Книжный клуб: «Ночной кошмар»

Дата публикации: 18 октября 2020

Страх – самое древнее и сильное из человеческих чувств. 

Оксана РАЗУМОВСКАЯ

По. Лавкрафт. Кинг: Четыре лекции по литературе ужасов

М.: Группа Компаний «РИПОЛ Классик»/ «Панглосс», 2019 год.

Серия «ЛекцииPRO-mini», 222 стр. 12 +

Как сказано в аннотации, это обобщенный материал спецкурса по готической литературе в Российском университете дружбы народов. Наверное, поэтому в книге немало общих мест: больше ее половины занимает история литературы страха и ужаса. А оставшееся место куце распределено между тремя авторами. С учетом того, что шрифт крупный, а междустрочное пространство велико, – рассказ о каждом писателе действительно мал и смазан. Можно, конечно, все это списать на псевдо-учебно-популярный жанр с учетом возрастной  пометки «12+». Однако годом ранее в той же серии вышла другая книга автора – «Уильям Шекспир. Человек на фоне культуры и литературы» на порядок более интересная. Рекомендую – несмотря на то, что прямо на обложке указано «6+» (здесь можно смеяться).

Оксана РАЗУМОВСКАЯ не скрывает своего скепсиса к литературным достоинствам ЛАВКРАФТА: он «писал для людей, которые, как и он сам, оставались в глубине души наивными, жадными до острых литературных ощущений подростками, которые любили пощекотать себе нервы вымышленными ужасами, но боялись дать отпор школьному задире. Это не сразу укладывается в голове, но ЛАВКРАФТ был современником Фолкнера и Фитцджеральда, Джойса и Рильке, Хаксли и Брехта, в его время вокруг него создавалась Большая Литература, формировался канон модернизма, а он продолжал сочинять свои байки о колдунах и кальмароголовых чудищах». В то же время она не скрывает и своей любви к Стивену КИНГУ: он «рисует ужасное как нарушение обыденного, привычного хода вещей, сталкивая нас с неутешительным фактом: никто не застрахован от встречи с собственными кошмарами, даже если они скрываются под личиной повседневных предметов или явлений».

Более всего мне понравились сноски автора мелким шрифтом, где приводятся любопытные дополнительные детали к базовому тексту. Впрочем и в последнем есть любопытные наблюдения. Например, о трагических судьбах многих авторов готических текстов, вглядывавшихся в бездну. С другой стороны, к этому жанру тяготели сочинители, склонные к «экзальтации, асоциальному поведению и экспериментам со стимулирующими веществами».



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/knizhnyy-klub-nochnoy-koshmar