Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Авторынок: для потребителя цены выросли значительно больше, чем на заявленные 10%, потому что раньше была скидка, а сейчас появилась наценка

16 октября 2021 10:14
0
3300

Перспектива заиметь новую машину для россиян существенно отодвинулась (полный текст). 

В пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» в конце сентября состоялась пресс-конференция на тему «Кризис авторынка: в России кончаются новые автомобили».

Российский авторынок серьезно штормит после пандемии. По заявлению экспертов с августа 2021 года по сегодняшний день продажи новых машин в стране рухнули практически по всем брендам, и причина не в снижении спроса, а в отсутствии товарных моделей у дилеров. Чтобы совершить покупку, нужно вставать в очередь. Но это не единственная проблема – многие покупатели жалуются, что за наличные машины просто не продают. Автодилеры вынуждают покупателя брать автокредиты, поэтому в 2021 году рынок автокредитов в России бьет все рекорды.

Управляющий директор бренда BMW ГК АВТОDOM Сергей ПЛЕТНЕВ предложил излишне не драматизировать:

– Рынок абсолютно живой, абсолютно нормальный. Действительно, если сравнивать с предыдущими периодами, ассортимент сузился, сроки поставок некоторых моделей увеличились, но я бы не стал говорить, что купить автомобиль сейчас невозможно. Да, нельзя сделать как год назад – просто прийти в салон и сразу купить, нужно немножко подождать. Сложности из-за отсутствия комплектующих, сокращения производства некоторых моделей. Ситуация меняется от бренда к бренду. Движение волнообразное: случается, что машины исчезают, а их запас не успевает пополняться. Покупателям бы хотелось, чтобы рынок наводнили автомобили, как это было до введения ограничительных мер, а у нас ощущение легкого дефицита помогает продавцам правильно и вовремя реализовать свой товар. С одной стороны, рынок однозначно мог бы продать больше автомобилей, но с другой, он быстрее бы наполнился, покупательская способность исчезла. Это палка о двух концах.

Что касается цен, то по замечанию спикера, они «несколько растут, как и везде»:

– На мой взгляд, основная волна повышения цен прошла во второй половине 2020 года и в первой половине 2021-го. Сейчас динамика немножко замедлилась. Цены корректируются, но это буквально 1–2%. Каких-то больших подорожаний нет, и мы их не ожидаем. Если говорить про бренды, которые представляет концерн BMW, то по сравнению с прошлым годом это повышение составило 10-15% в зависимости от моделей. До конца года цены скорректируются не более чем на 3-5%. Никакого снижения спроса мы не наблюдаем.

ПЛЕТНЕВ отметил рост количества кредитных сделок. Он связал это с политикой дилеров и желанием клиентов приобрести автомобиль сейчас, зная, что тот будет потом стоить дороже.

Основатель проекта «Автомаркетолог», экс-президент ассоциации дилеров РОАД Олег МОСЕЕВ заявил, что ситуация на российском авторынке не уникальна, дефицит принял мировой характер – по оценкам экспертов, в этом году будет недопроизведено от семи до десяти млн машин. Поэтому скачок цен закономерен. Ранее потребителей заманивали суперскидками, а игра не может вестись в одни ворота, – подчеркнул спикер. С 2013 по 2020 год дилеры находились под "жутким давлением экономических процессов, работая за копейки, либо вообще в убыток":

– Конечно, для потребителя цены выросли значительно больше, чем на заявленные 10%, потому что раньше была скидка, а сейчас появилась наценка. Насколько я вижу, реальная цена сделки выросла за год на 20-40%. Секрет Полишинеля – дилер получает вознаграждение от финансовых институтов за продажу машин в кредит, поэтому и возник рост автокредитов. Рынок сейчас находится на стороне продавца и в равновесное состояние войдет не раньше осени следующего года, если не будет иного влияния. Например, недавно в Австрии экстренно построили завод по производству автокомпонентов. Хотя недавно в Financial times была большая статья, в которой утверждалось, что Mercedes и BMW настроены даже после окончания проблем с поставками запчастей не заваливать рынок своими автомобилями. Считаю это правильным маркетинговым ходом: не должны машины премиум- и лакшери- сегмента массово выпускаться и продаваться с дисконтом, лишь бы забрали.

В американских шоу-румах, рассказал МОСЕЕВ, впрямую пишут на ценниках помимо первоначального прайса: «доплата в связи с рыночной ситуацией»:

– Средняя сверхнаценка в масс-брендах сейчас в США –,8 тысячи. Просто за «железо» плюс страховки и так далее. Доходность на финпродуктах в США, а именно продленная гарантия, которая очень активно продается, существенно выше, чем на допоборудовании. Американский дилер цинично смотрит на покупателя так: «у него есть определенное количество денег, которые он готов потратить здесь и сейчас, в том числе вложив это в кредит». Поэтому дилеру выгоднее допродать страховок, стекол, колес, антиклещ, чем комплект зимней резины, за которой клиент потом и так придет, установить сигнализацию, бронирование.

