Все рубрики
В Омске воскресенье, 27 Мая
В Омске:
+1
Пробки: 1 балл
Курсы ЦБ: $ 61,6659    € 72,1183

Александр ЖИГАДЛО, СибАДИ: «Одно из последних направлений работы вуза – обследование мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в Омске»

20 января 2018 14:27
0
1198

На традиционных «кухонных посиделках» в редакции газеты «Коммерческие вести» побывал ректор Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета Александр ЖИГАДЛО и за чашкой чая рассказал коллективу «КВ», какие кадровые перестановки произошли в СибАДИ, с какими предприятиями сотрудничает вуз и кто вошел в Попечительский совет вуза. А также предложил, как можно избавиться от пробок на омских дорогах. Отдельные моменты этой более двухчасовой беседы предлагаем вниманию читателей.

– Александр Петрович, почему название СибАДИ осталось, если вы стали университетом?

– Мы оставили эту аббревиатуру и когда переименовывались в академию. Наша сила в истории, которая начинается с 1930 года. И название, которое было, Сибирский имени Трудового Красного Знамени автомобильно-дорожный институт – наша основа. Мы гордимся историей вуза, разместили у нас на сайте орден, знамя нашли, скоро поставим его в фойе. Как бы ни менялся статус вуза, СибАДИ – это бренд, его знают по всей стране.

– А где находилось знамя, что его пришлось разыскивать?

– Знамя нам вручили за достижения в деле подготовки инженерных кадров в 1980 году. В перестроечные годы оно исчезало, но в 2005 году мы его восстановили. Это было при ректоре Викторе Александровиче САЛЬНИКОВЕ. Сейчас знамя находится в музее. Хотим поместить его под стекло в фойе главного корпуса, чтобы студенты видели, что поступили в достойный вуз.

– А имя Куйбышева из названия вуза ушло совсем?

– Когда переходили в статус университета, этот момент тогда так до конца и не обсудили, но в будущем, возможно, вернемся к этому вопросу.

– Многие вузы жалуются на возрастные преподавательские кадры, у вас же много молодежи. Эта ситуация сложилась эволюционным или революционным путем?

– Когда в статусе ректора я давал первое интервью вашей газете, то говорил, что пойдем эволюционным путем. Одной из наших задач является омоложение руководящих кадров. Мы рекомендуем на факультетах заботиться о кадровом резерве, чтобы заведующие передавали свой опыт, плавно вводили в процесс молодых. Наиболее передовым в этом плане у нас является факультет «Автомобильные дороги и мосты». Профессор СМИРНОВ, когда ему только исполнилось 70 лет, подготовил себе замену. И на кафедрах строительства дорог, проектирования дорог, экономики и управления дорожным хозяйством профессора в уважаемом возрасте плавно передают руководство молодым доцентам. Мы приветствуем эти процессы, но категорично такой цели такой не ставим.

– Как изменился кадровый состав ректората после вашего прихода?

– Проректоры все сменились. Было много ставок помощников и советников, сейчас осталась одна ставка, а количество проректоров увеличилось до пяти. Я считаю, что это оправданно. Мы выделили внеучебную работу, т. е. воспитательную и социальную. И на информационные технологии, которые сегодня активно развиваются, добавили проректора. Деканы в основном остались все, кто работал. За исключением факультета информационных систем в управлении и нефтегазовой и строительной техники. Каждый проректор курирует не только свое направление, но и факультет. Реорганизовали организационно-штатную структуру, например, появилось управление правового и кадрового обеспечения. А с 1 ноября появилось новое управление по инновациям, маркетингу и стратегическому развитию, которое занимается разработкой программ развития и их продвижением. Да, изменился ректорат, но все произошло на деловом уровне и с учетом профессиональных качеств. У всех, кто работал с предыдущим ректором, была возможность проявить себя. Но не все проявили, поэтому ротация идет.

– Каково соотношение молодых преподавателей в вузе?

