольствие и сельхозпродукцию

Дата публикации: 15 июня 2019

Омичей обязали увеличить экспорт агропромышленной продукции в три раза. 

В конце апреля 2019 года в областном Доме журналиста состоялась пресс-конференция первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николая ДРОФЫ (5 июня назначен министром), посвященная реализации на территории региона федеральных проектов «Экспорт продукции АПК» и «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

Экспорт

Итак, как сообщил чиновник, в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в Омской области 11 февраля 2019 года разработан и утвержден региональный проект «Экспорт продукции АПК». Его целью является достижение к 2024 году объема, экспорта региональной агропромышленной продукции в размере 359 млн. долларов США – что в 3,2 раза больше, чем в 2017 году (112,3 млн. долларов США). На текущий год плановое значение этого показателя составляет 169,8 млн. долларов. Выполнить этот план чиновники рассчитывают за счет создания «новой товарной массы», устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы ее продвижения и позиционирования.

В прошлом году объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил 163,8 млн. долларов (1,9 млн. тонн). Наибольшая доля пришлась на злаки, жиры, масла животного и растительного происхождения, готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала, масличные семена и плоды. Импортируют омскую продукцию 43 страны: 67,4% ушло дальнему зарубежью, 32,6% – в страны СНГ:

– Раньше было больше поставок в Казахстан, Киргизию, Белоруссию, теперь ситуация в корне поменялась. Основные поставки осуществляются в Китай, Пакистан, Афганистан, Нидерланды и ряд других государств, которые являются основными нашими потребителями.

Стали закупать у нас также Ливия, Чехия, Пакистан, Бангладеш, Кипр, Египет, Норвегия, Саудовская Аравия. За первые два месяца года текущего наш регион наторговал уже на 24,7 млн. долларов.

ДРОФА отметил, что на экспорт вышли предприятия «Сибхолод», МКК «Любинский», ООО «ЯСТРО». Активно ведется работа по увеличению экспортной составляющей в рамках Сибирского соглашения. Речь идет о создании консорциума аграриев для экспорта зерна крупным зарубежным покупателям и упрощения вывоза пшеницы. Губернатор должен подписать его в июне:

– Это необходимо для планирования производства под экспорт структуры посевных площадей. Важно, чтобы была выстроенная цепочка от производителя до рынка экспорта.

Гранты

Что касается мер поддержки, то из федерального бюджета субсидировались затраты аграрников на транспортировку сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Этой мерой в прошлом году воспользовались 6 региональных экспортеров на 11 млн. рублей. Всего в 2017 – 2018 годах из региона отгрузили по льготным тарифам 222,5 тысячи тонн зерна. Также предпринимателям предоставлялись льготные кредиты.

В рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» планируется вовлечь к 2024 году минимум 692 человека в субъекты малого и среднего предпринимательства. К концу 2019-го – не менее 104 человек. «Потребность финансирования» этой затеи составляет 348,47 млн. рублей (из которых 341,5 млн. рублей должен обеспечить федеральный бюджет). Фермерам обещают гранты «Агростартап» для вновь созданных крестьянских хозяйств/для членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, субсидии.

Сложность традиционная: пока нет федеральных правовых актов, на основании которых региональные власти должны разработать порядки предоставления этих субсидий и грантов. Но этот вопрос уже решается. В мае ожидается подписание соглашения с Министерством сельского хозяйства РФ о распределении межбюджетных трансфертов. Так что в июне планируется приступить к субсидированию кооперативов, а в июле – к грантовой поддержке.

В проектах «Агростартап» по созданию и развитию КФХ предусмотрено максимально 3 млн. рублей (90% затрат), по созданию и развитию КФХ как члена сельскохозяйственного потребительского кооператива – 4 млн. рублей:

– Процент кооперации у нас незначительный в регионе, над этим нужно работать. В основном это кооперативы молочной и мясной направленности. Технологии там дорогостоящие. Перейти за 3-5 млн. на новые технологии по переработке практически невозможно. Они стоят гораздо больше – 30-40-50 млн.

