Все рубрики
В Омске суббота, 20 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,4409    € 99,5797

Котлован без дна: омский Музей имени М.А. Врубеля представляет выставку работ по одной из самых необычных повестей русской литературы

26 января 2021 13:46
0
2677

На создание серии у художника Сергея БАРАНОВА ушло три года. 

В Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка «Котлован». Она состоит из 18 работ на тему одноименной повести Андрея ПЛАТОНОВА. В 2020 году исполнилось 90 лет с момента ее написания.

«Котлован» – повесть необычная, как и все творчество ПЛАТОНОВА. Она посвящена событиям 1930-х годов и конкретно – коллективизации. Но тема эта, проходя через сознание главного героя, который вместо впитывания бравых лозунгов ищет смысл жизни и всего происходящего вокруг, дает грустную психоделическую картину. В произведении смешались элементы гротеска, притчи, экзистенционального романа. Это действительно бездонный котлован смыслов, подтекстов, метафор.

Неудивительно, что повесть не была опубликована в советское время и увидела свет только в 1987 году на страницах журнала «Новый мир». Это стало началом открытия «настоящего» ПЛАТОНОВА. Открытие это стало потрясением: парадоксальный, невозможный и вместе с тем предельно честный язык этого плотного, концентрированного, беспощадного текста явил читателю автора гениального, сразу ставшего в первый ряд творцов великой русской литературы.

К серии работ по «Котловану» художник Сергей БАРАНОВ, недавний омич, ныне живущий и работающий в Салехарде, шел все эти 33 года – с момента личного потрясения повестью. Можно сказать, что она определила его будущую профессию – в то время он еще работал инженером-конструктором.

– С повестью я познакомился после выхода ее в «Новом мире», – рассказывает Сергей БАРАНОВ. – Наш отдел в конструкторском бюро выписывал все толстые журналы, и мы по очереди их читали. В обеденный перерыв или порой даже в рабочее время. ПЛАТОНОВ, совершенно неизвестный мне до тех пор писатель, просто потряс «Котлованом». Это сочетание «неправильности» и благодаря этому запредельной выразительности языка совпало в то время с впечатлением от открывшегося для меня ВАН ГОГА. Что, в сущности, во многом предопределило отношение к искусству – не как к чему-то развлекательному, иллюстративному, а к сущностному, чем важно и нужно серьезно заниматься. Вот так с тех пор живу с ПЛАТОНОВЫМ. Любимых писателей несколько, но он – первый в этом ряду. Поэтому проект этот очень важен для меня. Он делался довольно долго: три года, в несколько подходов.

В своей серии художник пытается приблизиться к языку писателя. Используя нарочито нехудожественный материал (переплетный картон), дополнительно деформируя его, смешивая аппликацию и карандашный рисунок вкупе с акрилом, – он выводит работы за пределы традиционной графики, приближая ее к объекту, скульптуре – так же как текст «Котлована» нарушает пределы привычной человеческой речи. Черно-белая гамма за редким скупым вкраплением других цветов создает особое настроение парадоксальной эпохи, так неуютно проживаемой героем повести и ее автором, тонко и точно уловленное художником.

Выставка будет работать до 14 марта.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

В Музее Кондратия Белова ожили казачьи песни

Зримые образы народного фольклора созданы художником Петром КРАВЦОВЫМ

19 апреля 16:30
1
322

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.