Юрий СУРИКОВ, «ЧОП «СТБ-Охрана»: «Рост криминальной активности – общемировая тенденция. Даже в спокойной некогда Германии уже не принято оставлять вещи во дворе»

Дата публикации: 09 ноября 2019

Интервью с крупнейшим игроком омского охранного рынка. 

Лидером на рынке охранных услуг города Омска эксперты назвали ООО «ЧОП «СТБ-Охрана». Впрочем, эта же формулировка красуется и на официальном сайте самой компании. Там же можно найти и список самых крупных клиентов «СТБ-Охраны»: Сбербанк, МЕГА-Омск,  АЗС «Лукойл», «Детский мир», «Красное & Белое», DNS, «Альфа-страхование»,  Газпромбанк и другие. Среди «звезд», которые обращались за личной охраной: Филипп КИРКОРОВ, Михаил ШУФУТИНСКИЙ, американские группы Limp Bizkit, 30 Seconds To Mars во главе с вокалистом, обладателем «Оскара» Джаредом Лето. Директор и учредитель предприятия,  работающего на рынке вот уже более 13 лет, Юрий СУРИКОВ поделился с обозревателем «КВ» Анастасией ПАВЛОВОЙ, как ему удалось завоевать такое положение.

– Юрий Иванович, а вы признаете себя лидером рынка охранных услуг?

– Боюсь, что, ответ на данный вопрос  может прозвучать не совсем скромно. Скажу лишь, что «СТБ-Охрана» занимает долю в 23-25% рынка, и это делает нас крупнейшим игроком отрасли.

– Кого считаете своими основными конкурентами?

– Я не могу сказать, что вижу хоть в ком-то серьезного конкурента. Но мы поддерживаем связь с группой охранных предприятий «Маяк», которая также неплохо работает. В целом конкуренция – двигатель прогресса, и я был бы рад у кого-нибудь перенять что-то для себя полезное.

– Хотите сказать, что три четверти рынка поделены между оставшимися ЧОПами относительно равномерно?

– Можно сказать и так. Но не будем забывать, что ощутимый «кусок» закреплен за вневедомственной охраной – старейшим и основным игроком рынка. Многие из нас, и я в том числе, выходцы из этих структур.

– Но в вашей сфере есть негласный этический паритет?

– Не стану называть фирму конкретно, потому что не люблю, когда подобная подноготная вываливается в прессу и конкуренты поливают друг друга грязью. На омском рынке есть один федеральный игрок, который обзванивает наших клиентов и пытается их переманить, озвучивая более низкие цены на услуги. Нюанс в том, что они откровенно вводят в заблуждение предпринимателей: например, говорят: «У нас более ста групп реагирования», – не разъясняя клиенту, что речь идет о всей России, а не о количестве экипажей только в Омске. Нет у них и необходимой материально-технической базы. Подобный подход, разумеется, вызывает у меня как минимум непонимание, я привык работать честно. Кстати, это один из пунктов, позволяющий нам привлекать все больше и больше клиентов. Мы не обещаем невозможного, к примеру, что группы реагирования на любую тревогу приедут через 2 минуты. При этом с порога называем стоимость своих услуг. Конечно, часто клиент пытается понизить цену, но если я понимаю, что нам не удается договориться, то отказываюсь: охрана – дело серьезное, на нас лежит большая ответственность, в том числе финансовая. Поэтому в стоимость услуг уже входит оценка материальных ценностей, включая риски и затраты на работу моих ребят. Ведь одно дело охранять булочную и совсем другое – магазин меховых изделий. К сожалению, некоторые омичи все еще не понимают суть охранных услуг, путая их с услугами сторожей.

– Какова вероятность того, что сейчас какой-нибудь новый ЧОП ворвется на рынок и отвоюет себе неплохую нишу?