Зато благодаря грантовой поддержке увеличилось поголовье скота в регионе – примерно на 20-30%.

Немного статистики: в 2018 году гранты получили 8 крестьянских хозяйств на сумму 71,4 млн. рублей (из них 9,9 млн. рублей – средства областного бюджета). На них фермеры купили 51 единицу сельскохозяйственной техники и оборудования, предназначенного для производства, переработки молока, 868 голов крупного рогатого скота (из них 127 коров), 4 здания. Объем финансирования по программе создания и развития начинающих фермеров составил 102 млн. рублей (14,2 млн рублей – из областного бюджета). Они приобрели 406 голов крупного рогатого скота, 1 здание, 17 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования, создали 110 рабочих мест. На проведение конкурсов по предоставлению грантов СПК для развития материально-технической базы было выделено в прошлом году 55 млн. руб. Один из победителей – СПК «ПК Молсервис» – на эти средства приобретет оборудование по модернизации мини-молзавода.

Умная экономика

Еще один нацпроект, который обсудили на пресс-конференции, – «Цифровая экономика Российской Федерации». В Омской области будет создана региональная цифровая платформа «Сельское хозяйство». Сейчас чиновники изучают опыт реализации подобных проектов в других регионах – Алтайском крае, Калужской, Белгородской областях и других. Эта платформа позволит мониторить, анализировать и контролировать использование сельскохозяйственных угодий, хранить информацию об объектах агропромышленного комплекса, автоматизировать ведение и учет бюджетных средств, предоставленных сельхозтоваропроизводителям и так далее.

1 июня уже начнется внесение в программу данных:

– Мы работаем над оцифровкой полей, в каждом районе за этим закреплен человек. Мы создаем полную базу данных по каждому полю – какие культуры посеяны, чем обрабатывалось поле, какие удобрения, какие химические обследования проводились. Будет полная история. Программа будет работать по блочному принципу, что позволит нам добавлять новые подпрограммы в случае необходимости. Сейчас это блок науки, субсидий, обмена информации для предприятий, которые уже работают по «умным» технологиям. Мы планируем, что к 2020 году у нас будут семь-восемь блоков.

Чиновники рассчитывают на рост урожая и валового сбора за счет четкого контроля. Еженедельно в программу будут добавляться детальные снимки из космоса, которые позволят отслеживать, например, подтопление полей. В том числе это поможет скорректировать данные по кадастровому учету:

– В ряде районов есть нестыковка по площадям. Когда была приватизация в 90-х гг., земля делилась на паи. Но тогда система Росреестра работала не совсем точно – не было точных координат. К сожалению, информация теперь не везде совпадает.

Проблемы

Тема подтопления полей была поднята, к слову, не случайно: в прошлом году некоторые земли сельхозназначения были настолько переувлажнены, что даже приходилось объявлять чрезвычайное положение. Около 90 тысяч гектаров остались недосеянными из-за дождей. Более того, по этой же причине осенью некоторые поля остались неубранными – их начали убирать уже весной. Впрочем замминистра поспешил успокоить журналистов в том, что зерно необязательно будет плохим:

– Качество будет зависеть от многих моментов. Если на тех полях был проведен весь необходимый комплекс работ в летний период, зерно перезимовало не в агрессивно-влажных условиях, а продувалось, то оно будет нормальным. Пока однозначно сказать, что урожай будет годиться только на корм скоту, нельзя. Пробные партии хозяйства на экспертизу уже поставили. В зависимости от результатов, будет приниматься решение о его применении.

Еще одна проблема касалась того, что в некоторых районах не хватает свободных земель, например в Калачинском. ДРОФА, однако, подчеркнул, что в этом нет ничего страшного:

– Это нормальная конкуренция, от нее никуда не уйти. Сегодня мы нацелены на то, чтобы максимальное количество земель использовалось. В районах южной части области сейчас занятость земли примерно 99%. Это хороший показатель. Когда образуются предприятия, мы, конечно, им предлагаем начать деятельность в других районах – там, где есть свободная земля, чтобы не создавать проблемные взаимоотношения на территории.

Ранее материал полностью был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 мая 2019 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/109537