«И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет»

Дата публикации: 17 апреля 2018

Пушкинских «Цыган» в ритме фламенко омским зрителям представил ТЮЗ. 

13 апреля на сцене Омского ТЮЗа (Театра для детей и молодежи) состоялась премьера спектакля «Цыганы» по мотивам одноименной поэмы А.С. Пушкина в постановке режиссера Евгении МАЛЬГАВКО и балетмейстера Виктора ТЗАПТАШВИЛИ. Жанр спектакля молодой режиссёр обозначила как музыкальную поэтическую драму в стиле фламенко. 

Герой поэмы Алеко (Михаил КВЕЗЕРЕЛИ) – изгой, преследуемый законом. Но молодой человек не только по этой причине бежит от привычной городской жизни, — он бежит от разочарований в цивилизации. Среди цыган он ищет свободу и истинную свою судьбу, ищет настоящие чувства. Тема неприятия цивилизованного мира и обращения к истокам человеческой природы — тема бегства к «дикарям» — была популярна в литературе 20-х годов XIX века, и поэма Пушкина — разговор о том, насколько утопичны эти идеи. Это размышления поэта об истиной свободе и о судьбе. 

Свобода у цыган называется «воля», а судьба — «доля». Следует заметить, что два эти понятия, два слова — рифмуются. Они, зарифмованные, встречаются в двух самых важных двустишиях:

«Будь наш, привыкни к нашей доле, 
Бродящей бедности и воле...», -
в начале поэмы говорит герою старый цыган (Евгений СУХОТЕРИН), отец Земфиры, принимая Алеко в табор. Это — завязка повествования. 

И второе двустишие — указывающее на исход всей истории, на результат — в конце поэмы, в развязке:

«Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли...».

Эта рифма и закольцовывает — внутри этих понятий и меж этих двустиший — фабулу и сюжетные линии поэмы.

Алеко быстро вписывается в цыганскую кочевую жизнь. Но им владеет неясная даже для него самого тоска. Это тоска по прежней жизни. А Земфира (Надежда КОСТЮК) тем временем изменяет ему с молодым цыганом. Центр композиции поэмы — песня Земфиры «Старый муж, грозный муж...». Именно этот момент является кульминационным. Именно эту песню пела когда-то и мать самой Земфиры, ветреная Мариула перед тем, как покинуть дочь и мужа ради новой любви.

Для цыган измена грехом не считается, потому что никто не волен удержать любовь. Для табора поступок Земфиры — дело житейское, она вольна любить и вольна разлюбить. Вольна быть рядом и вольна уйти в любой момент к другому за лучшей долей (то есть за счастьем). 

Но для Алеко это — попрание всего святого. В его понятии это — преступление, которое не может остаться без последствий. Он убивает Земфиру и ее возлюбленного. Этот поступок говорит о том, что в душе герой поэмы так и не стал цыганом — не стал свободным, не обрёл цыганскую волю. Он остался эгоистом — и стал убийцей.

Несколько режиссёрских приёмов обращают на себя внимание: например, введение в спектакль такого персонажа, как юродивый (его роль блистательно играет Александр ГАЛИМОВ) — именно в его уста вложила режиссёр знаменитые строки «Птичка божия не знает...». Именно этот персонаж — камертон чувств, по-детски чистых и искренних. 

Красиво решена тема смерти — её молчаливого присутствия: безмятежная, статная, красивая, лёгкий шаг... и аккуратно заплетённая долгая коса вьётся за ней по земле.

Сценическая версия поэмы не содержит полного текста: по режиссёрскому замыслу равноправным средством художественной выразительности в спектакле выступает танец — экспрессивный, величественный и чувственный — танцевальная форма фламенко, которая имеет устойчивый ритм.

Костюмы просты и почти монохромны, но в большинстве сцен цветовыми акцентами выделены главные действующие лица: наброшенная на плечи шаль или жилет тёмно-красного цвета. Для этого спектакля сшита специальная обувь, предназначенная для профессионального исполнения фламенко. Эти туфли имеют особенный каблук, который ударяет в пол со слышимым звуком.

Декорации также условны и легко трансформируются, превращаясь на глазах у зрителей то в шатёр, то в чистое поле. И происходит это естественно и легко — ничто не разбивает спектакль, не прерывает, не нарушает действия, ни одного лишнего движения на сцене, всё органично, цельно, всё выверено до миллиметра. Хореографический рисунок спектакля безупречен в целом, а не только в танце.

На ближайшем премьерном спектакле «Цыганы» зрители смогут побывать 28 апреля в 18-00.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/i-vsyudu-strasti-rokovye-i-ot-sudeb-zashchity-net