Все рубрики
В Омске воскресенье, 11 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 77,1657    € 91,7809

Владимир ПЛАТОНОВ, СК «Согласие»: «В России около 10% водителей не имеют полиса ОСАГО или ездят с фальшивым полисом» (полный текст)

28 ноября 2020 12:39
0
1672

В сфере страхования начинают приобретать популярность полисы-конструкторы. 

Как изменился страховой рынок за последние 11 лет, что предлагают компании клиентам, которые хотят сэкономить, насколько востребованы страховые агенты и какие у них доходы? Об этих и других тенденциях на рынке страхования обозревателю «Коммерческих Вестей» Майе ГЛУМОВОЙ рассказал директор Омского регионального филиала страховой компании «Согласие» Владимир ПЛАТОНОВ.

– Если сравнить в целом страховой рынок 2009 года, когда вы возглавили омский региональный филиал, и год 2020-й, можете назвать три существенных отличия (без учета коронавируса) параметров этого рынка?

– Принципиально изменилось соотношение каско и ОСАГО в автостраховании. В 2009 году сборы на рынке каско более чем в 1,5 раза превышали сборы по ОСАГО. Сейчас это соотношение изменилось с точностью до наоборот: ОСАГО на рынке в целом дает в 1,5 раза больше сборов, чем каско. С увеличением популярности франшиз и продуктов с усеченным покрытием значительно возросло значение ОСАГО при урегулировании мелких и средних убытков (до 400 тыс. руб.). Кроме того, за 10 лет у нас практически с нуля развилось страхование жизни. Если в 2009 году на «жизнь» приходилось только 3% всех сборов на рынке, то теперь доля выросла до 19%. Также появились новые виды обязательного страхования ответственности, которых не было в 2009 году, – ОСОПО и ОСГОП.

– Какую долю омского рынка ваша компания занимает по основным направлениям?

– На рынке Омской области, за исключением страхования жизни, «Согласие» занимает 8-е место с долей 2,8%. В сегменте автокаско компания находится на 4-м месте (доля – 12,5%). По ОСАГО мы на 11-м месте с долей рынка 2%, по ОСГОП – на 4-м (6,6% рынка).

– Какой вид страхования внутри омского филиала имеет наибольшую долю? Какую и почему?

– В Омском региональном филиале 80% портфеля приходится на автострахование. Преимущественно – на автокаско, так как это ключевой вид страхования нашей компании в целом.

– Сколько у филиала застрахованных по ОСАГО? Как сильно изменился этот вид страхования? Есть ли конкуренция в этой сфере?

– О том, как развивается ОСАГО, можно судить по динамике основных показателей. И в целом по рынку, и в нашей компании растет объем возмещения. По итогам 9 месяцев 2020 года в Омской области мы выплатили 20,3 млн. руб. по ОСАГО – на 59% больше, чем годом ранее. Число выплат увеличилось в 1,8 раза. Когда водители видят, что компания выполняет обязательства, растет и число клиентов. На 1 октября 2020 года мы заключили 6,8 тыс. договоров ОСАГО в регионе, или на 2,5 тыс. больше, чем за тот же период прошлого года.

Конкуренция в ОСАГО в этом году, безусловно, стала активнее. Между компаниями идет борьба за хорошего клиента.  В этом году на рынке произошло важнейшее, на мой взгляд, изменение, которое позволит страховщикам усилить конкурентные преимущества. В августе вступили в силу поправки в закон об ОСАГО. Это приблизило рынок к заветной цели – установлению более справедливого тарифа. Сейчас при расчете тарифов страховые компании следуют такому же принципу, как в каско, – каждый водитель платит за свой риск. Теперь аккуратные водители платят в среднем на 15% меньше, чем до вступления в силу поправок.

– Насколько велика разница в цене полисов ОСАГО между различными компаниями? Из чего складывается эта стоимость?

– При расчете тарифа мы используем такие факторы, как, например, возраст и стаж водителя, модель и год выпуска его транспортного средства, страховая история, территория эксплуатации и цель использования машины (личная, такси, коммерческая) и другие. Большинство из них учитывалось и до вступления в силу поправок, а новые – это, в частности, марка, модель и год выпуска автомобиля. Для ряда водителей точечно (при наличии в компании соответствующей информации) мы учитываем грубые нарушения ПДД. В настоящее время мы видим, что рынок проводит индивидуализацию тарифа постепенно, резких отличий в стоимости полиса у крупнейших страховщиков ОСАГО нет. В нашей компании на 1 октября средняя премия в Омской области снизилась на 2% по сравнению с тем же периодом 2019 года.

– Какие страховые мошенничества встречаются в вашей практике? Как удается с ними бороться?