– Самая большая проблема – закрепление талантливой молодежи в вузе. Хотя мы готовим аспирантов по пяти научным специальностям, соотношение молодых преподавателей с ученой степенью – менее 30%. В последние годы количество бюджетных мест в аспирантуру сократилось.

– Чувствуете ли вы тенденцию отъезда выпускников из региона?

– По оценкам 2016 года, 80 процентов наших выпускников в течение трех лет устраиваются на работу. В регионе остались 42 процента, т. е. половина. Наверное, это мало, но наши выпускники всегда разъезжались по стране. Мы готовили и готовим мостовиков, дорожников и автомобилистов для всей России. Не всем находится работа в Омской области, поэтому они уезжают на Тюменский Север и в другие регионы. Наша задача – подготовка научных и высококвалифицированных кадровых ресурсов для модернизации автотранспортных и строительных комплексов всей России.

– Много у вас студентов из других регионов?

– Сейчас не так много, как хотелось бы. В крупных городах открылись похожие специальности. Зачем уезжать в другой регион, когда есть альтернатива в своем? Но тем не менее большой процент абитуриентов приезжает из соседних регионов – Новосибирской, Курганской, Тюменской областей, Алтайского края, из Казахстана почти 9 процентов студентов учится. Но такого широкого охвата, как раньше, безусловно, нет.

Ситуация с «Мостовиком» как-то повлияла на вуз?

– Конечно, это потеря для вуза в плане предприятия-партнера, практики, трудоустройства. Это был наш основной заказчик, особенно для обучающихся по специальности «Мосты и тоннели». Но с его уходом стройки не остановились, появились новые партнеры, например, такие, как АО «Мостострой-11» (Тюмень). Они подхватили инициативу: взяли на себя обучение части студентов, которая обучалась по договорам «Мостовика». Руководит компанией наш выпускник Николай Александрович РУССУ. В начале этого года мы провели «День мостовика» в университете, где Николаю Александровичу в торжественной обстановке вручили диплом почетного профессора университета. Ему, кстати, в 1980 году, как выпускнику, доверили нести знамя вуза. Сейчас он вошел в состав попечительского совета. За счет предприятия в настоящее время обучается 35 студентов, им дают стипендии, оплачивают проживание в общежитии, кроме того, выделены деньги на оснащение компьютерного класса.

– Где они будут работать после выпуска?

– В компании «Мостострой-11». В этом году первый выпуск, предварительная публичная защита пройдет на предприятии в Тюмени, а здесь в университете – основная. Мы уже подписали новое соглашение на следующий год на целевой набор студентов, по которому 20 человек пройдут обучение в вузе. Для нас это значимо.

– Кто сейчас возглавляет факультет «Мосты и тоннели»? Раньше была супруга Олега Владимировича, а теперь?

– Молодой декан Максим Сергеевич ПЕРФИЛЬЕВ. Он практик, раньше работал в «Мостовике», занимался проектированием. Это хорошая тенденция, когда возглавляют коллектив люди с опытом производственной, практической работы. А Тамара Андреевна ШИШОВА сейчас исполняет обязанности заведующего кафедрой «Мосты и тоннели», в состав которой в этом году вошла кафедра строительной механики и кафедра инженерной геологии, оснований и фундаментов.

– А чтобы работать без приставки «и.о.», нужен конкурс?

– Да, должность предполагает конкурс и избрание.

– А Олега Владимировича не приглашали читать лекции, делиться опытом?

– Нет, не приглашали. Для того чтобы быть преподавателем, необходимо пройти конкурсный отбор и предварительно представить пакет документов, включающий соответствующие справки, в том числе об отсутствии судимости.

– У вас вообще не могут работать люди с судимостью? В прошлом году много говорили об Олеге ХИЛЬКО.