Через три-пять лет, по прогнозам спикера, разрыв между стоимостью новой машины и ценой на вторичном рынке будет максимален. Уже сейчас водители удлиняют срок владения автомобилем, поскольку тот же разрыв аномально большой:

– Если сегодня за Cadillac Escalade просят 4,5 млн рублей плюсом к рекомендованной розничной цене и люди все равно его покупают, то можно себе представить, что будет с владельцем, когда спустя три года он решит поменять автомобиль на новый… Ему придется забыть про эти 4,5 млн!

Директор аналитического агентства АВТОСТАТ Сергей ЦЕЛИКОВ прокомментировал высказывание ПЛЕТНЕВА о том, что рынок здоров:

– Я бы сказал, что рынок сильно переболел и получил долгосрочные последствия. Основное сейчас – нехватка микрочипов, проблемы производителей. Машин вроде как не хватает, но объем продаж выше, чем в доковидном 2019-м. Рост рекомендованных розничных цен, сравнивая с предыдущим годом, +16,5%. Если брать период с января по август текущего года, +10% по рынку. Средневзвешенная цена на автомобиль превысит 2 млн рублей. С учетом дополнений – 2,2-2,3 млн. В 80% случаев в автомобилях, выставленных на рынок, допы неадекватны: когда за коврики, тонировку, нанесение маркировки просят 200-300-400 тысяч рублей при себестоимости 20-30 тысяч. Это играет роль сдерживающего фактора: либо покупай так, либо никак.

По определенным брендам есть острый дефицит (Škoda, Volkswagen, Renault, Toyota), но есть и те, у которых хорошие стоки (Kia, Hyundai, Lada). Машины массового сегмента пользуются повышенным спросом, поэтому без допов купить такие машины нереально, даже «китайцев» (они занимают 8% российского рынка). А вот премиалка, со слов ЦЕЛИКОВА, держится: BMW, Audi, Mercedes можно взять со скидкой или по РРЦ. В региональных центрах цены зачастую выгоднее для клиента по сравнению с московскими салонами.

— Дилеры в шоколадной ситуации, они диктуют свои правила игры, – признал автоэксперт, радиоведущий «Нашего Радио» Андрей ЛОМАНОВ. – Есть минус: ранее они работали не только на продажи, но и на репутацию. Посмотрите, что творится у корейских дилеров – даже не говоря про допы, цены 0,5-1 млн рублей. В премиум-сегменте такого нет, но некоторые уже ведут себя не очень корректно: дистрибьютеры, насколько понимаю, сейчас не могут их контролировать. Я бы сейчас отказался от покупки автомобиля. Никакого смысла переплачивать за дополнительное оборудование нет. Деньги эти получает дилер и чувствует себя прекрасно. Вы же покупаете машину втридорога. А потом продадите ее по крайне невыгодной цене. Есть смысл подождать год-полтора, если, конечно, у вас не патовая ситуация. Если машина нужна вам прямо сейчас, то это, конечно, совсем другая история.

В следующем году стоит ждать очередного подорожания металла и новой волны роста цен на автомобили – сообщил ЛОМАНОВ. Однако он развеял сомнения коллег в том, что спустя несколько лет вторичный рынок будет испытывать голод:

– Если мы говорим про машины до пяти лет, то в дефиците они не будут, потому что сегодня подержанный автомобиль выгоднее купить за рубежом (определенные модели). Выгоду можно получить до одного миллиона рублей. Несмотря на то, что обычным путем, скажем, из Берлина в Москву их сейчас довезти нельзя, но паромы работают, зарубежные дилеры с удовольствием помогают доставить автомобиль, НДС у нас покупателю возвращается. На российском рынке такая машина (не учитывая стоимость услуг различных структур, которые будут помогать в доставке), если мы говорим о стоимости 2-2,5 млн рублей, будет стоить дешевле на 400 тысяч рублей. Учитывая, что это будет машина для европейского рынка.

ЦЕЛИКОВ заспорил с журналистом: «Почему не брать автомобиль сейчас, если ты сам говоришь, что дальше цены станут только выше? Подождать полтора года, чтобы стоимость прибавила 30%?!» Включился и МОСЕЕВ: «Это древний фейк – про то, что автомобиль для европейского рынка чем-то принципиально отличается от пророссийского. Комплектация та же, единственный плюс – более прозрачная история». А ПЛЕТНЕВ уверил, что в премиум-сегменте никто не будет предлагать дополнительное оборудование стоимостью 1 миллион рублей при себестоимости 10 тысяч, как примерно утверждали ораторы.

В целом доступность автомобиля для населения в нашей стране значительно снизилась. ЦЕЛИКОВ уточнил, что на покупку новой машины способны не более 20% россиян:

– 80% не выходит на рынок новых автомобилей никогда. И когда говорят, что доходы снизились, нужно изучать доходы и расходы именно этой верхней прослойки населения в 20%. А все остальное – это вторичный рынок либо вообще общественный транспорт. Люди и раньше не могли себе позволить новый автомобиль, и сейчас не смогут.

Ранее репортаж был полностью доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 29 сентября 2021 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.