– Например, недобросовестные «посредники», пользуясь незнанием автовладельцев, оформляют полис ОСАГО онлайн и вводят недостоверные сведения, например, цель использования, мощность и т. д. Они снижают цену полиса, а затем передают клиенту иной полис, с иной стоимостью, разницу присваивая себе. В практике «Согласия» есть такие прецеденты, подобные действия «посредников» носят мошеннический характер и наносят вред потребителю и репутации страховщика. Стоимость ОСАГО всегда должна быть выше базового тарифа. Если вы покупаете полис дешевле, это должно вас насторожить.

Мы рекомендуем людям, которые столкнулись с такими «помощниками», сообщить страховой компании и написать письменное заявление, в случае признаков мошенничества со стороны посредников – обратиться в правоохранительные органы.

– Важны ли сейчас живые страховые агенты? Насколько их вытесняют электронные сервисы?

– Агенты наряду с онлайн-каналом стали основным способом покупки полисов для наших клиентов в этом году, особенно в период самоизоляции. Многим людям по-прежнему важно, чтобы специалист их консультировал лично. Страховаться, как правило, решают две группы людей – те, у которых уже что-то случилось, и те, к которым пришли агенты и рассказали о продуктах и рисках. Поэтому агенты остаются важнейшими посредниками между страховой компанией и клиентом. Особенно велика их роль, когда продукт непростой и клиенту в процессе его покупки нужна консультация, пояснения, например, в страховании жизни.

– Есть ли борьба за страховых агентов? Раньше страховые компании их переманивали друг у друга финансовыми условиями. Сейчас такое существует? Существует ли сейчас понятие высококвалифицированного страхового агента?

– Конкурентная борьба за высококлассного агента, конечно, сохраняется, и наша компания делает все возможное, чтобы агенту было удобно работать у нас. В нынешнем году многое сделали для удобства агентов. В частности, была расширена линейка онлайн-продуктов для агентских продаж, упрощены процессы выплаты комиссии и предоставления страховой документации.

Мы продолжаем наращивать агентскую сеть, и в 2020 году, несмотря на все перипетии, сохранили темпы набора агентов на уровне прошлого года. В этом году из-за всплеска безработицы профессия страхового агента стала более востребованной. Безусловно, есть профессионалы, для которых работа страхового агента стала основной, и они хорошо зарабатывают.

Эту профессию, как правило, выбирают активные люди зрелого возраста, которые ранее работали в других отраслях. Чаще всего успешными становятся агенты старше 50 лет – они зарабатывают на 39% больше среднего дохода. Женщин в агентской профессии вдвое больше, чем мужчин, – 67% против 33%.

– Слышал, что есть автоюристы, которые берут на себя взаимоотношение со страховыми компаниями после ДТП. Такой бизнес действительно существует? Как вы к нему относитесь?

– Мы советуем потребителям быть очень осторожными, когда находятся «помощники», предлагающие взять получение выплаты на себя. Ведь автоюристы подают заявления от имени потребителей, а механизм проверки волеизъявления потребителей отсутствует. Страховая компания «Согласие» выявляла случаи обращений автоюристов, о которых самим страхователям было неизвестно. Конечно, если они помогают консультациями, это нормально, но если мы говорим об автоюристах, которые затевают такое взаимодействие с целью пойти в суд с преувеличенными сведениями об ущербе и получают его по суду, автовладелец остается в серьезном накладе. Так как вовремя не платит налог на прибыль, получает штраф от налоговой и все равно обязан его оплатить. При этом страховщик всегда идет на диалог по любым спорным вопросам и решает все достаточно быстро. Это, в частности, подтверждает и наша статистика по выплатам.

– Насколько изменился рынок по каско? Я слышал, что широкое распространение получили здесь экономпродукты или усеченные продукты?

– Из-за снижения покупательной способности населения увеличился спрос на продукты с необходимым набором рисков по минимальной цене. Недавно мы начали продажи двух таких продуктов. Предложили экономичный продукт «Каскокомфорт» для страхования машин в возрасте до 20 лет включительно. Автомобиль можно застраховать на полную стоимость, а в случае ДТП – отремонтировать на станции по направлению страховой компании. Страхование подержанных машин перспективно, потому что на них растет спрос. Так, по данным «Авито Авто», в третьем квартале 2020 года продажи таких авто в России выросли на 40% по сравнению со вторым кварталом и на 18% – по сравнению с тем же периодом 2019 года.

Второй продукт называется «Каскозащита» и приобретается с полисом ОСАГО. По нему можно застраховать машину на случай, если виновник ДТП не имеет полиса ОСАГО или ездит с фальшивым полисом. По оценке «Согласия», в России таких водителей 10%.

– Как распространены продукты с франшизой?

– Покупать полис с франшизой имеет смысл только тогда, когда вы твердо уверены, что после наступления страхового случая у вас будет необходимая для восстановления имущества сумма, которая полисом с франшизой не покрывается. Но минус в том, что нельзя предугадать, когда он наступит. Для страхования характерно учитывать принципы вероятности и случайности – и это заложено в стоимость. В случае покупки полиса с франшизой часть рисков перекладывается со страховой компании на страхователя. Сейчас растет спрос на полисы-конструкторы, позволяющие выбрать любую опцию и заплатить только за нее. Можно уже сделать вывод о том, что полисы с франшизой как способ экономии постепенно уступают «конструкторам».