– Да, мы разбирались с этим вопросом, в начале года поступало большое количество жалоб в различные инстанции, и мы догадываемся от кого. Было разбирательство и по Олегу ХИЛЬКО в том числе. Была поднята нормативная база, нарушений трудового законодательства не выявлено. Сейчас легко можно подать жалобу: создается электронный адрес на любую фамилию, письмо отправляется в электронную приемную любой инстанции, начинается проверка. Люди, чьи имена были использованы в создании электронных адресов, – наши уважаемые профессора, которые, узнав об этом, были удивлены и возмущены до предела. За прошедший год мы пережили порядка девяти таких проверок.

– Есть информация, что в Омске создается новое предприятие, которое будет заниматься строительством моста на Сахалин, и Олег Владимирович ШИШОВ обещает, что через год там будет работать несколько тысяч человек. Имеет смысл с ним пообщаться.

– Сам я встречи с ним не инициирую, но мы за любое хорошее дело. Планы у Олега Владимировича всегда амбициозные. Нам не важно, кто будет строить этот мост и когда, но подготовка кадров, квалифицированных специалистов для строительства таких важных объектов – это наша тема.

– Как вы относитесь к делу КИРНИЧНОГО?

– Как к любому, которое не делает нам чести. Суд все решит, но, безусловно, то, что процесс идет, не поднимает наш имидж. Мы заявили гражданский иск о возмещении ущерба, я, как ректор, должен был это сделать, потому что речь идет о растрате. У меня нет никаких личных претензий. Если суд докажет, что это была растрата, то, естественно, эти средства вернутся в бюджет.

– У вас при вузе есть средняя школа № 149. Какую роль она играет?

– Да, мы ее называем школой на двух берегах. Недавно отметили ее 25-летие. Сам я оканчивал сельскую школу, а вот моя младшая дочь училась в 149-й. Наблюдая за ней, я видел, как с возрастом у нее растет интерес к учебе, появляется увлеченность. Не зря у нас большой конкурс в эту школу. Многие ее выпускники работают сейчас в вузе.

В сентябре мы вместе со школой запустили образовательный социальный проект «Малый университет «Формула СибАДИ». Уже сформировали группы. Дети приходят к нам на дополнительные занятия на факультеты, которые мы создали по тому же принципу, что и учебные: «Автомобилист», «Нефтяник», «Строитель» и др.

– Как вы учите студентов дорожному строительству, если они приезжают в вуз по дорогам, которые выглядят, как будто им 100 лет?

– Мне, бывает, даже в Москве задают вопрос: «У вас в Омске есть автодорожный вуз, а почему тогда такие дороги?» Да, какая-то связь есть, вы правы. Но наша основная работа – это подготовка кадров. А строительство дорог зависит в первую очередь от финансирования, которое выделяется. Сегодня количество объектов строительства и ремонта мало зависит от вуза. Мы готовим кадры, я считаю, неплохие, участвуем в программах, например, «Безопасные и качественные дороги». Создали центр мониторинга состояния уличной дорожной сети, выделили людей, помещение, чтобы можно было принимать жалобы от населения, анализировать и передавать в профильные подразделения города и области. В конце марта планируем провести с приглашением общественности семинар-совещание по промежуточным результатам реализации этой федеральной программы.

Мы были бы рады, если бы нас больше привлекали к вопросам создания программ сохранения и развития дорожной сети региона. Сегодня стоит задача, чтобы наши сотрудники активно участвовали в общественных советах. Я сам состою во многих общественных советах, созданных при органах региональной и муниципальной власти.

– С какими еще организациями региона вы сотрудничаете?

– Качественного специалиста с хорошим знанием практических вопросов и с компетенциями можно подготовить только совместно с предприятиями. Для этого мы создаем базовые кафедры, где степень интеграции с предприятиями возрастает. В этом году мы открыли три таких: автомехаников и механиков дорожных машин готовим с автокомплексом «Реактор», айтишников с «Сатори Консалтинг». Вот 1 декабря отмечали 87 лет вуза, состоялось открытие базовой кафедры в нашей передовой организации дорожного строительства ООО «Стройсервис». Это будет база для подготовки специалистов не только для «Стройсервиса», но и для других дорожных организаций. С целью дальнейшей интеграции с отраслью и предприятиями создали Попечительский совет.

