Яхты «Сибирь» и «Жемчужина» завершили глобальную парусную экспедицию по маршруту Омск – Антарктида – Омск

Дата публикации: 02 октября 2020

За 14 месяцев похода экипаж яхты «Сибирь» преодолел более 30 тысяч морских миль, посетил 17 стран, провел встречи и беседы в заграничных городах с русскоязычным населением, поделился опытом с коллегами по парусному спорту. 

30 сентября около Тобольских ворот Омской крепости после 14 месяцев плавания пришвартовались яхты «Сибирь» и «Жемчужина» под командованием капитанов Сергея Борисовича ЩЕРБАКОВА и Владимира Лаврентьевича ВАКАРИНА. 

Парусная экспедиция «Сибирь – Антарктика – Сибирь» – основная часть международного проекта «Сила России Арктикой и Антарктикой прирастать будет!». Данный проект включает в себя не только организационно-технические и экспедиционные мероприятия, но и публичные выступления перед населением, как внутри нашей страны, так и при заходах в иностранные порты. 

Экспедиция стартовала 7 июля 2019 года от Тобольских ворот и после 14 месяцев плавания прибыла к назначенному финишу – также у Тобольских ворот. Круг путешествий замкнулся. 

Вместе с яхтой «Сибирь» в плавание вышла и яхта «Жемчужина». По плану яхта «Жемчужина» сопровождала яхту «Сибирь» по Северному морскому пути до Беломорска, однако дальнейшее ее плавание было прервано поломкой двигателя. Экипаж был вынужден остановится в порту города Архангельск для ремонта. Летом 2020 года яхта «Жемчужина» и яхта «Сибирь» приняли участие в празднике в честь Военно-морского флота в Архангельске. Далее от Архангельска до Омска яхты шли вместе на расстоянии видимости друг от друга. Так что омичи встречали из похода сразу две яхты: «Сибирь» и «Жемчужину».

Напомним, парусная экспедиция яхты «Сибирь» была посвящена открытию шестого материка планеты – Антарктиды. В 1820 году русские военные моряки на шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Фаддеевича БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и Михаила Павловича ЛАЗАРЕВА достигли Антарктиды. До них неоднократно пытались пробиться к южному полюсу англичане. Всех ближе к шестому материку подошел британский прославленный капитан Джеймс КУК. Ему оставалось преодолеть всего 450 миль до материка, но КУК неожиданно сделал для себя вывод, что южный полюс покрыт водой, а не землей, и повернул свой корабль на обратный курс. После заверения авторитетного капитана, что дальше Южной Америки ничего нет кроме воды, англичане забросили затею искать шестой континент, а вскоре их адмиралтейство вообще запретило вести даже разговоры о поиске материка. В сознании русских моряков устойчиво укоренилось представление, что континент существует. Русские мореплаватели преодолели злополучный пролив Дрейка шириной 450 миль и достигли Антарктиды. Так было стерто последнее белое пятно с карты мирового океана. По тем временам открытие нового континента было сравнимо с запуском первого искусственного спутника Земли. Авторитет Англии как «Владычицы морей и океанов» был слегка подмочен. Сегодня англичане стараются не распространяться об открытии русских моряков. Однако, как в народе говорят, «шило в мешке не утаить». Для мировой общественности омские яхтсмены еще раз увековечили подвиг Фаддея Фаддеевича БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и Михаила Павловича ЛАЗАРЕВА. Они прошли от Санкт-Петербурга до Антарктиды тем же маршрутом, как и 200 лет назад проходили русские первооткрыватели.

И сегодня находятся злопыхатели, которые вздыхают и сетуют, зачем нужен был этот поход на яхте «Сибирь» к Антарктиде и что попусту потрачены деньги. Но на встрече экипажей уже немолодая женщина сказала: 

«Да черт с ними, с этими деньгами! Не жили богато и не надо. Главное, что все ребята живы и здоровы и вернулись домой к своим матерям, к своим семьям. Они совершили подвиг во имя России. Их подвиг будут помнить вечно, а о тех, кто говорит об яхтсменах плохо, о них даже никто и не вспомнит. А деньги – дело наживное, сегодня их нет, а завтра они есть». 

На встречу яхт пришли все сменные члены экипажей, которые осуществляли поход на определенных участках маршрута. Например, из Санкт-Петербурга приехал на встречу Сергей ОСТРОУХОВ. Он был матросом на яхте «Сибирь» на маршруте от Санкт-Петербурга до Финляндии и Голландии. ОСТРОУХОВ рассказал: 

«В Финляндии мы дважды пытались выйти в море, но штормовая погода нас обратно сносила к берегу. Правда, в Голландии было намного проще во время штормов, так как там сделаны, дамбы и каналы и есть где укрыться».

Сергей ЩЕРБАКОВ сказал журналистам: 

«Самое главное – экипаж выдержал все трудности морских и речных переходов. И второе, и самое главное, – все вернулись живы и здоровы. Это большое счастье. Наша экспедиция носила название «Омск – Беллинсгаузен – Омск». Сегодня члены экипажей многих яхт, которых также постигла участь карантина из-за пандемии, находятся в государствах Чили и Аргентине и выехать не могут. Нам еще повезло, что нам сразу не разрешили заходить в их порты для ремонта. Третье – наша основная цель была прийти на российскую станцию «Беллинсгаузен», что расположена в Антарктиде, и мы ее выполнили. Мы переполнены радостью, что дошли до Антарктиды и вернулись в родной Омск». 

