Книжный клуб: «Человечек Пенфилда»

Дата публикации: 30 июля 2020

То, что не используется, отмирает. 

 

Норман ДОЙДЖ

Пластичность мозга

Серия «Психология. Мозговой штурм»

М.: Эксмо, 2010 год. – 544 стр.

Тираж 4 000 экз.

Увлекательная книга доктора медицины, психиатра, психоаналитика, научного сотрудника Центра психоаналитического обучения и исследований Колумбийского университета в Нью-Йорке и факультета психиатрии Университета Торонто Нормана ДОЙДЖА переворачивает с ног на голову наши представления о мозге. Она имеет подзаголовок: «Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга». В массовом сознании застряли понятия, что обучение человека возможно только в детстве и юности, а после экспериментов Пенфилда – что за каждым участком мозга закреплен определенный участок тела. ДОЙДЖ этого не опровергает, но приводит данные экспериментов, которые выходят далеко за рамки таких представлений и из которых следует четкий вывод:«В детстве мы проходим период интенсивного обучения. Каждый день приносит что-то новое. Затем, начав трудовую деятельность, мы активно учимся и приобретаем новые навыки и способности. Продвигаясь все дальше и дальше по жизни, мы действуем как пользователи тех навыков и способностей, которые освоили. Но проблема в том, что в зрелости мы редко беремся за задания, требующие большой концентрации внимания, редко пытаемся освоить новую сферу знаний или овладеть новыми навыками. Такие виды деятельности, как чтение газеты, работа по хорошо знакомой специальности и использование родного языка, связаны, главным образом, с повторным использованием освоенных навыков, а не с обучением. К тому времени, когда мы приближаемся к своему семидесятилетию, системы мозга, регулирующие его пластичность, могут прозябать без систематического использования уже лет пятьдесят». А то, что не используется, отмирает. Эксперименты показали, что серьезное обучение по специальным программам значительно повышает память и способности даже 70-летних. То есть мозг, как и мускулы, требует тренировок, причем трудных, требующих внимания и усилий. Более того, автор приводит конкретные примеры, что, в частности, даже после обширных поражений головного мозга, инсульта можно восстановить двигательную активность, так как здоровые участки мозга берут на себя функции поврежденных.


 

Рубрика: психология

 

Норман ДОЙДЖ

 

Пластичность мозга

Серия «Психология. Мозговой штурм»

М.: Эксмо, 2010 год. — 544 стр.

Тираж 4 000 экз.

 

Человечек Пенфилда

 

 

То, что не используется, отмирает

 

 

Увлекательная книга доктора медицины, психиатра, психоаналитика, научного сотрудника Центра психоаналитического обучения и исследований Колумбийского университета в Нью-Йорке и факультета психиатрии Университета Торонто Нормана ДОЙДЖА переворачивает с ног на голову наши представления о мозге. Она имеет подзаголовок: «Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга». В массовом сознании застряли понятия, что обучение человека возможно только в детстве и юности, а после экспериментов Пенфилда – что за каждым участком мозга закреплен определенный участок тела. ДОЙДЖ этого не опровергает, но приводит данные экспериментов, которые выходят далеко за рамки таких представлений и из которых следует четкий вывод: «В детстве мы проходим период интенсивного обучения. Каждый день приносит что-то новое. Затем, начав трудовую деятельность, мы активно учимся и приобретаем новые навыки и способности. Продвигаясь все дальше и дальше по жизни, мы действуем как пользователи тех навыков и способностей, которые освоили. Но проблема в том, что в зрелости мы редко беремся за задания, требующие большой концентрации внимания, редко пытаемся освоить новую сферу знаний или овладеть новыми навыками. Такие виды деятельности, как чтение газеты, работа по хорошо знакомой специальности и использование родного языка, связаны, главным образом, с повторным использованием освоенных навыков, а не с обучением. К тому времени, когда мы приближаемся к своему семидесятилетию, системы мозга, регулирующие его пластичность, могут прозябать без систематического использования уже лет пятьдесят». А то, что не используется, отмирает. Эксперименты показали, что серьезное обучение по специальным программам значительно повышает память и способности даже 70-летних. То есть мозг, как и мускулы, требует тренировок, причем трудных, требующих внимания и усилий. Более того, автор приводит конкретные примеры, что, в частности, даже после обширных поражений головного мозга, инсульта можно восстановить двигательную активность, так как здоровые участки мозга берут на себя функции поврежденных.

 

 

 

 



© 2001—2020 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/knizhnyy-klub-chelovechek-penfilda