Омский экипаж яхты «Сибирь» отчитался перед журналистами о завершении глобальной экспедиции к берегам Антарктиды

Дата публикации: 19 октября 2020

Во время 14-месячной глобальной экспедиции яхта прошла более 30 тысяч морских миль, посетила 17 стран. Экипаж провел встречи, беседы и лекции с нашими соотечественниками, проживающими за рубежом. 

15 октября в доме Омского отделения Союза журналистов России состоялась пресс-конференция членов экипажа яхты «Сибирь» по случаю завершения глобальной экспедиции в рамках проекта «Сибирь – Антарктида – Сибирь». На встречу с корреспондентами пришли: капитан яхты Сергей ЩЕРБАКОВ, второй помощник капитана яхты Николай ТЕРЛЕЕВ, матрос Денис ИОВЛЕВ, матрос-исследователь Игорь ВЯТКИН и боцман яхты Евгений ЗАБРОДИН. Из присутствующих пяти членов команды в Антарктиде побывали трое: Сергей Щербаков, Евгений ЗАБРОДИН и Николай ТЕРЛЕЕВ.

Также на пресс-конференции был организован телемост с другими участниками экспедиции, которые шли на разных участках маршрута. По разным причинам они не смогли присутствовать на встрече с журналистами, однако благодаря двухстороннему телемосту общались с ними в режиме онлайн. На постоянной связи находились: Алексей ДЕКЕЛЬБАУМ (Омск), Сергей ФИШЕР (Бремен, Германия), Александр СУШКОВ (Воронеж) и Сергей ОСТРОУХОВ (Санкт-Петербург). Таким образом, получилась расширенная пресс-конференция в условиях реального времени.

Сергей Борисович ЩЕРБАКОВ рассказал: 

«30 сентября наша яхта «Сибирь» после 15-месячного плавания пришвартовалась к родным омским берегам. Экспедиция по маршруту «Омск – Антарктида – Омск», посвященная 200-летию открытия Антарктиды русскими военными моряками под командованием Фаддея БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и Михаила ЛАЗАРЕВА, успешна завершена. Поставленная перед экипажем яхты «Сибирь» задача была с честью выполнена. Пришли на станцию Беллинсгаузен и благополучно вернулись в Омск. Экипаж жив и здоров, судно находится в рабочем состоянии».

Далее капитан продолжил: 

«Конечно, обидно, что не всё полностью удалось реализовать. Но мы считаем, что здесь нашей вины нет. Вмешался коронавирус. Поломка валовой линии – она вполне реальная: так же, как в любое время, может выйти из строя и другой механизм. Если двигатель, валовую линию и механизмы можно отремонтировать и продолжать поход, то коронавирус и карантин обойти ни с какой стороны невозможно. Именно карантин спутал все планы второй части экспедиции по возвращению домой. Хотя главной цели мы достигли – дошли до Антарктиды. Конечно, валовую линию можно было отремонтировать в ближайшем иностранном порту. Но в связи с угрозой коронавируса и объявленного из-за него международном карантина нам не разрешили заходить в ни в один порт. Так что пришлось обратно возвращаться через пролив Дрейка и по Атлантическому океану на российском теплоходе «Академик Трешников»

Сергей ЩЕРБАКОВ отметил: 

«Хочу сказать, что в честь 200-летия открытия Антарктиды до шестого континента дошли три яхты, и все они из Сибири: наша яхта «Сибирь» из Омска, яхта «Елизавета» из Красноярска и яхта «Югра» из Нефтеюганска. Правда, все стартовали намного раньше, и поэтому они и пришли вперед нас. Например, яхта «Югра» стартовала из Турции, яхта «Елизавета» – из Кронштадта. Для сравнения: корпус яхты «Елизавета» выполнен из металла, и она 17 метров в длину, а наша – 12 метров и корпус деревянный. В настоящее время яхты «Югра» и «Елизавета» вместе с экипажами находятся в Чили на карантине, и неизвестно, когда их выпустят. Нам просто повезло, что нас не пустили в иностранный порт для ремонта валовой линии. А если бы зашли, то и нас бы «посадили» на многомесячный карантин. Таким образом, в Сибирь вернулась из Антарктиды только яхта «Сибирь». Всего яхта «Сибирь прошла, начиная с 1998 года, 130 тысяч морских миль. Этого расстояния вполне бы хватило чтобы несколько раз обойти Землю по экватору». 

Николай Георгиевич ТЕРЛЕЕВ дошел до Антарктиды. Он поделился своими воспоминаниями: 

«Когда я собирался в поход, то, конечно, в целом представлял с какими трудностями придется столкнуться. Однако на практике пришлось столкнуться совсем с другими трудностями. Они оказались намного труднее, чем я предполагал, но это теперь все уже в прошлом: я их преодолел. Где-то сам находил выход, где-то помогли товарищи по команде».

