Все рубрики
В Омске вторник, 22 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,0381    € 90,0063

С приветом ПИКАССО и ПЕТРОВУ-ВОДКИНУ: в омской Пушкинской библиотеке открылась выставка «Остановленные мгновения»

12 февраля 2020 12:04
0
1743

В экспозиции – живопись, графика, фотография, книги. 

Автор работ – журналист, программист, ученый Валерий КОНСТАНТИНОВИЧ. Мгновения жизни, словно бабочки в сачок, «поймались» у него в самых разных видах искусства. Выставка приурочена к 70-летию автора, и охватывает более чем полувековой диапазон.

Валерий КОНСТАНТИНОВИЧ родился в городе Березники Пермской области. Окончив с красным дипломом факультет журналистики Московского государственного университета, попал по распределению в Омск, на студию телевидения. Позже обучался в аспирантуре Академии общественных наук (Москва), защитил диссертацию по эстетике анимационного кино. Что, наверное, стало толчком к написанию многотомника «Вселенная мультфильма».

С 1995 по 2013 годы Валерий Сигизмундович был сотрудником Омской областной государственной научной библиотеки имени А.С. Пушкина. Как вспоминает заведующая информационно-библиографическим отделом Ольга ЛЕОНОВИЧ, он пришел именно тогда, когда в библиотеке началась активная компьютеризация: устанавливались серверы, программы, появился Интернет. Опыт работы с ПК оказался бесценным.

И все-таки в свое творчество Валерий КОНСТАНТИНОВИЧ не слишком охотно впускает цифровые технологии. Только вот сейчас для выставки пришлось оцифровать старые пленки. Любовь к рисованию (как и к фотографии) была привита у него еще с детства. В родном городе Березники в изостудии был замечательный педагог – Леонид Александрович СТАРКОВ, настоящий художник, побывавший по роду своей деятельности даже в Париже. А первый фотоаппарат подарил отец.

– Но, в принципе, как фотограф и как художник я никогда не стремился быть профессионалом, – говорит Валерий Сигизмундович. – Фотографы, они ведь ищут какие-то специальные планы, эффектные кадры и прочее. У меня же с самого первого дня, когда мне подарили фотоаппарат «Смена» и я начал осваивать фотографию, была одна задача: чтобы прежде всего были довольны мои родные. А поскольку они привыкли ко мне, то, когда я взводил курочек на своем фотоаппарате, они смотрелись весьма естественно. Когда люди не боятся фотокамеры, им легко быть самими собою, они раскрываются, и видно их характер, их настроение.

Лица на фотографиях, многие из которых посвящены жене и сыну (супруга, кстати, – известный омский журналист и театральный критик Лидия ТРУБИЦИНА), действительно открытые и светлые. Однако при этом присутствуют и точные ракурсы, и грамотно выстроенная композиция, и интересные сюжеты. Может быть, это вышло и само собой – секрет таланта.

Художественная часть экспозиции начинается с двух абстрактных работ. Одна из них написана в 1967 году, другая – в 2017-м. 

– Первая работа называется «Пират. Проба в стиле Пикассо», – рассказывает Валерий КОНСТАНТИНОВИЧ. – Я учился тогда в 9-м или 10-м классе, увлекался разными художниками, смотрел альбомы. И вот думаю: «А у меня получится или нет? Дай попробую!» Попробовал, что-то получилось. Леонид Александрович, конечно, если бы увидел, сразу бы изгнал меня из студии, потому что он был матерый реалист. И вот потом, со всеми переездами, работа куда-то запропастилась, и вдруг недавно я обнаружил ее в Омске. Мы так посмотрели с Лидой: а ничего, вроде, нормально. В рамку вставили – стало еще лучше. И вот я опять подумал: а можно мне в этом роде что-нибудь сейчас изобразить, когда я уже знаю, что такое абстракционизм, кубизм и так далее? И я снова что-то изобразил. Неплохое такое цветовое пятно. Я назвал работу «Дорога к морю».

В прямоугольниках разноцветной мозаики, впрочем, не все улавливают морскую тематику. Кому-то это напоминает корешки книг, кому-то крыши домов сверху. У каждого свое восприятие.

Все остальные работы вполне реалистичны: пейзажи, натюрморты, портреты, легкие карандашные зарисовки. Но есть еще одна необычная работа – «Зеленый кот. С приветом красному коню». Это опять же захотелось чуть-чуть шутливо посоревноваться с великими: если ПЕТРОВ-ВОДКИН написал «Купание красного коня», почему не быть «Зеленому коту»? Кот, кстати, существовал на самом деле, хотя, конечно, не зеленый, а серый.

Две ровные линии экспозиции напоминают рельсы, идущие из далекого прошлого в день сегодняшний. В фотографиях, живописных и графических работах, книжных мемуарах, представленных здесь, запечатлены дорогие мгновения жизни, любимые люди, то, что иногда казалось пустяком, а стало драгоценностью. Выставка готовилась долго и кропотливо, в подготовке автору помогали и супруга Лидия ТРУБИЦИНА, и заведующая сектором литературы по искусству Пушкинской библиотеки Софья ДАВЫДЕНКО. Экспозиция будет работать до 15 марта.

Фото © Эльвира КАДЫРОВА, Лидия ТРУБИЦИНА, ОГОНБ имени А.С. Пушкина



Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.