Геннадий КОЗАЧУН: «Я не согласен с архитектором Сакеном ХУСАИНОВЫМ!»

Дата публикации: 24 марта 2019

Ответить на статью  меня побудили многие неточности и достаточно невысокий уровень понимания проблем. 

Сайт газеты «Коммерческие вести» опубликовал 17 января 2019 года мнение одного из ведущих архитекторов Омска, почетного архитектора России, доцента кафедры архитектурно-конструктивного проектирования СибАДИ Сакена ХУСАИНОВА под полемическим заголовком «Какой город – такое и архитектурное образование. Деградирующее». Примечательно, что днями ранее четыре заслуженных архитектора России заявили в открытом письме губернатору Омской области и мэру Омска, что архитектурный облик мегаполиса формируют непрофессионалы. В разгоревшуюся дискуссию вступил профессор кафедры архитектурно-конструктивного проектирования СибАДИ, почетный работник высшей школы, член Союза архитекторов РФ, профессор Международной Академии Архитектуры (МААМ) Геннадий КОЗАЧУН. «КВ» публикуют точку зрения профессора:

— В январе наш университет наконец прошел аккредитацию, к которой готовились больше года. Эта оценка вузов проходит каждых пять лет. Для большинства специальностей, традиционных для университета СибАДИ, это не представляет большой сложности. Обычно закрытию подлежат непрофильные для вуза специальности. В связи с этим опасение вызывало возможное закрытие направления подготовки «архитекторов. Перед аттестацией вышла статья ХУСАИНОВА С.Ш., обвинившего наш университет в низком уровне подготовки архитекторов и низком уровне архитектуры города.

Можно было бы и отмолчаться, но тогда читатели действительно подумают, что в омской архитектуре – «деградирующей» – действительно виноват СибАДИ, а конкретно – кафедра архитектурно-конструктивного проектирования, которую мне пришлось возглавлять дважды.

Ответить на статью ХУСАИНОВА С. Ш. меня побудили многие неточности и достаточно невысокий уровень понимания проблем высшей школы, из которых последовали ошибочные выводы и предложения. А главное: открывать и ставить высшее архитектурное образование в Омске пришлось мне, и не с 2009 г., а несколько раньше.

Новая история

Прежде всего хочется пояснить, почему же необходимо было организовать в Омске подготовку специалистов с высшим архитектурным образованием. Надо сказать, что с переходом к рыночным отношениям не стало распределения выпускников по другим регионам с предоставлением различных льгот, в том числе и с обязанность предоставления жилья. Таким образом, каждый регион должен заботиться о подготовке различных кадров для себя. Поэтому в нашем вузе были открыты такие специальности, как «экономика и управление в строительства», «экспертиза и управление недвижимостью», «инженер-архитектор» и другие.

На факультете ПГС до открытия архитектурного образования была кафедра архитектуры промышленных и гражданских зданий, которая давала основы архитектуры для строительных специальностей. Студенты специальности «проектирование зданий» со сроком обучения 5,5 года были уже на третьем курсе, а вести архитектурные дисциплины было некому. Их вели приглашенные из Омскгражданпроекта архитекторы. На кафедре никто не представлял, что такое дипломный проект для инженеров-архитекторов. Ректор САЛЬНИКОВ В.А. понимал, что нужны срочные меры.

Мне, как единственному в то время члену Союза архитекторов РФ в СибАДИ, прошедшему школу архитектурного образования в течение девяти лет в Алма-Атинской архитектурно-строительной академии, было предложено организовать и возглавить выпускающую кафедру архитектуры и градостроительства, поскольку на кафедре не было архитекторов даже с техническим образованием. Пришлось прежде всего укомплектовывать кафедру архитекторами, членами Союза архитекторов РФ. Надо сказать, что не все воспринимали эту специальность всерьез. Против нее был и академик КАРИМОВ А.М., поэтому нам пришлось подготовить документы для открытия специальности «архитектура» и получить лицензию по подготовке архитекторов со сроком обучения шесть лет.

При наборе студентов были бюджетные места, и конкурс составлял до пяти человек на место, что позволяло набирать на первый курс абитуриентов, прошедших двухгодичное обучение на подготовительных курсах школы юных архитекторов им. академика Каримова. Мы сделали только два набора на архитектуру со сроком обучения шесть лет, после чего Россия перешла на бакалавриат со сроком обучения архитекторов уже пять лет. Не надо быть преподавателем, чтобы понять, что снижение срока обучения ведет к снижению уровня подготовки выпускников.

Деградация

Кстати, Сакен ХУСАИНОВ не является доцентом кафедры архитектурно-конструктивного проектирования СибАДИ. Он проработал на кафедре по совместительству на полставки несколько лет. Как член Союза архитекторов РФ, он был принят на должность доцента. Чтобы получить аттестат доцента кафедры необходимо написание и издание учебных методических пособий, научных статей, учебных пособий. Поэтому, не работая в настоящее время на кафедре, даже некорректно, на мой взгляд, подписываться под статьей доцентом.

