3 декабря Лицейский драматический театр представил премьеру спектакля «Вдох-выдох».

Дата публикации: 04 декабря 2017

«Драматическая комедия для взрослых и их взрослеющих детей» — так определяет жанр постановки режиссёр Евгений БАБАШ. 

Пьеса Юлии ТУПИКИНОЙ «Вдох-выдох» в 2016 году вошла в тройку победителей конкурса драматических произведений «Кульминация», организованного Фондом развития современного искусства, Союзом театральных деятелей РФ, Медиахолдингом «Эксперт» и благотворительным фондом «Стремление» и объединившего все крупные регулярные конкурсы драматургии.

Суть пьесы — история о самом трудном испытании, через которое проходит каждый человек на этапе взросления — об испытании его достоинства.

Действие происходит в маленьком курортном городке на берегу Чёрного моря. Главная героиня, четырнадцатилетняя Маша (Маша ВЬЮШИНА) — девушка неординарная, «неформат» в общей массе одноклассников: увлечена, например, интеллектуальной компьютерной игрой и всерьёз интересуется проблемами экологии, защиты животных. В то время как её одноклассница Лиза (Кристина ОРЛОВА) ведёт видеоблог об искусстве макияжа и прочих девичьих секретах, машина голова занята другим: «У нас в классе все смотрят телевизор, а потом это всё обсуждают. Они говорят «крема» вместо «кремы». И ещё «ложить», «ихние». Я им предложила: давайте спасать дюны. Дюны же сносят, песок на стройку увозят. Но они не хотят. Они ничего не хотят...»

А между тем проблемы, с которыми сталкивается необычная девочка Маша, обычны для подростков: это острое чувство одиночества, которое не с кем разделить — подруга Лиза легко предала, учинив жестокую травлю, с матерью нет взаимопонимания. Зато есть невротическая реакция на всё это и единственное спасение — дышать, как доктор прописал: «Вдох — выдох. Вдох — выдох. Вдох — выдох». А ещё и первая любовь приключилась,  осложнённая тем, что это любовь к учителю. И страстная мечта уехать, вырваться из этого удушающего пространства. Уехать куда-то туда, где живут ДРУГИЕ люди, хоть мать и говорит ей, что«люди везде одинаковые». 

В тексте пьесы есть прямая отсылка к повести Владимира Железникова «Чучело» — об этой повести упоминает мать Маши в разговоре с учителем (Евгений ТРУБКИН). Упоминает в связи с травлей дочери, устроенной её одноклассниками.

Интересен и ещё один персонаж — сын чиновника Рома Синенко (Миша ИВАНОВ), одноклассник. В первой четверти он дружил с Машей, а в третьей — сломал ей два ребра, избивая её ногами на школьном вечере 8 марта. Если ребёнок проявляет жестокость — это всегда следствие того, что не всё ладно в его семейных отношениях. В данном случае, у Ромы — жёсткий отец. В таких отношениях напряжение нарастает, как в сжатой пружине, а ответить отцу на его прессинг подросток не может — происходит замещение объекта более слабым и беззащитным. На этом выбранном объекте и вымещает подросток всю силу своего гнева.

Вопросы, которые автор затрагивает в пьесе — вечные: проблема становления личности, её нравственности, духовности. В этой же цепочке — и проблема подростковой жестокости. Проблема отцов и детей в нынешних реалиях ускорения цивилизационных процессов ничем не отличается от той, что существовала и сто, и двести лет назад. Разве что современным родителям нужно учитывать, что в современном социуме для того, чтобы быть успешным, человеку нужно уметь гибко реагировать на перемены в столь быстро меняющемся мире. И здесь нас в пьесе ждёт неожиданность: мать Маши — Екатерина (чью роль блистательно играет Наталья ВИТАШЕВСКАЯ) объясняет дочери, откуда взялись деньги на отъезд из города: «Я копила несколько лет. А потом мама Ромы Синенко подарила нам большую сумму. Хорошая женщина».

...И здесь зритель уже сам вспомнит повесть Железникова: ведь ситуации похожи, но невозможно даже предположить, что Бессольцевы из «Чучела» могли бы взять деньги.

О чём подумает взрослый зритель? -«О времена! О нравы!» 

О чём подумает зритель юный? Бог весть...

А Маша и Екатерина,  продолжая диалог, говорят о том, что«мир огромный и асимметричный:

— Молекула из живого организма асимметрична... Живая молекула — неправильная. Это Луи Пастер ещё доказал...
— Шостакович – это тоже неправильная музыка». 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/96166