Все рубрики
В Омске суббота, 25 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 64,6106    € 72,3186

«Дай бог любви, чтоб ты свой век питомцем нежным Эпикура провел меж Вакха и Амура!»

21 мая 2018 12:37
0
1138

В Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля открылась выставка «Поощряйте искусства...» из собрания государственного канцлера Александра Михайловича Горчакова. 

Название выставке дали слова Горчакова «Поощряйте искусства, это самый благородный способ тратить свои деньги...». Выбор темы выставки не случаен — 15 июня 2018 года исполняется 220 лет со дня рождения светлейшего князя А. М. Горчакова (1798–1883). Он вошел в историю государства Российского как гениальный дипломат и выдающийся государственный деятель, последний канцлер Российской империи.

Открывая выставку, директор музея Фарида БУРЕЕВА подчеркнула:

— Сегодня мы представляем вашему вниманию очень интересный выставочный проект, который имеет такое поэтическое название — «Поощряйте искусства...». Здесь, на этой выставке представлены произведения, котрые входили в собрание канцлера Горчакова. Волею судеб оказались эти произведения в нашем музее. Но выставка рассказывает не только о коллекции канцлера, но ещё и приоткрывает некоторые моменты его жизни, его биографии. Это кажется парадоксальным, но Горчаковы, (в том числе Александр Михайлович Горчаков) имеют прямое отношение к Омску. Если обратиться к истории нашего края, то мы вспомним, что воеводами в городе Тара были представители рода Горчаковых, правда, эта ветвь угасла. С 1836 по 1851 год пост генерал-губернатора Западной Сибири занимал Петр Дмитриевич Горчаков (1789-1868), представитель того же рода Горчаковых. Именно Петр Дмитриевич перевел свою резиденцию из Тобольска в Омск — это событие имело важное, судьбоносное, значение для развития города. 

Выставка «Поощряйте искусства...» является данью памяти людям, чья жизнь и деятельность оказались связаны с историей Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Некоторые картины экспонируются впервые, а ряд экспонатов стал визитной карточкой музея и уже хорошо знаком омским зрителям. Экспозиция размещается в одном из залов корпуса генерал-губернаторского дворца. Выставка при всей её камерности удивительно ёмкая — она включает в себя несколько тематических блоков. Тематические разделы плотно взаимосвязаны логикой повествования — выставка цельная — искушенный зритель, безусловно, отметит профессионализм автора проекта (куратора выставки) и эстетику подачи материала.

Куратор выставки, старший научный сотрудник, хранитель коллекции западно-европейской живописи Елена РЕУТОВА, взяв слово, прежде всего поблагодарила все службы музея, имеющие отношение к подготовке экспозиции, особо отметив работу реставраторов и существенную помощь научных сотрудников музея Галины СЕВОСТЬЯНОВОЙ и Игоря ГЛАЗОВА, и пояснила:

— Выставка небольшая, но за ней стоит большой труд. Это труд нескольких поколений музейных сотрудников. Александр Михайлович Горчаков занимался коллекционированием произведений искусства. С 1832 по 1859 годы во время дипломатической службы в Европе он создавал свою ставшую знаменитой на весь мир картинную галерею. Александр Михайлович был одним из самых просвещенных любителей искусства своего времени. Современники отмечали его изысканный вкус, он прекрасно ориентировался в особенностях художественного рынка и имел своих дилеров, что позволяло ему покупать вещи высокого уровня. Коллекция князя была систематизированной, А. М. Горчаков вел подробные записи относительно своей коллекции.

В своих каталогах он фиксировал перечень картин в хронологической последовательности их поступления в коллекцию и подробный провенанс каждого предмета. Писал князь по-французски. К переводу музейщики привлекали лингвистов, поскольку это не современный французский, а устаревший язык — письменный текст XIX века и свободное, вольное, обращение автора с языком затрудняют для современного исследователя понимание. А по словам Елены РЕУТОВОЙ, «эти документы содержат важную информацию и являются бесценными. Записи Горчакова открывают нам интересные сведения о картинах из омского собрания».