– Практически нулевая. За последние годы рынок утрясся, и каждый игрок обрел в нем свое место. Даже если потратить уйму денег на маркетинг и рекламу, закрепиться вряд ли удастся. Как человек знающий, могу отметить, что инвестировать в подобный бизнес, особенно на начальном этапе, придется очень много: расходы на 15 групп задержания, приобретение обмундирования, пополнение автопарка, зарплата сотрудникам, оплата топлива и ремонт машин, закуп инженерного оборудования – и это далеко не все статьи расходов. Сумма довольно внушительная получается. Лет пять минимум уйдет только на то, чтобы элементарно выйти в ноль, а для этого нужно набрать себе много объектов для охраны... Я даже не знаю, что могла бы предложить сейчас омскому рынку молодая компания. Охранный бизнес – очень дорогой. Рентабельность в 5-7% считается хорошим уровнем. Мы не купаемся в роскоши, как многие думают, поверьте.

– А по сравнению с другими регионами как выглядит наш охранный рынок?

– Скажем так, блекло мы точно не смотримся. Например, по части инженерной мысли «СТБ-Охрана» на очень хорошем уровне. У нас недавно был технический аудит из Санкт-Петербурга – они проинспектировали больше 150 городов, заехав к нам чуть ли не в самую последнюю очередь. И нас признали лучшими! Мы действительно работаем на первоклассном оборудовании, разработанном в Израиле, – с системой передачи извещений «Андромеда». Техника и программное обеспечение, конечно, серьезно шагнули вперед. Сейчас с помощью смартфона вы можете абсолютно все знать о своем доме – даже когда сын вернулся с учебы, не сняв в прихожей грязную обувь.

– Какую-то общую тенденцию спроса можете отметить?

– Общая тенденция такова: заказчик хочет получить качественные охранные услуги по низкой цене. К высокому качеству услуг безопасности относят, в первую очередь, мгновенное реагирование на тревогу. Некоторые клиенты даже просили меня прописать в договоре, что я заплачу штраф, если группа реагирования не приедет. Наверное, такая просьба возникала из-за неудачного опыта работы с другими охранными компаниями. На такие «условия» всегда отвечаю, что у нас в принципе такого никогда не было и быть не может – чтобы на вызов никто не отреагировал. Мои ребята находятся под круглосуточным контролем: передвижение каждой машины отслеживается по спутниковой навигации, и я всегда знаю, где находится любая бригада, по какому маршруту она поехала. Отклонение машины с маршрута на 10 метров уже вызывает вопросы. Всякие попытки поехать по личным делам исключены. Каждый боец оснащен личной видеокамерой, и у меня всегда будут доказательства на тот случай, если возникнут какие-то сомнения относительно его поведения.

– Часто возникает потребность пересматривать съемку с личных видеокамер ваших охранников?

– Сейчас уже редко. Но это связано с отношением к охране. Были случаи, когда продавец в супермаркете или администратор в фитнес-клубе вызывали охрану, так как им казалось, что покупатели, клиенты им угрожают. И когда группа реагирования приезжала, сотрудники пытались, словно церберов, спустить бойцов на «нерадивых» посетителей. Приходится объяснять, что охранники – это не палачи. Мои ребята предложили написать заявление в полицию об оскорблении, но и продавец, и администратор отказались. Вышвырнуть обидчиков мы просто не имеем права, если те действительно не представляют опасности. В итоге, когда девушки пожаловались своим руководителям на нас, что мы их якобы недостаточно защищаем, мои парни показали видео с места съемки, и вопросы отпали сами собой – скорее как раз сотрудницы вели себя с клиентами недоброжелательно.

– Так в целом спрос на ваши услуги вырос за последние годы или упал?

– Учитывая, что экономическая ситуация стала значительно тяжелее, усилилась криминальная угроза, и, следовательно, повысился спрос на охранные услуги. На самом деле все вполне логично.

– Для коммерсантов — да. А что насчет охраны квартир, домов? Разве наши люди не экономят на безопасности?

– Экономить на безопасности – дурная идея. Поверьте, обнести жилье, чтобы за дорогостоящую бытовую технику выручить хотя бы 500 рублей, например, для наркозависимых – обычное дело. Конечно, не буду отрицать, что все-таки большая часть моих заказчиков – это юридические лица, около 4 тысяч объектов. Частников же – 200 — 300. Но повышение уровня криминальной активности – это общемировая тенденция. Даже в спокойной некогда Германии уже не принято оставлять вещи на улице, во дворе.