Мне, связанному с преподаванием в высшей школе более сорока лет, в том числе в высшем архитектурном образовании более 30 лет, видны причины деградации совсем в другом.

Прежде всего деградация началась с переходом на Образовательные стандарты специальности. До перехода на стандарты в 90-х годах вузы вели обучение по типовым учебным планам специальностей, которые действовали на всей территории Советского Союза. Студент мог перевестись из одного города в другой на свою специальность с минимальной пересдачей или досдачей дисциплин.

Первый стандарт отвечал своему названию, поскольку устанавливал перечень дисциплины, их содержание, часы на освоение, курсовые работы и проекты. Однако были уже региональные составляющие и дисциплины по выбору, что обеспечивало возможность существенных отличий программ обучения в разных вузах одной и той же специальности.

Снижение уровня подготовки выпускников по различным специальностям произошло с переходом на бакалавриат с одновременным сокращением срока обучения. В результате архитекторов-бакалавров стали готовить не шесть, а пять лет, а по специальности «проектирование зданий» вместо 5,5 года оставили только четыре года. От последней нам пришлось отказаться, так как нельзя подготовить проектировщика за четыре года.

Существенным ударом по уровню профессиональной подготовки архитекторов явилось снижение числа курсовых работ и проектов. Если наши первые выпускники выполняли 22 – 24 курсовых проекта и работ, то в настоящее время осталось всего одиннадцать. Вот где главная причина снижения уровня подготовки архитекторов, не зависящая ни от кафедры архитектурно-конструктивного проектирования, ни от СибАДИ.

Отношение безразличное

Снижение уровня подготовки архитекторов-бакалавров произошло еще по одной причине, которую не заметил Сакен ХУСАИНОВ. Это отсутствие бюджетных мест на архитектурное направление уже три года. В Москве считают архитектурное направление непрофильным для СибАДИ, не задумываясь, что для нашего региона это равноценно потере специальности. Из-за отсутствия бюджетных мест резко сократилось количество занимающихся на подготовительных курсах, а кто занимается или заканчивает, уезжают поступать в вузы других регионов, где есть шансы поступить на бюджетную форму обучения.

В результате на направление «архитектура» поступают малоподготовленные абитуриенты, родители которых могут оплатить обучение. Следует отметить, что оплата на направление подготовки «архитектура» в два раза выше чем, например, на другие, отнесенные к непрестижным, в результате еле набираем одну группу. Так, на третьем курсе в группе, где одни внебюджетники, всего 15 студентов, из которых только три сдали зимнюю сессию без задолженностей.

В снижении уровня подготовки выпускников виновата внедренная рейтинговая система, при которой в конечном итоге оценку ставит компьютерная программа, а преподавателю остается проставить в зачетках оценку, если студент с ней согласен и не хочет повысить.

Из статьи ХУСАИНОВА С.Ш. для малосведущему читателю может показаться, что действительно СибАДИ виноват в «деградации» архитектурного образования и архитектуры региона, уровня наших выпускников и что именно кафедра и ее преподаватели виноваты в этом. Кому как ни почетному архитектору России знать, что, для того чтобы выпустить проект здания, необходимо пройти экспертизу и главное – архитектурно-градостроительный совет города и области, которые должны состоять из специалистов – профессионалов. Я был в его составе в бытность А.М. КИРИМОВА, прошел десятилетнюю школу работы в областном градостроительном совете Крыма, поэтому знаю всю технологию проектирования и согласования проектов. Слабый проект не должен пройти.

Надо сказать, что отношение к архитектурно-градостроительному совету и его составу в Омске особое. Областной градостроительный Совет, который возглавлял ПОЛЕЖАЕВ Л.К., работал каждый квартал, на который собирали руководство всего строительного комплекса, а для заполнения большого зала мы снимали с занятий две-три группы студентов. Можно представить, сколько человеко-часов терялось. В течение девяти лет я был экспертом и членом областного градостроительного совета Крыма, в состав которого входило всего 14 – 16 специалистов. Работали почти каждый четверг.

Наблюдая в течение почти четверти века за отношением к архитектурному образованию в городе со стороны высшего руководства, я назвал бы его безразличным. Это связано с недопониманием социальной значимости архитектора. Нет другой специальности, кроме архитектуры, которая призвана решать сложную социально значимую задачу по формированию комфортной среды. Можно сказать, какое отношение к архитектуре и архитекторам, такое и образование и архитектура.

Архитекторов должно учить

Открыв архитектурную специальность более чем в миллионном городе, мы рассчитывали, что будет организован архитектурный факультет со своим зданием с достойной архитектурой в центре города. Был разработан даже дипломный проект архитектурного факультета в здании бывшего пивзавода на Красном пути. Но это не заинтересовало ни город, ни область.

