Все рубрики
В Омске понедельник, 16 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 64,4711    € 71,5307

Александр ЛЕЛЯКИН: жизнь из фрагментов

19 августа 2019 16:00
0
1011

Выставка памяти «вольного художника» представляет незавершенные проекты. 

Один из первых компьютерных дизайнеров Омска, график, фотохудожник, поэт, участник многих городских, региональных и международных выставок ушел от нас год назад. Именно в этот день, 15 августа, в Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка «Скоро будет... Александр Лелякин. Проекты».

Выставка представляет новую грань творчества фотографа-художника – ту, с которой он собирался познакомить своих друзей и зрителей, но не успел. «Скоро будет» – фраза, взятая из архивов Александра. Видимо, такими словами он сопровождал почти готовые работы.

На выставке представлены разные фотографические серии. Одни из них были близки к завершению, другие находились в состоянии поиска художественного решения. Что-то выражалось еще лишь в текстовых набросках, четверостишьях, которые можно прочитать на большом стенде.

Наиболее полной является серия «Медленная жизнь» (Slow Life), созданная после культурологического пленэра в Горной Шории. Девятнадцать листов выполнены в экспериментальной технике коллажа из фрагментов альтернативной фотографии. Эта техника стала новым словом не только в творчестве Александра ЛЕЛЯКИНА, но и в омском фотоискусстве. 

– Фотографией Александр увлекался давно, но в обычной ему было тесно, и его друзья-фотографы Вадим ТОЛСТОВ, Олег ДЕРКУНСКИЙ, Сергей СОКРУТА познакомили его с альтернативной печатью, – рассказала куратор выставки заведующая редакционно-издательским отделом музея Светлана МАШАНОВА. – Альтернативная фотография пришлась ему больше по душе, потому что она более творческая, разрывающая какие-то стандартные рамки. Темперапринт, цианотипия – это виды ручной печати. Там с негативов делаются пленки в размер будущей работы, затем они химически обрабатываются, наносится краска. И эти работы уже приобретают индивидуальный характер, ни один отпечаток невозможно повторить дважды. Но и в рамках «другой фотографии» можно передать не все ощущения и впечатления. Так появились коллажи.

Технология вкратце такова: контактные отпечатки художественно рвутся (режутся) и наклеиваются на основу из плотного картона в произвольном порядке. Процесс очень кропотливый. Выполненные таким образом работы где-то напоминают рисунки на камне, где-то – пастельную графику. Помимо прочего, это всегда некая сложносочиненная эмоция. Кстати, когда автору чего-то не хватало, он допечатывал фрагменты в том же тоне, в том же цвете.

Название серии сам Александр ЛЕЛЯКИН объяснял следующим образом:

«Каждый путешественник замечал: если ехать довольно быстро, окружающие пейзажи сменяются медленно. Это для того, чтобы можно было хорошенько все рассмотреть. Пройдя на трех больших деревянных лодках вниз по главной шорской реке Мрас-Су несколько десятков километров, мы постепенно попадаем как будто в другое измерение. Нас неторопливо встречает таежный поселок Усть-Анзас, уютно разместившийся в речной долине. Дети, для которых их поселок – центр Вселенной, молчаливой стайкой сидят на камнях, спокойно и снисходительно наблюдают за нами – странными и шумными незнакомцами. Взрослые ходят, ездят на лошадях и жестикулируют плавно, будто не хотят лишний раз тратить движения и слова. Любопытство проявляют, не торопясь, похоже, оценивая, нужно ли тратить на это время. Не сомневаюсь, что здесь на завтра откладывается то, что можно сделать сегодня. И шорцы, даже если и спешат, то делают это медленно».

Нет сомнения, что Александр ЛЕЛЯКИН продолжал бы совершенствовать свой новообретенный синтетический жанр. Об этом говорят выведенные на печать работы, готовящиеся для других серий: «Европа», «Вечера разных дней», «Кунсткамера», «Nodus. Промелькнувшие миры». Последняя посвящена людям без определенного места жительства, несколько выразительных портретов из нее представлено в экспозиции.

Все присутствующие на выставке произведения переданы в дар Омскому музею изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, который начинает формировать фонд фотографии.

Выставка будет работать до 29 сентября.

Фото © Максим КАРМАЕВ, Алексей ОЗЕРОВ, Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

 

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.