Андрей БЕССОНОВ, и.о. директора Омского ЦСМ: «Вторичный эталон плотности жидкости за Уралом есть только у нас»

Дата публикации: 11 марта 2018

ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» (Омский ЦСМ) в этом году исполняется 95 лет. В декабре прошлого года в организации сменился руководитель. Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с исполняющим обязанности директора Омского ЦСМ Андреем БЕССОНОВЫМ и расспросила его о планах организации и ее текущей деятельности.

– Андрей Валерьевич, что сегодня представляет собой Омский ЦСМ?

– Омский ЦСМ был и всегда будет в центре метрологической жизни нашего региона. Качество продукции, которую выпускают предприятия, тесно связано с четким соблюдением стандартов, поэтому ЦСМ на постоянной основе сотрудничает практически со всеми предприятиями региона в области стандартизации и обеспечения единства измерений. Защита граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений является одной из главных целей центра. Измерения окружают нас в течение всей жизни, во всех сферах.

– Какие задачи Росстандарт, в системе которого вы работаете, ставит перед вами?

– Каждый год в конце января мы получаем госзадание. Оно вполне предсказуемо. Мы работаем в рамках 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», где указано, что часть оборудования в сферах государственного регулирования поверяется государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний. Есть постановление правительства № 250, оно устанавливает перечень средств измерений, поверку которых осуществляют только такие государственные центры, как мы. Соответственно, все средства измерений, которые поверяются в рамках этого перечня, считаются нашим госзаданием.

– Его объемы увеличиваются?

– Да, в этом году добавлены еще некоторые позиции средств измерений, в том числе теплосчетчики, счетчики газа. Федеральным законом определены сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, например, здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, таможенные операции. В этих сферах к средствам измерения предъявляются строгие требования – они должны быть утвержденного типа и регулярно поверяться. Слово «поверка» происходит от слова «верить». Показаниям приборов, которые мы поверяем, можно верить. Это важно для людей. Например, в тепловых счетчиках при измерениях температуры осуществляется расчет тепловой энергии, и если термометр показывает неправильно, то люди платят больше.

– Какие новшества введены в Омском ЦСМ за истекший год?

– В прошлом году мы, например, получили новую компетенцию – аттестат аккредитации на право аттестации методик (методов) измерений и метрологической экспертизы документации. Мы этим раньше никогда не занимались. Все дело в том, что нормативная и техническая документация, которая применяется для исполнения 102-ФЗ, должна проходить процедуру метрологической экспертизы. Например, чтобы ввести в эксплуатацию узел учета нефти, на него должна быть разработана и аттестована методика выполнения измерений – документ, описывающий всю процедуру, связанную с измерением количества продукта. Кроме того, мы оказываем предприятиям, которые выполняют гособоронзаказ, такую услугу, как аттестация испытательного оборудования, применяемого при оценке соответствия оборонной продукции. Работаем практически со всеми предприятиями омской оборонки и за пределами региона.

– Появились ли в Омском ЦСМ в последнее время новые измерительные приборы, эталоны?

– В конце каждого года у нас разрабатывается план оснащения новой техникой на следующий период. По большей части идет замена старых и морально устаревших эталонов и средств измерений. И конечно, приобретаются новые, чтобы расширять деятельность организации. Например, в 2017 году в работу внедрено около 70 единиц оборудования на сумму более 30 млн. рублей. Мы приобрели гири номиналом в две тонны каждая – для поверки автомобильных весов. Перевозит их специальный автомобиль, с помощью которого и проводится эта поверка.

У нас появилась новая силовоспроизводящая машина, на ней поверяются динамометры, крановые весы. Старой было уже более 50 лет, она и морально, и физически устарела. Также на замену старого, приобрели современный цифровой микроскоп для поверки малых мер длины.

Есть даже идея организовать в ЦСМ музей раритетных эталонов и средств измерений. Столетних у нас нет, а вот 40-50-летних много. Их можно будет установить в прозрачных витринах, там же представить документы, касающиеся работы Центра. Может быть, к нашему 100-летию реализуем этот проект.

– Производители средств измерений, которые вы приобретаете, это отечественные или зарубежные компании?

– К сожалению, чаще всего приборы у нас импортного производства. Отечественного оборудования не так много, особенно там, где дело касается радио- и электротехники. И дело не в том, что мы не хотим покупать отечественные, их просто нет. Стоимость одного эталона может достигать нескольких миллионов рублей.