– Проблема мигрантов, неудивительно. Но мы-то так жили всегда... К слову, весьма внушительный список юрлиц. Выигрывали тендеры на то, чтобы охранять ту же МЕГУ?

– Конечно. Условия контрактов там очень жесткие. Когда мы выиграли первый тендер, лично общались со шведами, французами, немцами – представителями IKEA, Leroy Merlin и прочими арендаторами МЕГИ. Затем некоторые из них не раз продлевали трехлетний контракт. Каждый год наши сотрудники проходили международную аттестацию, которую проводили зарубежные специалисты. В период нашей работы омскую IKEA даже признали лучшей в мире по наименьшему количеству потерь товара.

– С ритейлом тоже работаете?

– Почти со всеми. Не работаем, пожалуй, только с одной популярной продуктовой сетью – договориться о стоимости у нас не получилось.

– Кстати, о ценах на услуги. Сколько у вас в среднем стоит пультовая охрана, допустим, коттеджа?

– Все зависит от его расположения и множества деталей – высоты забора, наличия собак, качества подъездных путей и прочего. От 1000 до 6000 рублей в месяц, не считая базового комплекта оборудования, которое обойдется в 13 тысяч. Причем многим важно получить от услуги ощущение неприкосновенности личного жилища и понимание, что никто чужой туда не проникнет. Согласитесь, сумма за собственное спокойствие и уверенность в безопасности – не самая большая.

– За какое время ваш экипаж обязан добраться до места вызова?

– Ночью за 5 минут, днем – за 10. В отдаленные места вроде Омского района – за полчаса. У меня 16 групп задержания в Омске, равномерно распределенных по городу, и часть экипажей – в Омской области.

– А за личной охраной часто обращаются? Или это больше имиджевая составляющая, если говорить об обеспечении безопасности, например, актеров и музыкантов?

– И имиджевая, и финансовая. Хотя если человек очень уважаемый, то мы можем и бесплатно его охранять. Но вообще со всеми работаем: детей в школу сопровождаем, девушек на свидания, курируем доставки ценных грузов или крупные суммы денег, например, при расчете за сделку по приобретению квартиры. Такие заказы поступают, правда, не чаще пяти раз в месяц. Охраняем мероприятия разной направленности – будь то спортивные состязания, концерты, бизнес-форумы или свадьбы.

– А охраной автомобилей занимаетесь?

– Мысли такие были, но в итоге я от этой идеи отказался.

– Почему? Слишком трудоемко или невыгодно?

– Пожалуй, чересчур ненадежно. А я не берусь за дело, если не способен гарантировать результат. На данный момент еще не найдено эффективное решение для предоставления этой услуги. Такая же ситуация с удаленным контролем безопасности детей. Услуга, думаю, пользовалась бы спросом, ведь безопасность ребенка – актуальная проблема. Да, можно надеть ребенку специальный браслет на руку, позволяющий отслеживать его местоположение, но он зайдет куда-нибудь в подвал, пропадет с радаров… Понимаете? Много тонкостей и особенностей в перечисленных выше услугах, должно быть все продумано до мелочей. Поэтому,  повторюсь, пока не найден идеальный способ для осуществления этих задач на должном уровне.

– Что насчет социальных объектов – школ, больниц, органов власти?

– Есть у нас немного.

– Меня поразил случай, когда одна охранная фирма вытеснила другую в Аграрном университете...

– Мне такие контракты неинтересны. Но это обнажает другую проблему – как можно выставить контракт с ценой на охранные услуги 80 рублей в час? У меня, к примеру, то же самое стоит 170 рублей. Работая за 80 рублей в час, ты даже собственные расходы не покроешь. С чего зарплату-то платить, налоги, и это не считая всего остального? Мне кажется, это хорошая пища для размышлений правоохранительным органам. И огромное поле для вопросов всем участникам ситуации. Почему заказчик так занижает цены на свою охрану? Почему фирма берется за столь невыгодный контракт? Нет ли какой-то взаимосвязи между учреждением и фирмой? И это безотносительно данному случаю, так в принципе сложилась система.