Далее ТЕРЛЕЕВ продолжил рассказ о том, как возвращались от Антарктиды до Балтийского моря на теплоходе «Академик Трешников»: 

«Плыли вместе с со сменными полярниками, работающими на станции Беллинсгаузен в Антарктиде. Они после длительной вахты возвращались домой к семьям. Узнал об их работе, а точнее о научных изысканиях и исследованиях. Близко познакомились с работой членов палубной и машинной команд теплохода».

Евгений ЗАБРОДИН рассказал: 

«Конечно, нестандартных ситуаций было предостаточно. В таких случаях необходима дисциплина и никакой самодеятельности. Надо выполнять все команды капитана. Мне запомнился случай, хотя он из разряда рядовых. Когда мы были почти у станции Беллинсгаузен, на нас стала двигаться льдина, которая откололась от айсберга. Кстати, айсберг шел в нашу сторону, но не дошел до яхты и сел на мель. А вот эта льдина, хотя и небольшого размера, но могла пробить корпус яхты. Стали готовиться к худшему. Обидно: почти дошли до станции «Беллинсгаузен», осталось каких-то 300 метров. Надели спасательные жилеты. Но все обошлось. Мы с интересом наблюдали, как пингвины взбирались на айсберг и съезжали по очереди в воду. Прямо как дети». 

Капитан ЩЕРБАКОВ дополнил свое высказывание: 

«В омских СМИ часто писали статьи под заголовками «Омские яхтсмены попали в беду», «Омская яхта потерпела кораблекрушение», «Сибирь терпит бедствие», «Омских яхтсменов эвакуируют на теплоходе «Академик Трешников» и тому подобные. Одна газета даже написала, якобы с моих слов, что «яхтсмены прощались с жизнью». Это неправда. Да, были сложные моменты во время переходов, но прямой угрозы для жизни экипажа не было, как например в первой кругосветке, когда яхту«Сибирь» перевернула волна. Вот тогда действительно была угроза жизням членов команды. Конечно, в море в любой момент может произойти все что угодно. Помощи ждать неоткуда. Надеяться нужно было только на свои силы. Только так можно выстоять в борьбе со стихией». 

На вопрос журналистов: «Что представляет из себя станция «Беллинсгаузен» в Антарктиде?» – ответил Евгений ЗАБРОДИН: 

«Станция образовалась в 1959 году и с тех пор и особых изменений на ней не произошло. Стоят модули на сваях. Все приспособлено и продумано для плодотворной работы полярников. Есть столовая, спортзал, лечебные заведения. Неплохие условия для проживания. Надо отметить, что недалеко находится полярная чилийская станция. Правда, там условия проживания лучше. И еще: на российской станции «Беллинсгаузен» трудятся люди с крепким здоровьем и целеустремленные. Очень приветливые и гостеприимные. Они помогали нам чем могли. Мы им благодарны». 

Николай ТЕРЛЕЕВ кратко рассказал об истории станции «Беллинсгаузен»: 

«Она открыта благодаря академику Алексею Федоровичу ТРЕШНИКОВУ. Это он выбрал место для строительства станции в 1959 году. Сам участвовал в закладке первых зданий и первой зимовке. Много сделал открытий в Антарктиде. В честь его заслуг был назван теплоход «Академик Трешников», на котором нашей команде пришлось отправиться в обратный путь по Атлантическому океану и дойти до Балтийского моря». 

Игорь ВЯТКИН дополнил: 

«Сама станция «Беллинсгаузен» находится на одном из островов рядом с шестым материком Земли. Остров называется Кинг-Джордж, а раньше он носил название Ватерлоо. Именно так в 1820 году остров назвал БЕЛЛИНСГАУЗЕН. Тогда русские моряки открыли около 30 островов около Антарктиды. В те годы все было подчинено победе России над Наполеоновской армией. Естественно, новым открытым островам БЕЛЛИНСГАУЗЕН и ЛАЗАРЕВ давали названия в честь победы в Отечественной войне 1812 года, например «Бородино», «Малый Ярославец» или «Березино». Однако Россия в начале XX века ввиду политического ослабления на мировой арене, в основном из-за неудачной войны с Японией 1904–1905 годов и начавшейся революционной смуте, иностранные государства воспользовались случаем и стали переименовывать острова на свой лад. Переименования получили острова не только в Антарктиде, но и в других частях мирового океана. В настоящее время Русское географическое общество под контролем президента Владимира ПУТИНА ведет работу по созданию нового атласа мира. Общество добивается того, чтобы вернули островам старые названия. Кстати, этому способствует и международное морское право. Правда должна восторжествовать».

От автора. Омские яхтсмены выполнили поставленную перед ними задачу. Они дошли до Антарктиды тем же маршрутом, что и 200 лет назад шли русские мореплаватели БЕЛЛИНСГАУЗЕН и ЛАЗАРЕВ. На белом континенте на флагштоке подняли флаги России и Омской области. Честь и хвала героям нашего времени. Они еще раз доказали, что «в жизни всегда есть место подвигу».

© Фото автора



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/123242