Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 63,7101    € 70,5207

Эльвира КАДЫРОВА: «Красота как религия»

9 сентября 2019 15:07
0
1214

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Модерн в доме Кабалкиных». 

Экспозицию составили предметы из двух частных собраний – коллекции нашего бывшего земляка Андрея МАЕВСКОГО (Рига) и шляпных дел мастера, автора головных уборов Михаила БОЯРСКОГО Марины СЕДОВОЙ (Санкт-Петербург).

В залах омского музея демонстрируются различные виды графики, печатной продукции, предметов декоративно-прикладного искусства Европы и России. Также здесь много образцов серебра, фарфора, кружева, головных уборов. Тема красоты и женственности (одно из основных направлений модерна) прослеживается в изящных платьях из переливчатых тканей, расшитых стеклярусом.

Пожалуй, стоит объяснить название выставки. Дело в том, что дом, в котором находится музей «Либеров-центр», построен в 1911 году присяжным поверенным Александром Соломоновичем КАБАЛКИНЫМ и использовался не только для проживания, но и частной практики членов семьи. Дом является ярким образцом сибирского модерна.

– То, что демонстрировал стиль модерн, зародившийся на рубеже XIX–XX веков, а это, прежде всего, синтезация среды, актуально и сегодня, – говорит искусствовед Галина ЛУЗЯНИНА.– Стиль этот охватил все сферы не только искусства, но и быта, он пришел в интерьеры, экстерьеры. Там новый художественный язык характеризовался, прежде всего, отказом от прямых углов и линий в пользу «природных» форм. В разных странах модерн получил разное название – от французского «ар-нуво» до итальянского «либерти». В Австрии это «соцессион», в Германии – «югендштиль». Модерн оказался стилем чрезвычайно многогранным и благодатным для полета творческой фантазии.

Новый проект «Либеров-центра», как и все другие проекты этого года, посвящен юбилею музея, которому исполняется 25 лет.

– Хотелось рассказать о стиле модерн именно в таком жизненном, бытовом плане, – говорит директор музея Елена БУЙНОВА. – Он был доступен для разных слоев населения, возможно, этим и привлекателен. Период его был очень маленьким, буквально десятилетие, но мы любим этот стиль до сих пор и восхищаемся творениями великих художников модерна. Мы вспоминаем Густава КЛИМТА, Обри БЕРДСЛИ, Альфонса МУХУ, и, конечно же, Антонио ГАУДИ, Чарльза МАКИНТОША. Модерн распространился во всех странах Европы и Америки, пришел он и в Россию, в Сибирь. Много особняков в этом стиле строилось в Омске, Томске, Красноярске. К сожалению, мы не знаем, какой архитектор построил наш дом. Есть предположение, что это Леонид ЧЕРНЫШОВ, который как раз в 1911 году возводил павильоны и главные ворота на нашей Западносибирской сельскохозяйственной и торгово-промышленной промышленной выставке. Но это пока не подтверждено.

Сегодняшняя экспозиция поделена на две части. Первая посвящена искусству интерьера. Модернисты, решившие, что раз жизнь вокруг серая и непривлекательная, то можно создать красоту искусственно, придавали ему большое значение. Образцы подобного дизайна можно увидеть в графических листах из специальных папок «Das Interieur», изданных в 1900, 1902 и 1910 годах. Во втором зале находятся бытовые предметы, книги, книжные иллюстрации.

– У нас тут представлен журнал «Мир искусства», – рассказывает специалист музея Юлия ЗАРОДОВА. – Как известно, «мирискусники» – это те художники, которые, собравшись в единый круг, и создали в России модерн. Они провозгласили отход от социальности, и главным в жизни стало искусство. Помните, ВРУБЕЛЬ сказал: «Красота – вот наша религия». Они как будто на практике старались воплотить известную фразу ДОСТОЕВСКОГО о том, что красота спасет мир, и стали создавать эту красоту. Среди «мирискусников» можно назвать такие известные имена, как Александр БЕНУА, Константин СОМОВ и, конечно же, Сергей ДЯГИЛЕВ, который поехал в это время покорять мир своими балетами. И Лев БАКСТ, ставший художником этих балетов. Кстати, многие кутюрье Парижа заимствовали у него идеи. «Мирискусники» придали новое звучание графике, которая не была до них объектом выставок, а носила лишь прикладной характер в качестве зарисовок для живописных работ, и внесли новые веяния в книгоиздательство.

Авторы выставки признаются, что готовя ее, составляя этикетаж для поступивших коллекций, сделали много удивительных открытий.

Например, оказалось, что иллюстрации Шарля ДУДЛЭ к книге Мориса МЕТЕРЛИНКА «Двенадцать песен» – настолько большой раритет, что запрещены к вывозу за пределы Российской Федерации. Выпущенная в 1905 году в Петербурге книга была первым прижизненным изданием МЕТЕРЛИНКА на русском языке. Автор перевода – известный литератор Георгий ЧУЛКОВ.

Среди женских украшений совсем не выделяются скромные серьги. На самом деле это очень дорогая вещь с бриллиантами и изумрудами.

Представляет интерес и коробка с надписью «Эйнемъ». Фердинанд ЭЙНЕМ был создателем кондитерской фабрики, открывшейся в России в середине XIX века. Фабрика производила карамель, шоколад, пастилу, какао-напитки и другие сладости. ЭЙНЕМ стал поставщиком императорского двора, после чего фабрика приобрела известность во всей России. Она существует и теперь, только мы ее знаем как… «Красный октябрь».

Делать маленькие и большие открытия, любоваться болезненной красотой Серебряного века музей «Либеров-центр» приглашает и своих посетителей. Атмосфера модерна будет царить здесь весь сентябрь.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ

Loading...




Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.