– Кто вошел в Попечительский совет?

– Представители Государственной думы, Министерства транспорта Российской Федерации, Правительства Омской области, мэрии, предприятий, наши выдающиеся выпускники. Возглавил Попечительский совет Виктор Филиппович ШРЕЙДЕР, в состав вошли депутат Госдумы, заместитель председателя Олег Николаевич СМОЛИН, от правительства региона – Сергей Петрович ФРОЛОВ, город представляет директор департамента транспорта МАРТЫНЕНКО, заместителем председателя стал наш выпускник, замминистра строительства Дмитрий ХРИСТОЛЮБОВ. Всего в попечительском совете почти 30 человек. Федеральное дорожное агентство представлено заместителем руководителя Игорем Георгиевичем АСТАХОВЫМ, руководителями Федеральных управлений автомобильных дорог, Алексеем Вилориковичем БОРИСОВЫМ и Николаем Ивановичем АНДРЕЕВЫМ. ГК «Автодор» представляет заместитель руководителя Игорь Юрьевич ЗУБАРЕВ. Надеюсь, что члены совета будут содействовать развитию университета. Кстати, вошли представители государственной компании «Автодор» на уровне заместителя руководителя, федеральное дорожное агентство.

– В Москве профессор Михаил БЛИНКИН считается гуру по организации дорожного движения, а у нас не слышно голоса научных работников. Им это не интересно или они не хотят конфликтовать с властью?

– Я с вами согласен, должно быть мнение специалистов. Могу сказать, что нашим сотрудникам запрещено было напрямую общаться в первую очередь с прессой, представителями областных и городских органов власти и тем более с Москвой.

– Кем запрещено?

– Бывшим руководителем вуза. А если разрешалось, то было оговорено, что и как говорить.

– А при вас как?

– Если вы вуз представляете, то должна выражаться позиция не ваша личная, а вуза. Значит, ее нужно обсудить. Не со мной, а в коллективе, ведь мнение других специалистов может отличаться.

– БЛИНКИН не советуется с ученым советом.

– Чтобы говорить, как профессор БЛИНКИН, нужно быть признанным лидером, авторитетным специалистом российского уровня. Не хотите советоваться – говорите, что это ваша личная позиция.

Две недели назад я лично познакомился с Михаилом Яковлевичем БЛИНКИНЫМ. И это неспроста, я искал с ним встречи. Мы подготовили техническое задание, основанное и на его методиках, – комплексная программа развития транспортной инфраструктуры региона, которая включает и транспортное обслуживание населения, и организацию движения.

Кроме того, одно из последних направлений работы – обследование мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. В этом году мы впервые выиграли аукцион департамента транспорта и подготовили проекты по организации дорожного движения на 21 улице города Омска протяженностью более 40 км.

– Вы участвовали в тендере на выполнение работ по совершенствованию маршрутной сети пассажирского транспорта Омска, но победила питерская компания…

– Выиграли они. Мы же не знаем, кто и сколько сбросит. Мы предложили хорошее снижение (нам нужна была эта работа) – 21 процент. Но они сбросили 25 процентов. Тем не менее, участие мы по предложению представителей этого университета приняли. К формированию результатов нас, естественно, не допускали. Мы выполнили задание, сдали отчет, получили небольшую копейку, которая пошла на оплату кураторам и подарки студентам, которые приняли участие в обследовании пассажиропотока.

– Как можно решить проблему пробок на наших дорогах?

– Ее нужно решать комплексно. Мы такую программу предложили в части развития и содержания дорожной сети. Наши предложения есть и у губернатора, и в мэрии. Речь идет о комплексном решении для городской агломерации, а не только одного участка. Вариантов много, начиная от выделенных полос для общественного транспорта, разработки проектов организации дорожного движения. Центры притяжения людей со временем меняются, и транспортную сеть, конечно, нужно выстраивать, в том числе и по видам транспорта, и по подвижному составу.