– Центр в здании на 24-й Северной находится с 1970 года. С тех пор наверняка у вас увеличилось число эталонов. Всем хватает места?

– У нас уже давно назрела необходимость расширения площадей. Лет восемь назад мы перестроили гараж, который находился на нашей территории. Сейчас в этом двухэтажном корпусе расположены лаборатории. Думали, что площадей хватит надолго, но прошло восемь лет, и снова ощущаем их недостаток. Проблема такая стоит, будем пытаться ее решать.

– Каким образом?

– Есть некоторые планы. Можно купить новое помещение и разместить часть лабораторий там. Но для нас удобнее, когда все отделы находятся в одном месте. Еще вариант: за забором территория муниципальной бани, часть которой практически не используется. Мы уже несколько лет с видимой завистью смотрим в их сторону (смеется), пытаемся купить. Но процесс этот не такой быстрый, как бы нам хотелось. Если удастся получить часть их земельного участка, возможно, на нем получится построить новое здание либо перестроить имеющееся – у них там находится старый гараж с деревянным верхом.

– Омский ЦСМ работает только на территории Омской области?

– Да, у нас в уставе определено, что мы работаем в нашем регионе, в других есть свои центры. Но иногородним компаниям никто не запрещает обращаться к нам. Часто приходят средства измерений из Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска. Мы можем поверять то, что нам присылают, если это входит в нашу компетенцию.

– К вам обращаются из других регионов потому, что менеджеры постарались, или из-за того, что в ЦСМ есть уникальные приборы?

– И первое, и второе. У нас действительно есть достаточно уникальное оборудование, например, вторичный эталон плотности жидкости, которого за Уралом больше ни у кого нет. На нем мы проводим поверку средств измерений плотности жидкости – плотномеров и ареометров. С их помощью определяют крепость водно-спиртовых растворов, плотность нефтепродуктов, электролита, соответственно, используются данные средства измерений на ликеро-водочных заводах, в нефтяной промышленности.

Также мы имеем эталон первого разряда для средств бесконтактного измерения температуры – пирометров и тепловизоров. Они применяются на предприятиях, проводящих энергоаудит, оказывающих услуги по определению утечек тепла. Несколько лет назад, когда у нас была вспышка свиного гриппа, выходя из самолета, видел девушку с пирометром, которая у каждого выходящего из самолета пассажира бесконтактно измеряла температуру. Кроме того, эти приборы используют в машиностроении, нефтехимии и других отраслях.

– Первая поверочная палата появилась в Омске в 1924 году. У вашей организации длинная история. Есть планы на перспективу?

– У нас официально считается, что организация появилась в конце 1923 года, поэтому уже в этом году нам исполнится 95 лет. Что касается планов: к нам пару лет назад вернулась такая деятельность, как сертификация продукции. В начале 2000-х годов мы назывались Центр стандартизации, метрологии и сертификации, потом сертификацию запретили. Сейчас разрешили – из-за того что появилось много организаций, которые выдают липовые сертификаты, грубо говоря, торгуют ими, а качество продукции от этого страдает. Мы в 2015 году аккредитовали орган по сертификации и сейчас развиваем это направление. В данный момент можем сертифицировать в том числе электрическую энергию, мебель и упаковку.

– Вы упомянули о недобросовестных конкурентах. Часто приходится сталкиваться с ними или последствиями их деятельности?

– В сфере поверки счетчиков воды работает очень много компаний, причем многие аккредитованы в других городах. Часть из них рассылает жителям письма примерно такого содержания: «У вас заканчивается поверка. Если вы через две недели ее не проведете, будете платить по среднему тарифу». Некоторые пугаются и соглашаются пригласить к себе специалиста по телефону, указанному в объявлении. Но фактически это обман.

– Андрей Валерьевич, расскажите о себе.

– Родился и вырос в Омске. Окончил ОмГТУ, отслужил в армии и пошел работать в АО НПП «Эталон». Через пять лет перешел на должность инженера по метрологии в Омский ЦСМ. Четыре года назад назначен заместителем директора по метрологии, а 9 декабря 2017 года – исполняющим обязанности директора организации.

Я никогда долго за пределами Омска не жил. И желания такого нет. Мои однокурсники осели в Подмосковье, когда у них бываю, особой охоты перебраться поближе к столице, в Европу, не чувствую. Путешествовать люблю только в рамках отпуска. В свободное время играю в волейбол. Чисто для себя, чтобы поддерживать форму.

Ранее интервью полностью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 февраля 2018 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/98105