Возвращаясь уже к прошлому, можно напомнить, что 18 февраля 2020 года экипаж высадился на станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде. Действительно, яхта «Сибирь» выбилась из графика из-за сложных погодных условий. И вместо запланированного 28 января пришла на белый материк с большим опозданием. Как говорится в народной пословице: «Человек предполагает, а Господь располагает». В данном случае опоздание существенной роли не играло. Главное – пришли и водрузили флаг России и флаг Омской области в Антарктиде. 

В Омске к приходу яхт углубили проход при помощи дноуглубительного земснаряда в заливе на Зеленом острове, где расположена постоянная стоянка парусников яхтклуба. Проход обмелел из-за низкого уровня воды в Иртыше. 

Обратный переход от Санкт-Петербурга до Омска экипаж посвятил 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Проходя в местах гибели военных кораблей и гражданских судов, экипажи яхт «Сибирь» и «Жемчужина» опустили на воду венки в знак признательности к подвигам военных и гражданских моряков, погибших в результате торпедных атак немецких подводных лодок. 

В начале торжественной части праздника капитаны коротко доложили оргкомитету о результатах похода. Капитан яхты «Сибирь» Сергей Борисович ЩЕРБАКОВ сказал: 

«Главную задачу экипаж выполнил. Достиг Антарктиды и вернулся в Омск. Все живы и здоровы. Судно находится в рабочем состоянии». 

Капитан яхты «Жемчужины» Владимир Лаврентьевич ВАКАРИН сказал: 

«Уважаемые члены оргкомитета, дорогие друзья! Экипаж яхты «Жемчужина прошел 6,5 тысячи километров по северным морям и по рекам Иртышу и Оби. Посетил шесть областей северной части России. Почтил память погибших советских моряков в годы войны в северных морях. Экипаж здоров. Яхта находится в исправном состоянии». 

Владимир Иванович ЗАЗДРАВНЫХ, первый помощник капитана яхты «Сибирь», в интервью с журналистами поделился своими впечатлениями о походе: 

«Плавание прошло нормально. Конечно, были серьезные моменты и трудности, но экипаж все выдержал. Еще раз повторю: материальная часть судна в настоящее время находится в рабочем состоянии. Все члены экипажи довольны результатами экспедиции. Никто не жалеет. Мы посмотрели мир, познакомились с интересными людьми, так как было много теплых и запоминающихся встреч». 

По славным русским обычаям, яхтсменам от имени омичей были преподнесены хлеб и соль.

С приветственным словом к экипажам яхт «Сибири» и «Жемчужины» обратилась Татьяна Васильевна ДЕРНОВА, заместитель председателя правительства Омской области, министр образования Омской области. Она сказала: 

«Я удостоена чести передать вам благодарность от губернатора Омской области Александра Леонидовича БУРКОВА за проделанную вами работу на благо нашей Родины и области. Далеко не каждый город нашей страны может похвалится тем, что их представители стали участниками такого глобального путешествия. Мы гордимся тем, что вы были участниками в двух больших юбилеях. Один – мирового масштаба географического значения – 200-летие открытия Антарктиды. И второй – это 75-летие Победы советского народа над фашистской Германией. Вы те, кто несет славное имя России в мировом масштабе. Пусть ваш славный подвиг летит по морям и океанам, по государствам, по городам и селам и передается на благо всем людям».

Поздравить Омских моряков прибыл Сибирский хореографический ансамбль «Русь» под руководством художественного руководителя, балетмейстера Виктора ГЛУХОВИЧЕВА. Артисты исполнили несколько танцевальных номеров.

На празднике почетный караул и духовой оркестр состояли из курсантов Омского командного речного училища. Вместе с ними на встрече присутствовали командование училища и педагогический состав. Пришли капитаны и механики речного и морского флота. От имени ветеранов флота яхтсменов поздравил капитан дальнего плавания Егор ГЕРАСИМОВ. 

От имени рядового состава экипажей со словами благодарности к омичам, журналистам обратился матрос яхты «Сибирь» Игорь Алексеевич ВЯТКИН. Он сказал спасибо омичам за постоянную поддержку экипажей в трудные моменты, возникшее во время плавания. Поблагодарил журналистов, которые поддерживали постоянную связь с яхтой через интернет и по сотовой связи и доводили до читателей информацию о местоположении судна и обо всех приключениях, происходивших с членами команды. 

Послесловие. Перевернута еще одна страница омской истории. Пройдут года. Появится новые открытия. Придут другие люди, и они также с риском для жизни продолжат путешествия и открытия во славу нашей Родины и нашего Омска. Но подвиг омских яхтсменов, повторивших переход по маршруту Омск – Антарктида – Омск на маленькой деревянной яхте «Сибирь», войдет на века в мировую историю и в назидание потомкам.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/122908