Как "вылечить" произведение искусства

Дата публикации: 09 июня 2016

Все об этом знают реставраторы

В Омском художественном музее имени М.А. Врубеля проходит IV Международный научно-практический семинар "Сохранение культурного наследия. Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской графики".

Зачем реставратору стоматологический инструмент и крахмал, а также, чем голландская графика отличается от любой другой, удалось узнать, пообщавшись с участниками семинара.

Как известно, голландская школа сыграла большую роль в мировом изобразительном искусстве. На сегодняшний день омский музей является единственной в России площадкой для изучения вопросов сохранения голландского культурного наследия XVII – XVIII веков. Нынешний семинар впервые посвящен реставрации графических произведений, и собрал специалистов как из Нидерландов, так и из Москвы, Санкт-Петербурга, Урала и Сибири.

Графика – понятие широкое. Она может быть карандашной, акварельной, пастельной, гуашевой, оригинальной и печатной. В последнем случае разветвление идёт ещё на множество подвидов. Но, так или иначе, основа графического произведения – бумага (как живописного – холст). Имея в виду именно эту основу, оказалось, что в плане реставрации голландская графика XVII века не слишком отличается от русской.

— Никакой особой разницы нет, потому что и бумага, и все материалы, которые использовались для гравюр, в то время были из Голландии, — рассказала сотрудник амстердамского Рейксмузеума Иделетте ван ЛЕУВЭН.–В России еще не было прессов и всего того оборудования, какое было в Западной Европе. И поэтому мы не видим большой разницы в реставрации этих произведений. В XVIII веке уже начинаются какие-то различия. Происхождение бумаги очень важно. В отделе консервации Рейксмузеума мы часто сталкиваемся с такими случаями, когда нам приходится реставрировать Рембранта, допустим, на японской бумаге, и нужно тщательно изучать ее происхождения. В каждой стране свои материалы, и местные специалисты знают их лучше. Поэтому тут идет обмен знаниями, мы за этим и собираемся – поделиться.

Иделетте признается, что ей очень нравится работать с пастелью, хотя это необычайно хрупкий и капризный материал. Она вообще любит трудновыполнимые задачи.

Для успешной реставрации важно знать не только природу материалов, которым пользовался тот или иной художник, состав пигментов, которые он применял, но и характер повреждений.

— В живописи при реставрации идет взаимодействие с красочным слоем, с трещинами, кракелюром, с повреждениями биологического характера, — поясняет представитель ООО "Арт Текникс" (Санкт-Петербург) Евгений КУЛИКОВСКИЙ.– В графике существует пыль, сажа, следы жизнедеятельности микроорганизмов. Соответственно, и методы реставрации разные. Где-то нужно тепло, где-то вода. А где-то нельзя мыть – тогда применяется обработка химическими растворами. Хорошо зарекомендовали себя различные лазеры, ультразвуковая аппаратура. И вот как раз тот аппарат, который мы сегодня представляем: комплекс для сухой чистки на основе мягкой пескоструйной обработки.

Агрегат весом 200 килограммов привезли из Санкт-Петербурга в трех контейнерах. Работа его заключается в том, что подаваемая под давлением смесь крахмала и целлюлозы выбивает загрязнения из верхних слоев любого материала. За несколько дней тут уже опробовали и бумагу, и фарфор и дерево. Кстати, килограмм крахмально-целлюлозной смеси стоит 600 рублей.

Крахмал – не единственный из бытовых предметов, перекочевавших в арсенал реставраторов. Ими широко применяется, например, медицинский инструмент, в особенности – стоматологический. Все эти крючочки и зонды помогают вычистить самые глубокие трещины и складки. Что и продемонстрировали омские реставраторы.

"Мы те же доктора. И закупаемся в "Медтехнике", — улыбаются они. Похоже, обмен опытом действительно получился конструктивным.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/kak-vylechit-proizvedenie-iskusstva