Предполагали мы и открытие архитектурного факультета и переименование Инженерно-строительного института СибАДИ в архитектурно-строительный, что придало бы больший вес архитектурной специальности, но это предложение не нашло поддержки в академии.

А сколько лет Омское отделение Союза архитекторов было бездомным, когда наше здание забрали под казахское консульство и ничего не дали взамен.

В заключение своей статьи ХУСАИНОВ С.Ш. отмечает, что четыре заслуженных архитектора России нашего отделения Союза архитекторов России заявили в открытом письме губернатору и мэру, что архитектурный облик Омска формируют непрофессионалы. Не читал это открытое письмо, но не принимаю это насчет СибАди и нашей кафедры,

Я бы сказал, что этой фразой брошен камень в архитектурную общественность региона, в том числе в архитектурно-градостроительные советы области и города, которые возглавляют, с одной стороны, губернатор, а с другой – мэр города.

Ведь для того, чтобы запроектировать и построить достаточно ответственное здание, оно разрабатывается под руководством опытных архитекторов, проходит архитектурный совет в проектном институте, государственную экспертизу, архитектурно-градостроительный совет города, которые формируют облик. Мы выпустили более сотни архитекторов, многие из которых успешно работают за пределами Омска, включая Москву, Санкт-Петербург, а также за границей.

Автор статьи, бесспорно во многом прав, и прежде всего в том, что архитекторов должны учить архитекторы. Этой истины мы стараемся придерживаться. Когда кафедра не справляется, особенно при дипломном проектировании, мы привлекаем наших членов Союза архитекторов РФ, которые всегда идут навстречу. Надо сказать, что не ради денег, поскольку оплата труда преподавателя находится на нижайшем уровне. Так, доцент кандидат наук, получает в месяц менее 20 тыс. рублей.

Теряется сложившаяся ранее традиция вручения дипломов архитектора об окончании вуза. Ранее торжественно вручали в «Пирамиде», где делали выставку дипломных проектов, оценку Союзом архитекторов региона, который вручал грамоты. Затем вручали у себя в своем корпусе, где также была выставка и оценка Союзом архитекторов, телевидение.

Два года это вручение перенесли в главный корпус. Нет выставки, ни объективной оценки выпускных работ членами Союза архитекторов. К сожалению, торжественность и порядок практически потеряны.

Два года мы не участвовали в традиционных всероссийских конкурсах дипломных работ по архитектуре, хотя в прошлом году он был рядом – в Екатеринбурге.

Есть варианты

Рассматривая развитие архитектурного образования в г. Омске, объективно следует отметить, что архитектуру, независимо от итогов аттестации, необходимо или закрывать в СибАДИ и открывать в другом вузе, где бы архитектура была равноправной с другими и, соответственно, имела бюджетные места.

Другой вариант – оставить при СибАДИ, но необходимо развивать до факультета и сделать ее перспективной и приоритетной. Прежде всего необходимо принять новый учебный план, поскольку существующий не выдерживает критики: складывается впечатление, что мы готовим не архитекторов, а художников. Никак не могут понять в СибАДИ, что такое дифференцированный зачет по таким дисциплинам, как рисунок, живопись, скульптура, который принят в архитектурном образовании. Курсовой проект в архитектурном образовании всегда был и есть учебная нагрузка и выполняется под руководством преподавателя на занятиях, но у нас вы не найдете в расписании «курсовой проект».

Наш регион очень отстал от своих соседей. Так, в Тюмени, Томске имеются не только архитектурные факультеты, но и самостоятельные архитектурно-строительные университеты. Хотя по численности населения эти города почти в два раза меньше Омска. В Барнауле имеется архитектурный факультет. В Новосибирске успешно работают два университета – Архитектурно-строительный университет (Сибстрин), Университет архитектуры, дизайна и искусств, где готовятся архитекторы с определенной специализацией. Кстати, в каждом из этих вузов выделяется по 26 бюджетных мест только на архитектуру.

Почему же соседи смогли организовать подготовку архитекторов на должном уровне, а наш регион безнадежно отстал, а то, что есть, требует изменения подходов на всех уровнях, от кого зависит его развитие. Это университет, министерство образования региона, руководство города, региона. В соседних регионах, видимо, на всех уровнях давно поняли социальную значимость древнейшей специальности – архитектуры и архитектора, призванного формировать комфортную среду жизнедеятельности и жизнеобитания на различных пространственных уровнях, начиная от отдельного помещения до городов, муниципальных районов и регионов.

Ранее материал в полном виде был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 февраля 2019 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/gennadiy-kozachun-ya-ne-soglasen-s-arhitektorom-sakenom-husainovym