На выставке представлена копия каталога 1859 года, оригинал которого находится в личном фонде А. М. Горчакова в Государственном архиве Российской Федерации. Например, из этого каталога известно, что «Лесной пейзаж» (1847) голландского художника Баренда Корнелиса Куккука (1803–1862) появился в коллекции в 1847 году во время службы Александра Михайловича в Штутгарте. Картина была заказана самим князем художнику в городе Клеве и приобретена за 2000 флоринов, а «Пейзаж с водопадом» (1847) швейцарца Александра Калама (1810–1864) Горчаков приобрел в том же году в Штутгарте у маршанов А. Стевенса и Годешарля за 3200 франков.

Представленная коллекция также расскажет посетителям, что будущий канцер Российской империи А. М. Горчаков получил образование в Царскосельском лицее. Соучениками А. М. Горчакова были А.С. Пушкин (его посвящение Горчакову вынесено в заголовок статьи), А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер. Интересно, что Пушкин, по словам А. М. Горчакова, предугадал его будущее: «С Александром мы были большие друзья, несмотря на то, что во многом расходились во взглядах. Уже в Лицее он мне дал кличку «le diplomat», как будто предсказывая мою карьеру». В 1825 году А.М. Горчаков, рискуя своей репутацией, навестил лицейского друга, сосланного в Михайловское. От этой встречи остался портрет Горчакова, сделанный рукой А.С. Пушкина на полях стихотворения «Андрей Шенье». В одной из витрин зрители могут увидеть копию этого рисунка Пушкина и ознакомиться с другими интересными документами этого тематического раздела экспозиции. 

— До последних дней А. М. Горчаков сохранил воспоминания о временах учебы в Царскосельском лицее и общении с А. С. Пушкиным,- подчёркивает Елена РЕУТОВА. — 85-летний канцлер оказался последним лицеистом пушкинского выпуска, к которому оказались обращены строки А. С. Пушкина:

«Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! Средь новых поколений
Докучный гость и чуждый, и чужой,
Он вспомнит нас во дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...»

Ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции русской и зарубежной графики Галина СЕВОСТЬЯНОВА подчеркнула:

— Александр Михайлович Горчаков, безусловно, выдающаяся личность, его государственные заслуги велики, но прежде всего хочется сегодня сказать о том, что он выбрал искусство и главное, что он оставил своим сыновьям — это свою коллекцию. 

Однако после октябрьской революции коллекцию Горчаковых постигла печальная участь.

— После издания декрета ВЦИК от 27 апреля 1918 года «Об отмене наследования» началась массовая национализация частных собраний. В 1918-1919 гг. стали государственной собственностью московские коллекции И.А. Морозова, А.А. Брокара, Н.М. Соллогуба, В.О. Гиршмана, С.П. Рябушинского, Е.А. Долгоруковой, А.П. Боткиной, З.И. Ратьковой-Ражновой. В Петрограде в тот же период были национализированы исторические и художественные ценности, находящиеся в особняках и дворцах родовой знати – Юсуповых, Строгановых, Шуваловых, Шереметевых, Долгоруких, Воронцовых-Дашковых, Демидовых, Нарышкиных и других.

В августе 1918 года было национализировано все движимое имущество из особняка Константина Александровича Горчакова, — вся коллекция к этому времени перешла к нему по наследству и была им сохранена, — поясняет Елена РЕУТОВА.

На выставке можно увидеть документы, свидетельствующие о судьбе некоторых экспонатов этого уникального собрания — национализированного и частично распроданного. По распоряжению Луначарского коллекцию надлежало целиком передать на хранение в Народный музей Штиглица. Но вмешался случай — правительственный комиссар по фамилии Ерыкалов в служебной записке уполномоченному по Петроградскому району, ссылаясь на некие имеющиеся у него сведения, делится подозрениями, что лучшая часть коллекции сокрыта владельцем в доме — Ерыкалов требует принять меры к поиску. И уникальная коллекция поступает на склады, в Государственный музейный фонд, откуда в дальнейшем уже распределяется по частям — в Эрмитаж, в Русский музей и в контору Госторга «Антиквариат». Судьба большинства проданных шедевров доселе неизвестна.

На выставке 1998 года, организованной Государственным Эрмитажем к 200-летию светлейшего князя А.М. Горчакова, было представлено всего около 50 картин.

Малая часть коллекции Горчакова через Государственный музейный фонд в начале прошлого века была распределена по региональным музеям, в том числе — и в Западно-Сибирский краевой музей.

Выставка ждёт посетителей в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в здании генерал-губернаторского дворца по улице Ленина, 23.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.