– Кадровый вопрос есть в вашей отрасли?

– Еще какой. В регионах есть такая тенденция – уезжать в более крупные города. Это плохо, в первую очередь потому, что утечка зачастую касается грамотных, хороших специалистов. Нанимать новых сотрудников становится все труднее. Мы растим свои кадры: те, кто у нас работают, регулярно обучаются, повышают свою квалификацию. Относительно охранников – у них, само собой,  еще и спортивные тренировки есть. В службе, например, на руководящих постах трудятся бывшие военнослужащие. Есть методисты, юристы, инженеры. Мне, кстати, с выстраиванием системы обучения сотрудников помогал профессионал своего дела – Александр ПОНОМАРЕВ, учредитель частного охранного предприятия «Правоохранительный центр». У нас серьезный подход к делу, например, на региональном рынке охранных услуг мы первые создали отдел продаж. Коллеги по бизнесу не совсем понимали этот шаг, якобы, как можно продавать охранные услуги…

– А чем охранные услуги отличаются от любых других?!

– Так и я о том же. Ничем. Мы с первых дней старались ориентироваться на клиента, нам было важно получать отклик о работе, совершенствоваться. Думаю, это нам и помогло вырваться вперед. Обратную связь с заказчиками сейчас нам обеспечивает отдел по работе с клиентами. Его работу сложно переоценить.

– Что скажете по поводу законодательных пробелов?

– Поправки не мешало бы внести. Над этим работает группа наших сотоварищей в Москве, которая в 1991 году, собственно, и разрабатывала закон об охранной деятельности. Сейчас он не совсем соответствует сегодняшнему дню. По большому счету это мелочи, но они требуют много времени. Взять вопросы получения оружия и закрепления его за конкретным сотрудником. Я беру объект под охрану, но основную подготовку по его защите занимает оформление документации. Я не буду вдаваться в юридические тонкости, просто хотелось бы, чтобы этот процесс протекал быстрее и проще.

– А какие проблемы, кроме кадровой и законодательной, можете обозначить в своей сфере?

– Распространена практика, когда непорядочные фирмы без официального трудоустройства нанимают людей за 12 тысяч и выгоняют их через несколько месяцев, не заплатив ни копейки. Я вхожу в Ассоциацию охранных предприятий, и мы пытаемся активно с этим бороться – обращаемся при каждом известном случае в прокуратуру, трудовую инспекцию, налоговую службу. Но надо отдать этим службам должное, часто и без наших наводок они наказывают таких «героев». Есть еще одна серьезная тема в охранном бизнесе – правила поведения сотрудников при исполнении своих служебных обязанностей. Мы стараемся вовсе исключить случаи превышения должностных полномочий, поэтому при найме штатной единицы, помимо обучения, с сотрудниками работают психологи. Также у нас есть инспекторы, которые периодически опрашивают членов семьи охранника, его соседей на предмет проявления им агрессии. Мы должны понимать, кому доверяем оружие.

– Какие-то происшествия случались за тринадцать с половиной лет вашей работы?

– Ой, чего только не случалось! Мои ребята задерживали серийного убийцу, лиц, находящихся в розыске, участвовали в эвакуациях торговых центров, банков, разнимали драки с поножовщиной. Как пример: после одной «насыщенной» рабочей смены наш охранник обнаружил, что его бронежилет исполосовали ножом настолько, что надевать его в следующий раз просто не имеет смысла – в пылу борьбы он этого даже не заметил. Но, к счастью, летальных исходов не было. А недавно одна из моих групп реагирования вытащила из канализационного колодца собачку – ни хозяйка, ни она не заметили, что люк открыт, и питомец провалился туда. Но, разумеется, бойцы предварительно отчитались, что остановились на дороге, чтобы помочь женщине – владелице животного.

Ранее интервью можно было прочитать только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 октября 2019 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/116699