Как судили японских военных преступников в Токио: малоизвестные факты

Дата публикации: 08 января 2021

Токийский международный процесс, на котором тон задавали американцы, был больше похож на линчевание преступников, чем на суд. Американцы вылили на подсудимых всю злобу и ненависть. Одновременно они старались показать миру, что они главные и так будет со всеми, кто выступит против их страны. 

В самом окончании Второй мировой войны по инициативе США, СССР и других стран, участвовавших в войне против Японии, был разработан совместный проект Акта о капитуляции Японии. С текстом проекта было ознакомлено японское правительство, которое согласилось с капитуляцией, но только с одним условием, что император Японии ХИРОХИТО и его семья и родственники не будут привлечены к преследованию и преданы суду. Американцы дали согласие японцам. Однако вскоре президент США Гарри ТРУМЭН и многие политики начали требовать от главнокомандующего военными силами США Дугласа МАКАРТУРА ареста императора Японии ХИРОХИТО и внесения его в список военных преступников. МАКАРТУР отказался выполнить требование ТРУМЭНА. Он мотивировал свое решение тем, что не может нарушить пункт «о неприкосновенности императора и его семьи», записанный в Акте о капитуляции Японии.

Есть исторические свидетельства, что генерал МАКАРТУР только создавал вид, будто опирается на пункт о «неприкосновенности императора», записанный в Акте о безоговорочной капитуляции. В действительности МАКАРТУРУ император был нужен как советник и помощник по управлению побежденной Японией, в которой генерал был назначен правительством США как наместник. И он не ошибся в своих расчетах. Все последующие годы американцы использовали ХИРОХИТО в своих целях.

Международный военный трибунал для Дальнего Востока, более известный как Токийский процесс над японскими военными преступникам, проходил в Токио с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года. Для проведения процесса был сформирован специальный судебный орган, в состав которого вошли представители одиннадцати государств: СССР, США, Китай, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Индия и Филиппины. 

Международный военный трибунал для Дальнего Востока проводился американцами по модели Нюрнбергского суда. Например, 10-й пункт Потсдамской декларации гласил: 

«Все военные преступники, которые совершили зверства над пленными, должны понести суровое наказание». 

Однако после капитуляции Японии среди союзников возникли серьезные разногласия по поводу организации судебного процесса над военными преступниками. Несмотря на отсутствие согласия, генерал Дуглас МАКАРТУР 11 сентября 1945 года распорядился начать аресты подозреваемых в совершении военных преступлений. МАКАРТУР в Японии решил править твердой рукой, порой хитроумно обходил приказы Вашингтона. В качестве обвиняемых к участию в процессе было привлечено 29 человек, главным образом из числа высшего военного и гражданского руководства Японии. 

В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности. В заключение приводилось большое количество военных преступлений, таких как «Нанкинская резня», «Батаанский марш смерти» и другие. 

Дуглас МАКАРТУР утвердил Устав Международного военного трибунала для Дальнего Востока, который устанавливал порядок формирования трибунала, его функции, а также преступления, которые были ему подсудны. 

Дуглас МАКАРТУР назначил группу из одиннадцати судей, девять из которых представляли страны, подписавшие Акт о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. На Токийском процессе от Советского Союза присутствовал Иван Михеевич ЗАРЯНОВ, член Военной коллегии Верховного Суда СССР, генерал-майор.

Гарри ТРУМЭН, президент США, назначил на Токийском процессе главным прокурором Джозефа КИНАНА.

Иосиф СТАЛИН назначил на Токийском процессе прокурором Сергея ГОЛУНСКОГО, начальника Договорно-правового отдела МИД СССР. Однако вскоре ГОЛУНСКИЙ был заменен на Александра ВАСИЛЬАВА, прокурора Москвы. В источнике не указана причина замены.

Во время процесса и подсудимые японские генералы давали показания, в которых выгораживали из обвинения императора ХИРОХИТО и членов его семьи. На суде случился такой курьез. Генерал ТОДЗИО на процессе сказал: 

«Ни один японский подданный… не может действовать против воли императора».

Через адвокатов американцы «поработали» с ТОДЗИО. На следующий день он заявил, что оговорился. По настоянию американского судьи ему было сделано замечание, чтобы впредь не допускал оговорок в адрес императора.

Генерал Иванэ МАЦУИ, обвиненный в резне в китайском городе Нанкин, давал крайне противоречивые показания, поскольку реальным виновником был член семьи принц Асака ЯСУХИКО. Однако американцы его убедили также через адвокатов изменить свои показания. В итоге МАЦУИ принял на себя всю ответственность за «Нанкинскую резню» китайцев. 

На Токийском суде был предоставлен список из 29 обвиняемых. Из этого числа – Ёсукэ МАЦУОКА (министр иностранных дел) и адмирал Осами НАГАНО, которые умерли во время суда от естественных причин. Сюмэй ОКАВА, идеолог японской системы, был признан невменяемым и исключен из числа подсудимых. 

Фумимаро КОНОЭ, премьер-министр Японии в 1937–1939 и 1940–1941 годах, покончил жизнь самоубийством накануне ареста, приняв яд.

Семь обвиняемых были приговорены к смертной казни через повешение и казнены 23 декабря 1948 года во дворе тюрьмы Сугамо в Токио.

Шестнадцать обвиняемых были приговорены к пожизненному заключению. Из них трое заключенных: КОИСО, СИРАТОРИ и УММЭДЗУ – умерли в тюрьме. 