Есть у нас предложения по использованию объектов омского метрополитена для запуска трамвая – не скоростного, а легкорельсового (ЛРТ). Мы рассматриваем варианты со строительством линии ЛРТ от поселка Солнечного до станции «Библиотека им. Пушкина». Линия будет включать наземный и подземный участки, в шаговой доступности окажется новый пассажирский транспорт приблизительно для 200 тысяч жителей. Чтобы замкнуть городское кольцо рельсового транспорта, есть вариант восстановить участок трамвайной линии от проспекта Комарова до проспекта академика Королева, но есть и иные варианты решений и их необходимо серьезно прорабатывать.

– А ликвидация трамвая происходила с участием СибАДИ?

– Нас привлекают, к сожалению, только когда есть отрицательные результаты решений. Приглашают нашего профессора и задают вопрос: куда вы смотрели? Наша позиция: нужно активнее сотрудничать с местной властью и до такой степени интегрироваться, чтобы они нас привлекали еще на стадии подготовки принятия решения.

– Какие предложения вы представили мэру?

– Я был на рабочем совещании по метро, мы выезжали на объекты. Когда спрашивали, что наука думает, я нашу позицию излагал, предоставил презентацию с нашими предложениями. Она (Оксана ФАДИНА) посмотрела, заинтересовалась.

– Вы вошли в состав межведомственной комиссии по метро?

– По окончании встречи губернатор при мне дал поручение включить нас в состав комиссии. Надеюсь, что так и произойдет.

– Как продвигаются дела со строительством федерального центра, где будут обучать водителей-инвалидов?

– Он будет готовить специалистов, занимающихся обучением водителей, в том числе с ограниченными возможностями, которые будут приезжать к нам из всего СФО. Надеюсь, к 1 сентября мы пригласим вас на открытие центра. В ноябре 2016 года мы подписали контракт с подрядчиком, забили первую сваю. Учредитель пошел нам навстречу – перенес срок ввода и остатки финансирования на 2018 год. Мы уже приобрели все оборудование и транспортные средства: два автобуса, один грузовик, шесть легковых автомобилей, три мотоцикла, два квадроцикла, три мопеда. Объем финансирования – 147 млн рублей: стройка – 96 млн рублей, 8,5 млн. рублей – проектирование, 36 млн. рублей – приобретение оборудования.

– Вы что-то строите и в Амурском поселке?

– Это еще один наш крупный проект. Его назначение – формирование компетенций безопасности у детей с 4 до 18 лет. Я рассчитываю, что до конца года его утвердят. Там 183 млн. рублей инвестиций – будет и учебный корпус, и крытый детский автодром, и картинг-трасса и т.д. Площадь застройки – почти 2 тыс. кв. м, площадь корпуса вместе с автодромом – 1,6 тыс. кв. м.

– Каков бюджет вуза, если не секрет?

– Секретов от вас нет: в районе 600 млн. рублей, из них около 60 процентов составляет федеральное финансирование. В вузе сейчас работает 870 сотрудников. Количество сократилось почти на 200 человек, но это в основном учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал. Студентов порядка 6700 вместе с заочной формой. Они составляют пропорцию примерно 50 на 50. В этом году мы набрали на 8,8 процента больше, чем в прошлом. И в магистратуру, и на заочную форму обучения, и на внебюджет. Третья часть у нас – внебюджетные студенты.

– У вас необычная фамилия. Знаете, откуда ваши корни?

– Фамилия досталась от отца, там корни скорее польско-литовские. А по матери – украинско-белорусские. Переселялись из Кировоградской, Гомельской областей в конце 19 века в Горьковский район, где, собственно, моя родина. Я считаю, что у нас самый лучший регион в России, и думаю, никакие обстоятельства не заставят меня его покинуть. Я здесь родился и не представляю себя в другом регионе.

Ранее с полным тестом интервью можно было ознакомиться только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 декабря 2017 года

Loading...






Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.