Александр ЛЕЛЯКИН: жизнь из фрагментов

Дата публикации: 19 августа 2019

Выставка памяти «вольного художника» представляет незавершенные проекты. 

Один из первых компьютерных дизайнеров Омска, график, фотохудожник, поэт, участник многих городских, региональных и международных выставок ушел от нас год назад. Именно в этот день, 15 августа, в Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка «Скоро будет... Александр Лелякин. Проекты».

Выставка представляет новую грань творчества фотографа-художника – ту, с которой он собирался познакомить своих друзей и зрителей, но не успел. «Скоро будет» – фраза, взятая из архивов Александра. Видимо, такими словами он сопровождал почти готовые работы.

На выставке представлены разные фотографические серии. Одни из них были близки к завершению, другие находились в состоянии поиска художественного решения. Что-то выражалось еще лишь в текстовых набросках, четверостишьях, которые можно прочитать на большом стенде.

Наиболее полной является серия «Медленная жизнь» (Slow Life), созданная после культурологического пленэра в Горной Шории. Девятнадцать листов выполнены в экспериментальной технике коллажа из фрагментов альтернативной фотографии. Эта техника стала новым словом не только в творчестве Александра ЛЕЛЯКИНА, но и в омском фотоискусстве. 

– Фотографией Александр увлекался давно, но в обычной ему было тесно, и его друзья-фотографы Вадим ТОЛСТОВ, Олег ДЕРКУНСКИЙ, Сергей СОКРУТА познакомили его с альтернативной печатью, – рассказала куратор выставки заведующая редакционно-издательским отделом музея Светлана МАШАНОВА. – Альтернативная фотография пришлась ему больше по душе, потому что она более творческая, разрывающая какие-то стандартные рамки. Темперапринт, цианотипия – это виды ручной печати. Там с негативов делаются пленки в размер будущей работы, затем они химически обрабатываются, наносится краска. И эти работы уже приобретают индивидуальный характер, ни один отпечаток невозможно повторить дважды. Но и в рамках «другой фотографии» можно передать не все ощущения и впечатления. Так появились коллажи.

Технология вкратце такова: контактные отпечатки художественно рвутся (режутся) и наклеиваются на основу из плотного картона в произвольном порядке. Процесс очень кропотливый. Выполненные таким образом работы где-то напоминают рисунки на камне, где-то – пастельную графику. Помимо прочего, это всегда некая сложносочиненная эмоция. Кстати, когда автору чего-то не хватало, он допечатывал фрагменты в том же тоне, в том же цвете.

Название серии сам Александр ЛЕЛЯКИН объяснял следующим образом:

«Каждый путешественник замечал: если ехать довольно быстро, окружающие пейзажи сменяются медленно. Это для того, чтобы можно было хорошенько все рассмотреть. Пройдя на трех больших деревянных лодках вниз по главной шорской реке Мрас-Су несколько десятков километров, мы постепенно попадаем как будто в другое измерение. Нас неторопливо встречает таежный поселок Усть-Анзас, уютно разместившийся в речной долине. Дети, для которых их поселок – центр Вселенной, молчаливой стайкой сидят на камнях, спокойно и снисходительно наблюдают за нами – странными и шумными незнакомцами. Взрослые ходят, ездят на лошадях и жестикулируют плавно, будто не хотят лишний раз тратить движения и слова. Любопытство проявляют, не торопясь, похоже, оценивая, нужно ли тратить на это время. Не сомневаюсь, что здесь на завтра откладывается то, что можно сделать сегодня. И шорцы, даже если и спешат, то делают это медленно».

Нет сомнения, что Александр ЛЕЛЯКИН продолжал бы совершенствовать свой новообретенный синтетический жанр. Об этом говорят выведенные на печать работы, готовящиеся для других серий: «Европа», «Вечера разных дней», «Кунсткамера», «Nodus. Промелькнувшие миры». Последняя посвящена людям без определенного места жительства, несколько выразительных портретов из нее представлено в экспозиции.

Все присутствующие на выставке произведения переданы в дар Омскому музею изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, который начинает формировать фонд фотографии.

Выставка будет работать до 29 сентября.

Фото © Максим КАРМАЕВ, Алексей ОЗЕРОВ, Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

 



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/aleksandr-lelyakin-zhizn-iz-fragmentov