К двадцати годам заключения был приговорен Сигэнори ТОГО, министр иностранных дел и министр по делам Великой Восточной Азии. Он умер в тюрьме в 1949 году. К семи годам заключения был приговорен Мамору СИГЭМИЦУ, что был в прошлом послом в СССР, и помилован в 1950 году. Тринадцать заключенных были помилованы в 1955 году и вышли на свободу.

Из числа помилованных двое вернулись к политической деятельности и занимали высокие посты в японском правительстве. Например, Мамору СИГЭМИЦУ стал министром иностранных дел и первым представителем Японии в ООН. Приговоренный к пожизненному заключению Окинори КАЯ в 1963 году был министром юстиции в правительстве Японии и ушел из политики только в 1972 году.

Император ХИРОХИТО, члены императорской семьи и разработчики бактериологического оружия, испытывавшие его на живых людях, ушли от возмездия. 

Главный разработчик биологического оружия Сиро ИСИИ и его команда отряда №731 не были привлечены к суду. Об отряде №731 даже не говорилось на судебном процессе. Взамен американцы потребовали от ИСИИ работать над созданием биологического оружия.

Токийский процесс оказался непоследовательным и порой противоречивым в изобличении и наказании как военных, так и государственных преступников. Тысячи головорезов в военной амуниции, сеявшие смерть и разрушения в захваченных странах, все-таки ушли от возмездия. На скамье подсудимых оказались не все политики и генералы, направлявшие и поощрявшие убийц. 

Тем не менее факты, установленные следствием, были настолько шокирующими, что судьи попросту не могли обойти их стороной. К маю 1942 года японские вооруженные силы захватили Гонконг, Малайю, Филиппины, Индонезию, Бирму, оккупировали Таиланд и вышли на подступы к Индии и Австралии. В ходе своих операций они крайне жестоко обращались с военнопленными: отрубали головы, закалывали штыками, сжигали людей заживо.

Предложения советского обвинителя о предании суду владельцев крупнейших предприятий военной промышленности были отклонены. Американские правящие круги во главе с президентом Гарри ТРУМЭНОМ назвали большой ошибкой Нюрнбергского процесса, что в числе обвиняемых оказались глава крупнейшего немецкого концерна Густав КРУПП и директор Рейхсбанка Ялмар ШАХТ.

В источнике указано: 

«23 декабря 1948 года в час ночи состоялась казнь семерых приговоренных к повешению. Приговоренные подали прошение, в котором просили пойти на смерть в самой лучшей одежде. Однако американцы отклонили последнюю волю обреченных. Например, Хидэки ТОДЗИО (премьер-министр Японии 1941–1944 годов) особенно сокрушался по поводу того, что пойдет на виселицу в “лохмотьях” – американской военной спецовке, которую заключенные носили в тюрьме. Этот факт противоречил традиции самурая идти в битву, откуда нет возврата, разряженными до предела. Он сочинил стихи примерно такого содержания: “Хотя я ныне ухожу, я вернусь на родину и полностью искуплю свой долг перед страной”».

В ночь с 22 на 23 декабря семь осужденных к смертной казни через повешение получили напутствие от священнослужителя, выпили по чашке саке, трижды возгласили здравицу в честь императора, трижды – в честь империи и проследовали к виселице. Во дворе тюрьмы Сугамо приговор над осужденными был приведен в исполнение. Они были повешены в присутствии членов Союзного совета для Японии. Приговор привел в исполнение американский сержант Джон ВУДЗ, тот самый, который выполнял аналогичную миссию в отношении главных нацистских военных преступников, осужденных Международным военным Трибуналом в Нюрнберге. Трупы затем сожгли в крематории Иокогамы, а пепел сбросили в море.

Александр ЗВЯГИНЦЕВ, вице президент Международной ассоциации прокуроров, в своей статье «Последний процесс», напечатанной в «Российской газете» в №254 (7717) за 2018 год, пишет:

«В 1951 году японскому правительству было поручено заниматься реабилитацией военных преступников. К концу 1952 года из 210288 лиц, подлежавших ответственности, было реабилитировано 201 574 человека. В 1952 году в связи с вступлением в силу Сан-Францисского мирного договора была объявлена всеобщая амнистия. Последний из главных японских военных преступников, осужденных в 1948 году на пожизненное заключение, вышел на свободу в 1956 году. Слухи о том, что прах осужденных Токийским Трибуналом удалось похитить и сохранить, жили в Японии всегда. А 16 августа 1960 года на вершине горы Микэнояма около города Нагоя был открыт памятник семи главным японским военным преступникам, повешенным в 1948 году. На нем высекли надпись: “Могила семи самураев-мучеников”. При открытии памятника им были возданы надлежащие почести. В январе 1964 года были посмертно награждены примерно 2 миллиона японцев, погибших во Второй мировой войне». 

Советское руководство, неудовлетворенное приговором Токийского Трибунала, приняло решение организовать новый судебный процесс над японскими военными преступниками, участвовавшими в создании бактериологического и химического оружия. В декабре 1949 года в Хабаровске перед советским судом предстали 12 японских военных преступников из отряда №731, проводивших опыты на живых людях при помощи заражения чумой, тифом и другими болезнями.

От автора. Сегодня в Японии переписываются учебники истории. Простым японцам внушается, что Япония была побеждена в 1945 году, но не сломлена морально. Японские правительство внушает солдатам и офицерам, что они продолжатели славных и боевых традиций самураев. Они готовы бороться за возрождение великой Японии. Их взоры, как и прежде, направлены в сторону России.

(Продолжение следует)

Материал и фото для подготовки статьи взяты из открытых источников.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/kak-sudili-yaponskih-voennyh-prestupnikov-v-tokio-maloizvestnye-fakty