Художник Георгий КИЧИГИН предложил омичам полистать "Фотоальбом деда"

Дата публикации: 30 апреля 2014

Он изобразил историю страны в фотографиях

В Омском государственном историко-краеведческом музее 29 апреля открылась персональная выставка мэтра омской живописи – заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Георгия КИЧИГИНА – "Фотоальбом деда".

Казалось бы, выставки художников должны проходить в музее изобразительных искусств. Но площадка историко-краеведческого музея как нельзя лучше подходит для этой экспозиции. В работах КИЧИГИНА отразилась именно история – история семьи, история нескольких поколений омичей, история края, история страны.

"Меня с детства притягивал фотоальбом деда, случайно найденный на чердаке, — признался художник. – Населенный разными фотографиями, он напоминал большой дом, в котором жильцы, храня какую-то тайну, сговорились никому ее не открывать. С фотографий они смотрели спокойно и с достоинством, их взгляды со значением говорили, что знают они много. Было обидно и жалко, что все они канули в Лету, не посвятив меня в свои тайны".


Художник придумал и дорисовал эти тайны, наполнив картины тревожным ощущением грядущих перемен: "Предчувствие Гражданской войны", "Запах мертвых роз", "Тень тихого счастья", "Разведенные временем". Коллекция включает в себя 16 живописных произведений, создававшихся в течение нескольких лет. Художественный проект, в основу которого положена семейная хроника, представляет трагическое время Первой Мировой и последовавшей за ней Гражданской войн, эпоху разрушения семейных и социальных связей.

Исследуя свою родословную, Георгий КИЧИГИН обнаружил у себя и казачьи, и купеческие корни. Многие родственники были репрессированы. Это видно по снимкам, на которых вырезаны отдельные фигуры. Опасно было хранить даже память о попавших в немилость к государству. "Запрет на память" — название работы, где в прорезях силуэтов на фотографии видна промерзшая даль Васюганских болот — страшного места ссылки. Но цикл все-таки заканчивается надеждой на возрождение. "Сто лет спустя" — называется последняя по времени работа, на которой, опять же на фоне старых фотографий, художник изображает свою дочь, готовящуюся подарить ему внука. 1913 – 2013… Цепочка не оборвалась.

Символично, что выставка "Фотоальбом деда" открылась в светлый православный праздник – Родительский день, день поминовения усопших. Что она открылась в год, когда мы отмечаем грустную дату – 100-летие с начала Первой Мировой войны. Очень органично дополняют живописный ряд экспонаты краеведческого музея – предметы быта и мебель начала ХХ века, словно сошедшие с пожелтевших снимков. А каждую работу сопровождает развернутый комментарий автора, позволяющий посетителям "полистать" страницы альбома и совершить экскурсию не только по экспозиции, но и по времени.

Фото: Максим КАРМАЕВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/hudozhnik-georgiy-kichigin-predlozhil-omicham-polistat-fotoalbom-deda