– В целом по страховой активности омичей и по суммам – растет ли их благосостояние?

– Страхование – это инструмент финансовой защиты на случай непредвиденных обстоятельств. Оно не зависит от благосостояния человека. Скорее помогает сформировать некоторый запас прочности на будущее.

– Как сказался коронавирус на деятельности филиала?

– В этом году особенно запомнился период самоизоляции. Несмотря ни на что, наша компания продолжала заключать договоры и урегулировать убытки. Мы трансформировали бизнес-процессы буквально на ходу. Чтобы урегулировать убыток в страховании имущества, принимали документы для предварительного рассмотрения в любой форме, оперативно организовывали осмотр в удобное для клиента время. Даже ограничительные меры оказались для нас не препятствием, а сотрудники компании получили опыт урегулирования убытков в нестандартных условиях.

– Есть ли у вас страховка от коронавируса? Если да, насколько она популярна?

– Да, «Согласие» предлагает коробочный продукт по страхованию от COVID-19. По одному полису застрахован сам клиент и члены его семьи. Полис продается онлайн – его можно купить, находясь в любом населенном пункте. Нашим семейным продуктом страхования от коронавируса чаще всего интересуются люди 35-45 лет – на них приходится 44% проданных полисов. Причем в основном покупают его главы семейств – мужчины. Физлица приобретают такие полисы чаще, но в компаниях число застрахованных больше. Договор коллективного страхования заключают организации, сотрудники которых не работают удаленно и активно взаимодействуют с людьми, например, медицинские или транспортные. В отличие, например от полиса для физических лиц, который в основном предпочитают жители Москвы и области, полис коллективного страхования востребован в регионах. 80% компаний, заключивших договоры, – региональные. У нашего филиала также есть клиенты-юрлица, застраховавшие своих сотрудников, в основном медицинский персонал и преподавательский состав.

– Как у вас распределяется в филиале доля корпоративного и индивидуального страхования?

–В нашем портфеле 74% сборов приходится на розничных клиентов, 26% – на корпоративных.

– Растут ли по филиалу общие объемы премий и выплат?

– За 9 месяцев 2020 года мы выплатили клиентам почти на четверть больше, чем годом ранее, – 83,1 млн. руб., урегулировав 4 324 страховых случая. Премия выросла на 29% до 150,9 млн. руб.

– Насколько популярными становятся накопительные и инвестиционные страховые продукты? Насколько страховые компании становятся в этом сегменте конкурентоспособны с банковскими депозитами?

– Снижение ставок по депозитам вслед за ключевой ставкой ЦБ стимулирует интерес клиентов к альтернативным инструментам сбережений, включая накопительное страхование жизни. По этой же причине сокращение инвестиционного страхования жизни окажется гораздо меньше, чем могло бы быть при сохранении привлекательных ставок по депозитам.

– Какие виды страхования сейчас перспективны?

– Перспективно, например, агрострахование – один из немногих сегментов рынка, который будет расти в этом году благодаря увеличению субсидий. В Омской области он вырос на 76% за полгода. Регион по итогам 6 месяцев 2020 года занял 15-е место в стране по объему рынка сельхозстрахования. Аналитики «Согласия» прогнозируют прирост премии по агрострахованию на 13% по итогам 2020 года.

В 2020 году практически не будет сокращения рынка страхования жизни, потому что при снижении ставок по депозитам их владельцы переходят на альтернативные инвестиционные инструменты, в том числе полисы инвестиционного и накопительного страхования жизни.

Распространение коронавируса повысило значимость добровольного медицинского страхования (ДМС), хотя, конечно, этот вид не будет драйвером ни в 2020-м, ни в 2021 году. Тем не менее мы видим, что в Москве и в регионах пользуются спросом программы, включающие получение экстренной стационарной помощи. Востребованным является полис «Телемедицина» – это недорогой продукт, благодаря которому клиенту доступна консультация врача из любой точки мира в формате видео-, аудиочата, по телефону. Рост ДМС физлиц могут стимулировать банковские продажи (коробочные продукты к кредитам и депозитам). Если данный сегмент, как прогнозируется, будет развиваться, это благотворно скажется на росте всего рынка ДМС.

В среднесрочной перспективе сохраняется привлекательность автострахования. Россия – страна больших расстояний, и жители страны продолжат пользоваться личным транспортом. А когда у населения снова будут расти доходы, начнется восстановление автомобильного бизнеса. Мы прогнозируем, что рынок автострахования восстановится после 2022 года. Надо только дождаться этого момента, терпеливо и профессионально выполняя свою работу, чем мы и занимаемся.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 ноября 2020 года.



Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий

ВТБ снижает ставки по ипотеке

Доля программы кредитования с господдержкой в общем объеме ипотечных продаж банка составляет порядка 30%

9 апреля 13:44
0
559



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.