Анна РУДЕНКО, архитектор: «Из объектов, релевантных Омску, могу назвать Музей стрит-арта в Петербурге, реализованный в 2016 году на действующем заводе слоистых пластиков»

Дата публикации: 05 ноября 2023

Хороший проект приспособления должен быть наиболее мобильным. 

В Омске состоялась дискуссия на тему «Промышленное наследие: сценарии интеграции в современную городскую ткань» в рамках программы «Городские практики» – бесплатной просветительской программы для архитекторов, дизайнеров, реставраторов, градостроителей, предпринимателей и неравнодушных горожан. На различных сессиях ведущие эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Омска рассказывали, как бережно работать с историческим наследием города. Участники просветительского интенсива выходили на исследовательские экспедиции, знакомились с методами изучения локальной идентичности и узнавали, как наполнять исторические объекты современным содержанием. Представляем читателям выступление аттестованного архитектора Минкультуры России по работе с объектами культурного наследия Анны РУДЕНКО:

— Промышленное наследие представляет собой не только архитектурные объекты, например заводы или фабрики, но и промышленное оборудование, объекты переработки энергии, ресурсов – все то, что происходило с нашей страной в индустриальный период (примерно с конца XVIII века до середины XX века). Здесь речь идет о научных достижениях, технических открытиях, инновациях, конструктивных решениях, сами же объекты могут быть не столь эстетичны – это не искусство, а исторический флер.

Ле Корбюзье в свое время в 1930 году говорил о том, что сохранять архитектурное наследие крайне важно, но это не должно препятствовать развитию города, должно интегрироваться в среду и максимально соответствовать новому времени. У него есть, скажем так, оппонент, который жил примерно на сто лет раньше, Виолле-ле-Дюк, который занимался восстановлением средневековых объектов во всей их красе, даже если этого великолепия никогда не существовало. В вопросе сохранения исторического наследия всегда была балансировка между двумя этими мнениями – восстанавливать или трансформировать. Здесь нет правых и виноватых.

У промышленных объектов очень приятная для работы типология: большепролетные конструкции, многосветные глубокие и неглубокие пространства, регулярные планировки (как правило это административные блоки), отдельно стоящие объекты малой этажности разных размеров, уникальные объекты (башни, подвалы и так далее). Это разнообразие типологии с точки зрения объемно-пространственной структуры дает нам великое многообразие функций, которые мы можем туда применить и адаптировать. Очень важно, что такие объекты имеют достаточно большой запас прочности конструкций – вряд ли мы сможем нагрузить их чем-то более тяжелым, чем промышленное оборудование. Одновременно у промышленного наследия небольшой объем декоративных элементов, предметов, которые мы обязаны охранять по законодательству.

Из объектов, релевантных Омску, могу назвать Музей стрит-арта в Петербурге, реализованный в 2016 году на действующем заводе слоистых пластиков. Одновременно с ним напротив крейсера «Аврора» частный инвестор взял в аренду комплекс водоканала и сделал там галерею искусств. Почему мы так часто говорим про пространства для креативной индустрии? Потому что это самый простой, дешевый и быстрый способ включить объект в ткань города, реальная точка для того, чтобы начать развивать объект. Для комплексного проекта приспособления требуются совершенно другие средства и совершенно другой объем научно-проектной документации, экспертизы и так далее.

Есть и другие варианты. Бывшие склады на Сенной площади за счет инвестора были трансформированы под офисы. Архитекторы «Студии 44» в 2022 году разработали проект обновленного квартала Сета Солберга. Это промышленный район в самом центре Выборга, снос которого администрация города остановила в 2013 году. Был сформирован государственный заказ на восстановление объекта и приспособление его под театр. Проект уже прошел экспертизу и будет реализовываться. На ТЭЦ «Красное знамя» в Санкт-Петербурге тренировались многие архитектурные бюро были предложения по фудмаркету, организации театра и филармонии, офисного пространства. Все они так или иначе имеют место, потому что типология позволяет приспосабливаться совершенно по-разному.

Самый же необычный и классный проект, как мне кажется, это ТЭЦ на реке Великой (Псков), где застройщик взял себе территорию, на которой находились ТЭЦ и крепостные сооружения. Совместно с архитекторами опять же «Студии 44», девелопер включил эти объекты культурного наследия в жилой комплекс. ТЭЦ было приспособлено под жилье: центральное атриумное пространство это большой вестибюль, а по периметру с учетом инсоляции, всех требований охраны объектов культурного наследия, были размещены квартиры и апартаменты. Проект находится в стадии реализации.

Работа с историческим наследием всегда проходит под тезисом «Сохранить нельзя приспособить». Мы всегда вынуждены в том или ином месте поставить запятую. Говоря о промышленном наследии, запятую ставят не архитекторы – с ним они могут работать успешно, это благодатная почва, на которой можно разгуляться. Запятую ставят девелоперы и городская администрация, те люди, которые, в общем-то, принимают фундаментальные решения.

Только важно учитывать, что сейчас настолько быстро меняется экономика, настолько быстро меняются интересы, что хороший проект приспособления для подобных территорий должен быть наиболее мобильным: сегодня это может быть креативный кластер, завтра офисы, послезавтра, допустим, жилье, что угодно. Для этого само пространство должно быть гибким, трансформируемым, некапитальным, не включать в себя, например, устройство новых перекрытий, лестниц, лифтов и так далее. То есть иметь принцип обратимости: поставили стенку, но всегда можем ее убрать. Это важно не только с точки зрения экономики, это в том числе позволяет нам сохранять объекты.

Фото © Максим КАРМАЕВ

Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 сентября 2023 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/185633